Вт. Ноя 20th, 2018

Дороги, созидающие мир

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

В последнее воскресенье октября отмечается День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Кыргызстана.

Современный мир становится всё более глобальным, отдалённые страны и регионы входят в тесное политическое и торгово-экономическое сотрудничество. По Евразийскому континенту и намного дальше перевозятся грузы, путешествуют люди. Дороги позволяют поддерживать экономику селений и городов, располагающихся вдоль них, и процветать странам и народам.

В этих условиях уже давно стало очевидным: дорожная отрасль необходима для развития Кыргызстана. Республика расположена в глубине Центральной Азии, вдали от морских портов, но через нашу территорию проходят международные торговые маршруты, в том числе и Великий Шёлковый путь. Статус транзитной страны достаточно ответственен, а удобные дороги становятся визитной карточкой республики для туристов, дают возможность заключать крупные сделки бизнесменам, позволяют открывать новые рабочие места для местного населения. И чем больше возрастает значение путей сообщения, тем больше уделяется внимание качеству передвижения, безопасности, инфраструктурным объектам. В преддверии профессионального праздника мы поговорили с директором Департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики Шабданбеком ИМАНКУЛОВЫМ о том, чем живёт ведомство, о сделанном и о планах на будущее.

— Шабданбек Маданбекович, расскажите коротко, какие обязанности лежат на департаменте?

— По Кыргызстану числятся 34 тысячи километров дорог, из них 18 821 км обслуживаем мы. Это трассы международного, республиканского и местного назначения. Остальные находятся на балансе местных властей и городских муниципалитетов. Мы следим за состоянием дорог, занимаемся их ремонтом и своевременным содержанием, а также восстановлением после стихийных бедствий. В зимнее время очищаем их от снега, проводим подсыпку песком, солью. В общем, делаем всё, чтобы по Кыргызстану можно было удобно и беспрепятственно передвигаться на автомобильном транспорте.

click here — С какими показателями встречаете профессиональный праздник?

— В этом году правительство ставило перед нами большие задачи. И мы многое исполнили из возложенного. Общий бюджет департамента на 2018 год составил 4 019 813,4 сомов. Средства направляются согласно графикам, и на 23 октября дорожную отрасль профинансировали на 80,9% от запланированной суммы. Согласно утверждённому плану, по республике предусмотрена прокладка асфальтобетонного покрытия протяжённостью 250 километров. Из них по основному перечню государственных капитальных вложений (ГКВ) — 61,6 км, по автодороге Балыкчи — Чолпон-Ата — Корумду — 24,5 км. Помимо этого, по указу Президента о Годе развития регионов нам поручили заасфальтировать дороги городов и сёл протяжённостью 103,2 км по всей республике.

Из 250 предусмотренных километров на 23 октября укладка асфальтобетонного покрытия завершена на 210,5 км. Из них по основному списку сделано 54,5 км, по перечню ГКВ — 51,5 км, по автодороге Балыкчи — Чолпон-Ата — Корумду — 43,5 км, по исполнению указа о Годе развития регионов — 61 км. Ремонтные работы продолжаются, и количество завершённых объектов увеличивается. Помимо этого мы ведём строительство 24 мостов, 12 из них уже сданы в эксплуатацию.

— Какие масштабные и ответственные проекты департамент исполнял в этом году?

— В рамках подготовки к ВИК нам предстояло подготовить пути следования делегаций и гостей из зарубежных стран, начиная от международного аэропорта «Манас» до Чолпон-Аты, сёл Григорьевка, Семёновка и этногородка Кырчын. Особое внимание уделялось текущему ремонту асфальтового покрытия, повышению безопасности дорожного движения. В этой работе были задействованы дорожно-эксплуатационные управления №: 1, 39, 958, 34, 32, 10, 7. Надо отметить, что всё мы исполнили и подготовили в срок к началу Игр.

Учитывая масштабные мероприятия в Иссык-Кульской области, перед Министерством транспорта и дорог в начале года поставили задачу по реконструкции автодорог Балыкчи-Чолпон-Ата — Корумду, Семёновка — Ак-Суу, Григорьевка — Кол-Кашка — Суу. В целом работы проведены объёмные, среди прочего: прокладка водопропускных труб, выпрямление и уширение отдельных участков трасс, удаление больших камней, валунов, устройство гравийного покрытия. Всё мы исполнили качественно и раньше срока.

