Найти работу и не стать идиотом

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

«Вот ты пишешь о том, что у нас в Бишкеке происходит, а напиши-ка, что у нас на рынке труда творится. Это же какой-то дурдом!» — предложила на днях одна моя знакомая (назовём её Ольга) и рассказала свою историю поиска работы, от которой не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать…

— Уже четвёртый месяц, как я ищу работу, — говорит Ольга. — И, по-моему, нормальной работы в Бишкеке просто нет, а точнее, нормальных работодателей. Обманывают все. В объявлении пишут одно, на собеседовании обещают златые горы, на деле оказывается совсем другое. Чаще всего «кидают» с зарплатой, соцотчислениями и с графиком работы.

Мне, например, летом предложили работу в одной крупной компании с графиком с пяти до восьми. Я обрадовалась — удобно же! В первый же день на новом месте оказалось, что у начальника свой график, который с обещанным не совпадает: к пяти вечера он только приезжал в офис и начинал планёрку. Монотонно два-три часа мурыжил всех вопросами, что сделано за этот день и какие планы на следующий. К концу планёрки в голове был только один план — убить начальника сегодня, чтобы так не мучиться завтра. Уходила я с работы часов в 8 вечера, до дома добиралась в 9, усталая и голодная, и так каждый день. Мужа хватило на две недели. Он сказал, что работать — это не значит «жить на работе сутками», и я оттуда ушла.

Говорят, что чем хуже работа, тем легче на неё устроиться. Поэтому, наверное, у нас очень много вакансий так называемого сетевого маркетинга. Ушлые сетевики повсюду! Они находят твоё резюме на сайте и начинают звонить и зазывать на собеседование. Делается всё таинственно. Уточняешь, какой работник им нужен, какие условия работы, что вообще нужно будет делать — нет ответа, всё окутано туманом. Приходишь на собеседование, а тебе устраивают длинную лекцию, в конце которой предлагают продавать косметику или БАДы, да не просто так, а чтобы начать работу, обязательно надо закупить у них продукцию на несколько тысяч сомов. Красиво поют, и многие на это ведутся. Без лоха и жизнь плоха…

Многие работодатели имеют привычку давать объявления о вакансиях и почти ничего не рассказывать о себе. Не указывают адрес, график работы, размер зарплаты, даже название компании. При этом ты-то в резюме о себе пишешь всё и подробно. И вот тебя приглашают на собеседование, а ты о будущей работе почти ничего не знаешь. И ты едешь, тратишь несколько часов своего времени, чтобы на месте узнать, что платить тебе собираются 5 тысяч, место работы находится в Кызыл-Аскере, график посуточный, и вообще им нужен 21-летний специалист с 10-летним опытом работы, а ты им не подходишь. Спрашивается, а сразу в объявлении или хотя бы по телефону этого нельзя было сказать?

Раньше в компаниях были кадровики, которые занимались поиском и приёмом сотрудников на работу. Сейчас вместо них везде сидят так называемые HR — «эйчары» — менеджеры по персоналу. Они нахватались иностранных методик с глупыми анкетами и заумными тестами, а сами толком не знают, кто им нужен и зачем. Я однажды видела, что требовалось пройти тестирование на вакансию уборщицы! Работодатель на полном серьёзе хочет знать уровень IQ человека, который будет мыть ему полы.

Летом нашлась вакансия менеджера в интернет-магазине с сетью доставки. В анкете нужно было перечислить все мои предыдущие места работы начиная с 1985 года. Зачем?! Этой компании и вообще Интернета в то время ещё даже не было! Ну, раз уж я к ним приехала, решила поглумиться, взяла и как могла подробно заполнила анкету и попросила дать мне ещё бумаги, потому что, говорю, все места моей работы туда не влезли. Мне так и не перезвонили, видимо, ещё не всю мою анкету прочитали.

