Вт. Дек 11th, 2018

Любителям художественного слова

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

follow Вышел третий за этот год номер журнала «Литературный Кыргызстан». Выпуск получился юбилейным: на его страницах размещены поздравления с 80-летием редактора «ЛК» Александра Иванова и с 90-летием Чингиза Айтматова. Надо отметить, что Чингиз Торекулович возглавлял редакцию журнала с 1959 по 1961 год.

Начнём обзор выпуска с эссе литературного критика, заведующего кафедрой истории и теории литературы КРСУ, Бахтияра Койчуева «Мой Айтматов». В череде многих выходящих в этот год статей о мыслителе и писателе, порой пафосных, порой написанных авторами для того, чтобы больше завить о себе, чем о творчестве великого писателя, у Б. Койчуева получился материал искренним и живым. Помимо того что произведения Чингиза Торекуловича являются достоянием больших масс, всё же у каждого из нас складываются личные впечатления от героев, сюжета, мыслей. У каждого формируется свой образ самого писателя, ведь, по сути, книга — это диалог автора и читающего. «Мой Айтматов» — это история, рассказанная от лица читателя, как в его жизнь, начиная с детства и в последующие годы приходили произведения Чингиза Торекуловича, как влияли, как помогали открывать мир в самые сложные моменты становления, самоопределения. «Меня сопровождали образы и герои Айтматова, они были данностью, порой более реальной, чем окружающий предметный мир. В них я находил отблески своей судьбы, вступал с ними в диалог, формировался как личность, уходил и возвращался к ним снова и снова…», — написал Б. Койчуев.

Отдел прозы в этом номере оказался в большинстве своём представлен такими жанрами, как фантастика, фентези, фантасмагория. Рассказ «Бунт в центральном сквере» Александра Иванова — это история о том, как на аллее городского парка, где стоят статуи известных государственных деятелей, вдруг оживает каменное изваяние некогда известного руководителя страны. Он обретает возможность видеть, осознавать, что происходит вокруг, увидеть, как изменилась нынешняя жизнь. Он слышит то, как говорят нём и о том, что он сделал для страны, гуляющие в парке дедушка и внук. В сумерках сойдя с постамента, «каменный гость» встречает своего давнего оппонента, ныне так же воплощённого в изваянии на той же аллее. Когда-то между ним разгоралось немало споров о том, как развиваться республике, отстраиваться столице. Трагическая смерть забрала одного из них, и много невыясненного и необъяснённого при жизни осталось между этими неординарными людьми. Лишь теперь, отойдя от мирских дел, они смогли поговорить о прошлом, о том, что так заботило и волновало. И пришли к выводу, что, несмотря на разногласия, всегда являлись единомышленниками и были едины в честном служении своей стране. Сюжеты и персонажи этого произведения могут вызвать у читателя ассоциации с реальными личностями и периодом недавней советской истории республики, но события прошлого для автора служат поводом для философских размышлений.

— Основная идея этого рассказа в следующем. Перед человеком жизнь ставит немало вопросов, неразрешимых задач. И, возможно, в иных мирах мы сможем найти ответы на то, что нас ставило в тупик, беспокоило, вызывало непонимание, — поделился таким видением на презентации журнала А. Иванов.

«Ну а при чём тут бунт?», — спросите вы, вспомнив о названии произведения. О том, как разовьётся сюжет дальше, можно узнать, прочитав рассказ.

Двое оказываются в тумане — Он и Она. Туман в одноимённом рассказе Александра Молчанова — не только атмосферное явление. Он обладает самыми разными свойствами, может оказаться очень необычным, всё зависит от того, как воспринимать его и что вы хотите видеть в белёсой плотной завесе. В отличие от ужастиков, в которых с удовольствием используют туманности для появления в них всевозможных чудовищ, рассказ Молчанова убеждает читателя в необходимости доверять тем, кто находит рядом с нами, и обязательно верить в чудо.

В фантастическом рассказе Олега Бондаренко тоже не всё однозначно. После загадочного Взрыва воспоминания людей перемешались. Они помнили всё, что происходило в жизни других, но не знали о себе ничего. И вот обладатели чужого жизненного опыта ходят по планете и в разговорах друг с другом пытаются найти своё прошлое. Но появляются предприимчивые и не очень честные люди, готовые извлечь выгоду из такой ситуации…

Олег Бондаренко — автор, хорошо знакомый читателям «ЛК», член Союза писателей Кыргызстана, печатался в журналах «Дружба народов», «Зарубежные записки», «Новая литература», разработчик и создатель литературного сайта literatura.kg. Особенностям художественного мира, созданного произведениями Бондаренко, посвящена вышедшая в этом же выпуске критическая статья критика Георгия Хлыпенко. Это одна из последних работ Георгия Николаевича — педагога, литературоведа, последние годы преподававшего в КРСУ, человека, беззаветно любившего литературу, прививавшего это чувство студентам. К сожалению, этой осенью он ушёл из жизни.

В разделе «Поэзия» корифеи Светлана Суслова и Вячеслав Шаповалов соседствуют с более молодыми коллегами по творческому цеху Александром Сидорченко и Алтынай Иманбековой. А критик Людмила Иванова размышляет на страницах журнала о творчестве молодых поэтов. «В поэтическом отделе журнала видна довольно интересная позиция его редакционной коллегии: предоставлять молодым поэтам возможность через какое-то время ещё раз публиковать свои новые стихи. Это побуждает и читателя, который начинает сравнивать и даже следить за тем, как развивается содержательная форма стихотворений у начинающих поэтов», — пишет критик. В своей работе она отмечает двух талантливых авторов — Кристину Убайдуллаеву и Дмитрия Сагайдака, исследуя и анализируя их творчество.

Конечно, мы рассказали не обо всех рассказах, очерках, составивших этот номер, оставляя возможность почитателям художественного слова приобрести журнал и ознакомится более подробно со всем опубликованным.

follow url Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *