Вт. Ноя 20th, 2018

Намбарын Энхбаяр: «Все вместе мы боги!»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Третий Международный Иссык-Кульский форум «Чингиз Айтматов и вызовы современности» собрал многих выдающихся государственных и общественных деятелей и мировых интеллектуалов из разных стран планеты. Среди них оказался экс-президент Монголии, известный писатель Намбарын Энхбаяр. Его принял Президент республики С. Жээнбеков, который поблагодарил гостя за участие в работе Иссык-Кульского форума.

В свою очередь тот отметил важность мероприятия в сближении народов мира и решении актуальных вопросов современности. Экс-президент Монголии выразил благодарность С. Жээнбекову за организацию форума на самом высоком уровне. Н. Энхбаяр подчеркнул, что посчитал своим долгом принять участие в его работе, так как Ч. Айтматов является выдающимся сыном не только кыргызского народа, но и гордостью всех кочевых народов мира. Экс-президент Монголии выступил модератором одного из секционных заседаний форума, где сделал содержательный доклад, посвящённый творческому гению Чингиза Айтматова. Редакция решила познакомить своих читателей с этим интересным выступлением.

«В синтоистском святилище Тосегу, что расположено в японском городе Никко, есть знаменитое деревянное панно с изображением трёх обезьян, включённое в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Одна из них закрывает свои уши и не хочет ничего слышать, другая обезьяна закрывает глаза и не хочет ничего видеть, третья закрывает рот и не желает ничего говорить. В произведениях Ч. Айтматова со всей очевидностью прослеживается рефрен о том, что люди друг друга часто не слышат. В «Плахе» Христос и Понтий Пилат беседуют на разные темы и всегда говорят: «Оба мы столь различны, что вряд ли поймём друг друга. Мы с тобой уж очень разные, как вода и огонь, мы с тобой, как две разные стихии». В этом смысле Айтматов очень хотел, чтобы мы говорили, видели и слышали друг друга.

Другая большая тема, которая присутствует в произведениях писателя, — это поиск Бога. Авдий Калистратов в «Плахе» говорит, что хочет найти современную форму Бога. Ещё одна важная тематика айтматовских произведений — поиск истины. Как все великие писатели, Айтматов, действительно, сам занимался таким поиском. Истина, по Айтматову, заключается в словах Христа, когда тот говорит, что это не я вернусь к людям, а люди вернутся ко мне. То есть каждый человек должен как бы сам стать Христом и изменить мир. Только так возможно познать истину.

Айтматов выдвигает очень как бы странную, на первый взгляд, но интересную идею того, что такое Бог.

Недавно мы отмечали день рождения ещё одного великого человека — 150-летие выдающегося сына Индии Махатмы Ганди, который говорил, что на самом деле не надо всегда вовлекать Бога в ежедневные дела. Существует закон кармы, который воздаёт человеку по заслугам: что тот делает, то и получает. В этом смысле у Айт-матова и Махатмы Ганди есть созвучная мысль. Айтматов определяет Страшный суд как то, что на самом деле творится сегодня и каждый день. Человеку нужно каждый день быть человеком, чтобы пройти достойно через испытание.

И если есть Бог на земле, то он учитывает, что мы думаем, делаем и о чём говорим. Потому у Айтматова в произведениях говорится о поиске смысла цивилизации, и автор делает очень неожиданный вывод. На самом деле подлинная история расцвета человечества ещё не начиналась на земле. То есть весь период, который мы прожили до сегодняшнего дня, — это как бы предыстория настоящей и подлинной истории. И подлинная история будет твориться только тогда, когда человек придёт к добру и красоте. Тут есть созвучие с Достоевским, когда тот говорит, что красота спасёт мир. Единение мыслей таких людей даёт возможность сказать, что добро и красота — одно и то же. Именно нравственная красота спасёт мир.

Айтматов старается противопоставить нравственную красоту властолюбию. Он предрекает, что если гнаться за властью, то и отдельные личности, и те народы, которые вовлечены в эту борьбу, погибнут. Не имеют какой-то перспективы и новые религии, которые основаны на злом властолюбии. Мы не можем сказать, что военная сила установит мир, она просто устроит насилие. В этом смысле Авдий из айтматовской «Плахи» хочет решить все сложные ситуации через свой уход из современного мира в мир времён Христа.

Он хочет переубедить Христа, дабы предупредить конфликтные ситуации в сегодняшнем веке. Ему это не удаётся, он не застал Учителя, того схватили и увели. Авдий остаётся один, думая обо всём, что было, и обо всём, что будет, один во всём саду и во всём мире. Здесь писатель хочет сказать, что не надо обращаться к истории, как к панацее, что если бы Христос, Иуда, Мухаммед или Будда поступили так или иначе, то мы бы жили сегодня по-другому. Нет, мы сами хозяева своей жизни, мы все вместе боги и должны сами измениться, чтобы изменить мир к лучшему и начать настоящую человеческую историю. Ещё хотелось бы сказать, что в «Плахе» есть странная молитва, которая звучит так: «Пусть этот корабль плывёт, хотя корабль, может быть, не дойдёт до берега, но пускай он плывёт».

Мне хочется заметить, что айтматовский корабль может плыть не только в материальном мире, но и плавать в небесных морях. В буддистском понятии есть тоже образ судна, которое всё-таки приходит к берегу. Не понятно, какой это берег, привычный нам либо какой-то иной, с другими людьми, которых мы можем понять только через другие измерения. Но если корабль плывёт, то он обязательно должен достичь пристани. И мы эту работу должны начать сегодня, через диалог, чтобы слышать, видеть и говорить друг другу вещи, которые помогут нам вместе объединить народы, чтобы мы все вместе стали богами».

source link Подготовил Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *