Main Menu

Ничего святого

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Обычно об этом говорить не принято. Обычно посещение храма для каждого верующего человека есть некое таинство, интимное, сакральное, тонкое прикосновение к Богу и небесным материям, попытка вобрать в себя частичку Его света и облегчить хоть ненадолго свою мятущуюся душу. Именно с таким посылом идём мы в храм, пожалуй, даже не важно, в какой именно — мечеть, церковь, синагогу или буддийский дацан, потому что, нравится это кому-то или нет, но, несмотря на несметное количество придуманных человеком религий, Бог — один.

«…Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, … и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли».
(Ин. 2:13-16).

И нам с детства вбивают, что для общения с Ним нам непременно нужны посредники, и мы идём к ним, и вот тут-то начинается так называемый когнитивный диссонанс — когда твоё внутреннее ощущение и понимание чего-то не совпадает с реальным положением дел. Ты приходишь в церковь, как пустой сосуд, жаждущий наполниться божественным умиротворением, а на тебя там смотрят, как на полный кошелёк, жаждуя опустошить тебя до самого дна.

Посещение церкви сегодня неизбежно начинается с церковной лавки. Ассортимент там такой, что позавидовал бы любой прожжённый жизнью «дордоец». Продаётся и покупается всё — свечи, иконы, ладанки, крестики, цепочки, колечки, статуэтки, книги, молитвенники и прочее, прочее, прочее… Среди витрин развешаны прейскуранты — списки оказываемых священниками услуг. Каждое церковное таинство — будь то крещение, венчание, отпевание или освещение чего-то сегодня имеет свою цену, да не малую. Рыночная экономика не обошла стороной храмы. Понятно, что за свечи, книжки с молитвами, иконы и так далее платить нужно, но вот почему обедни «о здравии» и «об упокоении» получили свою цену?! Интересно, что бы на это сказал сам Господь?..

Впрочем, если верить Евангелию, однажды Он уже высказался на эту тему. Этот эпизод в священном писании известен как «Изгнание торговцев из храма». По нему, на праздник Пасхи в Иерусалиме евреи согнали в храм жертвенный скот и устроили там же лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях. Рядом располагались «обменные пункты» — сидели меновщики, менявшие римские монеты на еврейские. Иисус Христос направился в храм, увидел торговцев и вскипел. Вот как описывает всё это евангелист Иоанн: «…Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, … и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли». (Ин. 2:13-16).

Вполне определённо высказался. «Не делайте святое место домом торговли». Впрочем, современная церковь этот эпизод вспоминать не любит под предлогом, что он показывает Иисуса не с лучшей стороны, мол, сын Бога потерял самообладание, разгневался, столы крушил… Но, учитывая тот посыл любви, добра, бескорыстия и нестяжательства, с которым сын Бога, босым и не всегда сытым, обращался к людям, странно было бы, если бы он этого не сделал. Ему, возможно, открылось ужасное зрелище — он заглянул в отдалённое будущее и увидел, как спустя несколько веков его представители будут торговать его благодатью. И ужаснулся.

Сейчас кто-то скажет, что я богохульничаю. Спешу заверить — я верю в Бога, искренне, более того, по опыту происходящих в моей жизни событий, точно знаю, что Он есть. Но в моём представлении Бог — это не какой-то бородатый мужик на золотом троне в сиянии небесных облаков, который однажды надиктовал заповеди людям, а теперь отстранённо смотрит на них сверху, удивляясь количеству ухищрений, придуманных, чтобы эти заповеди обойти. Нет, Бог — это высший разум, гармония, энергия, окружающее нас нечто необъяснимое, непреодолимое и всевластное, чего примитивный человеческий ум постичь пока не в состоянии. Но мы подсознательно стремимся к Нему, и за Его частичкой идём в храм, где вместо того, чтобы приблизить нас к Его тайнам, нам предлагают конвертировать Бога в денежные единицы.

Тарифы и расценки не единственный «минус» посещения церкви. Отдельно стоит сказать о «церковных ведьмах». Так мои знакомые, не сговариваясь, прозвали женщин, которые работают в церковных лавках или просто помогают ухаживать за храмом, но в своих усердных трудах доходят до крайности. Разговорились как-то раз с друзьями на эту тему, и оказалось, что у всех были похожие случаи. Приходишь поставить свечку, крадёшься в церковный зал тихонько, чтобы не нарушить священную тишину, встаёшь у иконы, вспоминаешь молитву, настраиваешься на душевный разговор, как вдруг в зал вваливается компания «ведьм» с тряпками и швабрами наперевес и начинает очумело скрести пол и подсвечники, гремя вёдрами и переговариваясь во весь голос. Прощай, Бог, здравствуй, безбожье.

Многие мои знакомые перестали ходить в храм после того, как выслушали оскорбительные комментарии «церковных ведьм» по поводу несоответствующего внешнего вида. Да, в церковь женщинам принято заходить в юбках, но реалии сегодняшнего дня таковы, что в суете рабочих будней мы не всегда можем соблюсти это правило, и отказывать себе в том, чтобы войти в храм помолиться, только потому, что на тебе надеты брюки, по-моему (и не только по-моему), глупо. Неужели для Бога главное не то, что ты к нему искренне тянешься, а то, во что ты в этот момент одет?!

А ведь именно так считают «церковные ведьмы». Расскажу недавний случай, после которого мне захотелось написать эти строки. Возле скамейки на территории церковного двора (даже не в церкви) ко мне подошла одна такая и забубнила: «Адам и Ева согрешили, и ты грешница! Стыд потеряла!» Пока я лихорадочно соображала, что же я такого натворила, что попала в один ряд с древними библейскими персонажами, злобная бабуля продолжила: «В таком непотребном виде в храм нельзя!» Я была в пальто и брюках, что в глазах «церковной ведьмы» — смертный грех! А потом меня, как Адама и Еву когда-то, «выгнали из рая» — прогнали с церковного двора за ворота. Я шла домой и думала — и когда это Бог успел ввести дресс-код на Его посещение?

Повторюсь: после таких вот моментов у многих моих знакомых напрочь пропало желание идти в храм. Есть такое понятие — оскорбление чувств верующих. Согласно официальным формулировкам Уголовного кодекса, к нему относится оскорбление, совершённое публично и выражающее неуважение к обществу в целом, поэтому, конечно же, едкие выговоры «ведьм» сюда отнести нельзя, но оскорбляют чувства верующих они не меньше. Церковь — священное место, куда люди приходят со своими бедами, молитвами, надеждами. Здесь мы открыты — снимаем свои повседневные доспехи, обнажая душу, а значит, наиболее уязвимы и к грубости, и к хамству.

И пусть простят меня те служители церкви, кто служит верой и правдой, они есть, и на таких и держится наша церковь. Спасибо вам и низкий поклон. Но пусть камень в меня бросит тот, кто никогда не удивлялся расценкам в церковных лавках и не сталкивался с брюзжанием о «непотребном виде». От такого всё больше хочется верить в Бога, и всё меньше хочется ходить в церковь.

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото из Интернета.






Related News

Нужно ли возвращаться во времена пророка Мухаммеда?

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНа протяжении длительного времени тюркские империи терпели поражения и сдавали свои позиции. В то времяRead More

Ислам в Синьцзяне. «Спасибо партии за это!»

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Китае есть свобода вероисповедания, уйгуры-мусульмане и другие национальные меньшинства могут посещать мечети, учиться вRead More

Добавить комментарий