Очень раздражают дурацкие вопросы на собеседовании. Часто спрашивают, какую зарплату вы хотели бы получать? Я бы хотела $400 000 в год, как Президент США. Что вообще за вопрос такой?! Конечно, я хочу получать настолько высокую зарплату, насколько вы сможете мне заплатить. Только ведь вы всё равно не заплатите. Тогда нечего и выпендриваться. Просто назовите оклад, и если работника это устроит, то он останется и будет у вас работать.

А в одной фирме мне выдали анкету на шести листах, в которой большинство вопросов были одинаковые: «Сколько вы хотите получать? А сколько планируете зарабатывать? А о какой зарплате мечтаете? А за какую самую маленькую зарплату вы согласились бы работать?» Я сломалась на вопросе «А если вам в другом месте пообещают зарплату на 10 тысяч больше, чем у нас, что вы сделаете?» Блин, догадайтесь сами.

У меня было собеседование с одним работодателем — коммерческим директором строительной компании, который вообще производил впечатление маньяка. В глаза не смотрел, только куда-то вбок, и шёпотом задавал вопросы: сколько лет я замужем, чем занимается муж, как выглядит наш ребёнок, чем болеет бабушка, есть ли у нас собаки, что растёт в огороде? Когда я спросила, с какой целью он так интересуется моей личной жизнью, он сказал, что они берут на работу только тех, у кого всё благополучно в семье, потому что только такие люди умеют хорошо работать.

Но это ещё ничего — в другой очень крупной компании меня отвели в кабинет службы безопасности и стали спрашивать, с кем я живу, с кем встречаюсь, есть ли у меня любовник и как часто мы с ним видимся. Это было нечто! Ушла оттуда с ощущением, что меня оплевали с головы до ног.

Одно из самых дурацких собеседований у меня было в одном известном бишкекском рекламном агентстве. Им требовался офис-менеджер, условия меня устроили, и я приехала к десяти утра в назначенный день. Поднимаюсь на нужный этаж офисного здания, открывается входная дверь и я упираюсь в стол. Он стоит прямо у входа, в узком тёмном коридоре без окон, чтобы пройти в офис, нужно протиснуться мимо него. Рядом со столом стоит стул, на столе — компьютер и блокнот. Чьё-то рабочее место! Тогда подумалось, кто же это работает в таком жутком углу в коридоре? Я бы сюда даже собачью будку не поставила.

Меня проводили в большую комнату, вдоль стен стояли столы, за которыми, уткнувшись в экраны компьютеров, сидели девушки. В центре комнаты за большим столом на возвышении сидела женщина и резким голосом раздавала приказания: «У тебя сейчас 25 задач!», «Ты сейчас проверишь 20 договоров!», «Ты сейчас делаешь 50 звонков!», и так по кругу без остановки. Для полноты картины ей не хватало только кнута, тогда бы точно было как на галерах: «Гребите, рабы! Быстрее гребите!»

Меня попросили заполнить анкету на четырёх листах мелким шрифтом. Первая страница была обычной — Ф.И.О. дата рождения, образование, домашний адрес, семейное положение — собственно, всё то, о чём я и так написала в резюме. В таблице «опыт работы» нужно было расписать, где, когда и кем я раньше работала, причём предлагалось вспомнить не только месяц и год поступления и увольнения, но и день. Такие подробности помнит только моя трудовая книжка, а она в тот день со мной не поехала, осталась дома, поэтому графу «день» я заполнять не стала.

А дальше в анкете шли психологические вопросы. Ответить на них правильно смог бы только псих. Например, меня спросили, какую форму — угловатую или банановидную — я считаю наиболее выигрышной? Ну, знаете, это смотря что вы хотите выиграть… Что они вообще хотели узнать обо мне этим вопросом?!

Следующий был не лучше: на рисунке пять геометрических фигур, спрашивалось, с какой из них я себя ассоциирую? Да ни с какой. Я вообще не понимаю, как человек может ассоциировать себя с геометрической фигурой. Дальше предлагалось расставить эти фигуры и свои ассоциации в порядке убывания от одного до пяти. А это как?! То есть надо было бы ответить: «Я скорее круг, чем квадрат, но знаете, в душе я треугольник»?