Помимо этого, для проведения ВИК нам поручили дополнительно проложить объездную дорогу до ипподрома Чопон-Аты, построить автостоянки у международного аэропорта Иссык-Куля, заасфальтировать улицу в Чолпон-Ате, ведущую к «Рух Ордо», и внутрихозяйственные проезды в Госрезиденции №2, расположенной в этом городе, а также привести в порядок отрезок пути от трассы до пансионата «Витязь».

Кроме того, при подготовке к саммиту Совета сотрудничества тюркоязычных государств, в котором принимали участие высокие гости из Турции, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, на департаменте лежала задача обустройства дорог, по которым передвигались иностранные делегации. В частности те, что вели к пансионатам «Аврора», «Ак-Марал», «Карвен 4 сезона», «Кыргызское взморье». Общая протяжённость составила 4,7 км. Учитывая важность события для нашей страны, все работы исполнили в срок.

— Близится зима, как проходит подготовка к холодному времени года?

— Мы руководствуемся постановлением правительства «О подготовке отраслей экономики и населения Кыргызстана к осенне-зимнему периоду 2018/2019 годов» и приказом «О подготовке дорожной отрасли к работе в осенне-зимний период». Согласно утверждённому бюджету, на содержание автотрасс зимой предусмотрено 156 млн. сомов. За первое полугодие по этой статье выполнено работ на сумму 136,2 млн. сомов. Остаток в размере 20,3 млн. сомов предназначен для закупки инертных материалов: песка, технической соли, соляно-песчаных и песчано-гравиевых смесей, ГСМ, ремонта снегоочистительной техники. Общая готовность составляет примерно 70%.

На данный момент, в связи с наступлением в некоторых высокогорных районах ранних холодов, подразделения департамента особое внимание придают стоянию перевальных участков, подверженных сходам снежных лавин и образованию заносов. По всей республике в осенне-зимний период под особым контролем находятся такие автомобильные участки, как: Бишкек-Ош (перевалы Тоо-Ашуу, Ала-Бель, Кок-Бель); Талас — Тараз — Сусамыр (перевал Отмок); Мырзаке — Кара-Кулжа — Алайку; Ош — Сарыташ — Иркештам (перевалы Чыйырчик, Талдык, Тонмурун, Кызыл-Арт); Алабука — Жаныбазар — Кировка (перевалы Чапчыма, Красная горка — Акташ); Бишкек — Нарын — Торугарт (перевалы Долон, Кызыл-Бель, Торугар, Куваакы); Казарман — Акталчат (перевалы Карагоо, Кызарт) и другие.

На данный момент идёт подготовка на перевальных участках к зимнему содержанию, созданию соответствующих бытовых условий для рабочих и механизаторов, которые непосредственно будут находиться там. С людьми проводится инструктаж, они обеспечиваются тёплой одеждой. На дорожно-ремонтные пункты завозятся уголь и дрова.

— Хватает ли выделяемого государством финансирования для поддержания в должном состоянии дорог страны?

— Мы получаем из бюджета 40-50% от необходимых потребностей. Тем более что большая часть дорог местного значения имеет большой износ из-за долгой эксплуатации. Но, так или иначе, мы пытаемся равномерно распределить выделяемые средства по всей республике, планируем, выбираем те отрезки и участки путей, которые требуют наибольшего ремонта. К сожалению, из года в год растёт число стихийных бедствий, в результате которых повреждаются шоссе. При этом их восстановление требует особой срочности, так как потом по дорогам доставляется помощь, идёт восстановление повреждённых селений. А суммы, выделяемые на такую статью расходов, не увеличиваются. Требует обновления техника. Низкие зарплаты приводят к утечке инженерно-технических кадров.

У нас большая надежда на пилотный проект, запланированный на следующий год. Министерство транспорта и дорог переходит на программный бюджет. Правительство даёт право ведомству самому определить приоритетные расходы в выделяемом годовом бюджете. Исходя из этого, планируем где-то сэкономить, где-то перераспределить средства и часть пустить на обновление техники и, возможно, на повышение зарплат. Пока надежды на это у нас большие, посмотрим, что получится.

enter Материал подготовил Дмитрий ОЗЕРОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *