Главное — дать детям комфорт и тепло

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Министр образования Гульмира Кудайбердиева побывала в четырёх школах Нарынской области. Вместе с главой отдела сотрудничества представительства Европейского союза в Кыргызстане Шарлоттой Адриан, представителями Всемирной продовольственной программы ООН и СМИ она ознакомилась с состоянием общеобразовательных организаций и их готовностью к отопительному сезону.

Первой точкой стала школа имени Калыгула Бай уулу в селе Теўдик Кочкорского района. Здесь министр с партнёрами-донорами осмотрели инфраструктуру, побеседовали с педагогами и учениками, убедились, что программы школьного питания и компьютеризации успешно реализуются.

Также проверяющие посетили уникальный музей школы, в котором хранятся старинные предметы быта и древние находки — украшения, орудия труда, посуда и т. д.

В средней школе имени Калыгула Бай уулу трудятся 63 учителя и обучаются 1 015 учеников. Как рассказал её директор Зарылбек Табалдиев, в этом году на выделенные на ремонт деньги отремонтирована крыша, закуплено 230 тонн угля. «К зиме мы полностью готовы. В школе всегда тепло», — заключил директор.

Следующей почётных гостей приняла школа-гимназия имени Нинакан Жундубаевой в селе Кочкор. Тут первым делом Гульмира Кудайбердиева и доноры посмотрели преобразившуюся столовую. Убедились, что её состояние соответствует санитарным нормам, посуды, столов и стульев достаточно. А главное, детей вкусно и полезно кормят.

— Меню у нас разнообразное — компот, фрукты, салаты, супы и даже бешбармак бывает. Еда в столовой детям очень нравится. Они с удовольствием уплетают её за обе щеки. Ждут всегда обеда и напоминают мне, когда его время настаёт, — поделилась учитель 4-го класса Патима Калманбетова.

К слову, в каждой школе сотрудники районных отделов образования, директора учебных заведений рассказывали проверяющим об успехах и достижениях, которых удалось добиться благодаря донорскому финансированию. Здесь и повышение квалификации учителей, техническое оснащение, ремонт зданий школ, внедрение горячего питания для младшеклассников, реализация инклюзивного образования и т. д. Среди проблем упоминался вопрос нехватки компьютеров.

Далее мы побывали в школе №8 имени Арстанбека Буйлаш уулу города Нарын. Гостям из столицы продемонстрировали работу специального кабинета — так называемого инклюзивного центра, в котором дети не только восстанавливают здоровье, но и развиваются благодаря сотрудничеству медиков и педагогов. В классе множество развивающих умственную способность и моторику игрушек и спортивный инвентарь — коврики, специальные большие мягкие мячики.

После экскурсии по школе министр Гульмира Кудайбердиева поговорила с журналистами, сопровождавшими её в поездке. Она пояснила, что Евросоюз оказывает бюджетную поддержку правительству Кыргызстана с 2016 года через контракт на реформирование сектора образования. Так, за последние два года ЕС в общей сложности предоставил 20 миллионов евро. В 2018 году ожидается поступление ещё порядка 10 миллионов евро. Дополнительно 32 миллиона евро будут направлены на бюджетную поддержку и 3,76 миллиона евро — на техническую помощь, гранты для НПО.

Особенность бюджетной поддержки Европейского союза заключается в секторном подходе вместо традиционного проектного (когда при министерствах создаются отделы реализации проектов). То есть ЕС переводит финансовые ресурсы напрямую в Центральное казначейство Кыргызстана на безвозмездной основе в обмен на выполнение правительством Кыргызстана оговорённых условий. После перевода полученные финансовые ресурсы становятся частью республиканского бюджета.

И одним из условий ЕС является продвижение инклюзивного образования, содействие педагогическим вузам страны по подготовке преподавательского состава для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и проведение мастер-классов с использованием современных и инновационных методов обучения. “Инклюзия — очень широкое понятие. Оно подразумевает не только обучение детей, у которых имеются проблемы со здоровьем, но и ребятишек, требующих особого внимания. Сегодня в онкологическом центре дети имеют возможность не просто лежать, но и получать знания”, — пояснила министр.

Ещё одно направление, на которое обращает внимание Евросоюз, создание условий для обучения детей. Сюда входят строительство и капремонт школ.

Также глава министерства образования подчеркнула, что помощь партнёров позволяет решать такой важный вопрос, как подключение к Интернету. К примеру, в Кочкорском районе из 33 школ 30 уже подключены к всемирной сети. «Электронные ресурсы нужны для улучшения качества образования. Дети в регионах должны иметь такие же возможности, как и их сверстники в городах», — отметила министр, добавив, что основная часть образовательных организаций расположена в регионах, а предмет «Информатика» теперь преподаётся по новым учебникам с пятого класса, а не как раньше с седьмого.

Говоря об отопительном сезоне, Гульмира Кудайбердиева подчеркнула, что Нарын считается одним из холодных регионов, поэтому школы должны иметь достаточный запас топлива для обеспечения комфортной температуры для детей.

Последний пункт, где мы побывали — инновационная школа-гимназия №2 им. В.Чкалова, так же расположенная в областном центре. В 2016 году школа, в которой обучаются 2 042 ученика, получила 8 миллионов сомов на ремонт. «Мы заменили систему отопления, канализацию, отремонтировали столовую, построили санузлы, провели воду. Раньше у нас были наружные туалеты. Также наша школа поучила грант правительства, за счёт которого обновлён спортивный зал. В нём заменены окна, полы, система электричества», — поведала директор Айчурек Самакова.

Далее она ознакомила с работой компьютерного класса. Предмет «Информатика» здесь ведёт учитель, прошедший повышение квалификации в Корее. В настоящее время в гимназии 32 компьютера. «Конечно, их маловато для такого количества учащихся», — призналась Айчурек Самакова.

После этого ученики школы рассказали министру о достижениях и возможностях своей гимназии. А на вопрос министра: «Гордитесь ли вы своей школой?» хором ответили: «ДА!»

Аида ШИРИНОВА.
Фото автора.

Добавить комментарий