В общем, отвечать на это я не стала. Остальные вопросы были примерно такие же, но с добавкой психологии: «Нравится ли вам повелевать людьми?», «Верно ли, что вы настолько уверенный в себе человек, что окружающих это раздражает?», «Когда вы работаете, отвлекает ли вас шум осыпающегося здания у вас за спиной?», «Что о вас шептали за спиной ваши бывшие коллеги?», «Когда вы идёте на охоту или рыбалку, беспокоит ли вас боль, которую вы причиняете?», и так далее и тому подобное. Мне не задали ни одного вопроса о моей квалификации, обязанностях или достижениях на предыдущих местах работы, профессиональных навыках, дополнительном образовании — ничего, что имело бы непосредственное отношение к будущей работе. Но раз уж я пришла, то решила дойти до конца, самой было интересно, чем всё это закончится.

Анкету заполнила быстро и мне принесли для ознакомления следующую бумагу — должностную инструкцию офис-менеджера. Это было что-то! На трёх листах мелким шрифтом было расписано, чем предстоит заниматься офис-менеджеру. Причём, поминутно.

«В 9.00 офис-менеджер должен стоять у входной двери, чтобы вставить в аппарат карточку и зафиксировать время прихода на рабочее место», «в 9.05 офис-менеджер включает свой компьютер», «в 9:15 офис-менеджер проверяет почту», «в 9.25 офис-менеджер проверяет наличие воды в кулере», «в 9.35 офис-менеджер заходит к начальнику с документами», «в 9.45 офис-менеджер нарезает визитки», и так до самого вечера, до 18.00, когда, как вы уже догадались, этот несчастный затюканный бедняга офис-менеджер должен стоять у входной двери, чтобы вставить в аппарат карточку и, не оглядываясь, убежать куда подальше из этого сумасшедшего дома.

На анкету и должностную инструкцию у меня ушёл почти час. Наконец меня пригласили на разговор с директором. К тому моменту просто не терпелось взглянуть ему в глаза. Директор, неопрятный мужчина в спортивном костюме, быстро пролистал мою анкету. «А почему вы не указали день увольнения на предыдущей работе?» — спросил он. Я честно ответила, что не помню. «Хм…», — печально вздохнул директор. Потом так же печально перечислил условия вакансии — и график, и зарплата оказались совсем не такими, как в объявлении. Рабочее место, как я и подумала, — тот стол в коридоре на коврике у двери.

«У вас есть к нам какие-то вопросы?» — спросил директор. Хотелось спросить: «Какого чёрта?», но вместо этого я сказала: «Нет, а у вас ко мне?» Директор снова принялся листать мою анкету, но так как я не написала, с какой геометрической фигурой себя ассоциирую, то как со мной общаться и о чём спрашивать, он, похоже, не знал. На том мы и попрощались.

Сейчас продолжаю поиски, хожу на собеседования. «Эйчары» продолжают удивлять своими методами. В одной компании мне предложили заполнить анкету из 300 вопросов, убила на это целый вечер. Как, что, зачем, почему, а что бы вы сделали, если бы так, а как бы вы поступили, если бы вот так — было ощущение, что меня тестируют не на должность простого менеджера, а на место агента секретных спецслужб. В другой компании попросили контакты с прошлых мест работы, чтобы получить рекомендации. Потом звонили даже туда, где я уже 10 лет как не работаю. Но что им это дало? Работодатель ведь никогда не скажет правду о бывшем работнике, если тот ушёл не по своей вине, а потому, что его обманули, не заплатили или унижали.

Лично я убедилась, что все эти резюме, анкеты, собеседования ничего не дают, — говорит Ольга. — Нормальную работу у нас можно найти только по знакомству. Во всех остальных случаях в процессе поисков можно просто сойти с ума.

follow url Беседовала Марина ДУБОВЧЕНКО.
http://crm.callbackkiller.ru/img/d-reshebnik-kuznetsova.php Фото из Интернета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *