Main Menu

Смог или не смог, вот в чём вопрос…

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Каждый год в ноябре, всегда неожиданно для городских властей и коммунальных служб, в Бишкек приходит зима, и начинается сезонный апокалипсис: гололёд на дорогах, снежная каша на тротуарах, толпы мёрзнущих горожан на остановках в час пик и жестокая давка в автобусах. Но если раньше муниципальщикам в это время года нужно было победить всего две беды — себя и выпавший снег, то теперь к ним прибавилась третья — висящий над Бишкеком смог.

Чёрный слой дыма, копоти и газов над столицей этой осенью достиг таких масштабов, что его видно даже невооружённым глазом. Ядовитое облако окутывает уже не только центр города, но и жилые микрорайоны и новостройки вокруг Бишкека. На прошлой неделе активисты-экологи обнародовали данные, полученные с датчиков, установленных в разных частях города, и оказалось, что уровень загрязнения воздуха в Бишкеке превышает допустимые показатели в 6 раз!

Приборы фиксируют концентрацию твёрдых частиц, к которым относятся соединения тяжёлых металлов, сульфаты, нитраты, мельчайшие кусочки сажи, капельки жидкостей и аллергены. По нормам Всемирной организации здравоохранения, среднесуточный уровень загрязнения (содержания вредных частиц в воздухе) должен составлять не больше 25 мкг/м3. Если верить датчикам, в некоторых районах Бишкека это значение превышает 400 мкг/м3, а в некоторых доходит аж до 860!

И таким воздухом мы дышим… Фраза «Открой окно, проветри комнату» в Бишкеке сегодня равнозначна призыву засунуть голову в газовую камеру. Всё больше горожан жалуются на плохое самочувствие, всё больше людей болеют, что неудивительно — ядовитые частицы накапливаются в организме и со временем вызывают лёгочные, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.

Возникает резонный вопрос, куда же смотрит ответственный орган — Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства? Похоже, что мимо смога, иначе как объяснить недавнее сообщение пресс-службы этого ведомства о том, что уровень загрязнения атмосферного воздуха в Бишкеке находится… в пределах допустимой нормы! По информации Госагентства, случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха в столице не наблюдалось, содержания в атмосфере оксида углерода, диоксида серы, оксида и диоксида азота находятся в пределах допустимой нормы. То есть нам всем, бишкекчане, показалось — это не смог над городом, а всего лишь призрачная дымка несбывшихся надежд…

А как же датчики экологов, спросите вы? Как же показания, превышающие норму в 6 раз? По заявлению Госагентства, эти датчики не аккредитованы (они ведь куплены на деньги волонтёров, а не государства), а значит, их данные чиновниками в расчёт не принимаются — нет их, и точка.

Зима ещё даже не началась, на календаре — ноябрь, а город уже в чёрном дыму, что же будет дальше? И это притом, что в прошлом году в Кыргызстане на охрану атмосферного воздуха потратили 120 млн. сомов! Именно столько, если верить сборнику Нацстаткома по окружающей среде за 2017 год, составили расходы предприятий и организаций на охрану атмосферного воздуха и климата. Больше всего потратили именно в Бишкеке — 89,4 млн. сомов. На что пошли эти средства, если ситуация по сравнению с прошлым годом только ухудшилась?

Главная причина появления смога над Бишкеком, по мнению чиновников, — автомобили. «Автотранспорт в настоящее время является наиболее интенсивным источником загрязнения окружающей среды. Ежегодно общий объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Бишкека составляет 240 тыс. тонн, из которых 180 тыс. тонн приходится на автотранспортные средства. Промышленные выбросы составляют только 10% от валового сброса загрязняющих веществ, а почти 90% поступает от автотранспорта», — говорится в сообщении Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства. В связи с этим надо бы кардинально решить вопрос с автотранспортом в столице — сократить число маршруток, увеличить число автобусов и троллейбусов, дать горожанам возможность передвигаться по городу комфортно и доступно. Каждый новый мэр обещает Бишкеку решить этот вопрос, но года идут, а в столице ничего не меняется, кроме самих мэров.

Городским властям гораздо проще винить во всех бедах бишкекских автомобилистов, а не собственные промахи. Однако экологи в том, что касается причин появления смога, с чиновниками не согласны. По мнению специалистов, смогу сильно «помогли» масштабная вырубка деревьев, свирепствующая в Бишкеке последние несколько лет, непродуманная застройка улиц, когда основные воздуховоды-магистрали оказались перекрыты бесконтрольным новостроем, сжигание мусора и листьев владельцами частных домов как ежеосенний ритуал избавления от ненужного, а также угольное отопление и топка бань в частном секторе, не брезгующем резиной в качестве топлива.

И в самом деле, машины ездят по городу круглый год, но сильный смог появляется только с началом отопительного сезона. Пик смога приходится на время с восьми до девяти вечера, когда основная масса горожан возвращается домой после работы и затапливает печи. Это подтверждают показания датчиков. По словам экологов, наибольшие превышения нормы отмечаются не в центре столицы, а как раз в окружающих её ново-

стройках. Бишкек здорово разросся за последние 10 лет, почти все частные жилмассивы отапливаются углём. И если раньше город проветривался, то хаотичная застройка последних лет отняла такую возможность, все уличные трассы — воздушные каналы, спроектированные когда-то для проветривания центра столицы, сейчас со всех сторон перекрыты «элитками».

Бездумная, хаотичная, оправданная только жаждой наживы застройка привела к плачевному результату — некогда зелёный и уютный Бишкек превратился в тесную задымлённую душегубку. Такого нет даже в зарубежных многомиллионных мегаполисах, где и машин, и домов в разы больше, чем в Бишкеке. Выходит, дело не в количестве авто и угольных печей, а в том, кто управляет городом?

«Если всё правильно продумано, воздух должен быть чистым и не должно быть загрязнения», — заявил на недавнем круглом столе «Ухудшение экологической ситуации в Бишкеке: причины и пути решения» известный эколог, доктор биологических наук Эмиль Шукуров. Он подтвердил, что образование смога над Бишкеком — ненормальное явление, показатель загрязнения атмосферы и отсутствия продуваемости города.

«Город замкнут со всех сторон, — сказал учёный. — Ещё в Древнем Риме говорили, что улицы — это окна города, а наши окна забиты. Хаотично поставленные «башни» разрушают аэродинамику города. Воздух — это не вода, он не может просачиваться в щель, для воздуха должны быть свободные трассы». Чтобы спастись от смога, эколог предлагает в первую очередь изменить аэродинамику города, а также осуществить реальный, а не «бумажный» план мероприятий по уменьшению количества загрязнений от автомобильных выхлопов и угольных печей.

Бьёт в колокола и Союз архитекторов Кыргызстана, там предлагают ввести мораторий на застройку центра Бишкека. «У смога над городом несколько причин. Одна из главных — отсутствие проветриваемости Бишкека, — заявил на пресс-конференции заместитель председателя Союза архитекторов Белек Сарымсаков. — Последние 10 лет застраивались поймы городских рек, южные микрорайоны и центр города, что крайне нежелательно. Как известно, в центре не должны строить здания выше семи этажей».

Не должны, но строят, и не только выше семи, но и выше двадцати (вспомните две «свечки» «Бишкекпарка» на улице Киевской), несмотря на сейсмоопасность и строительные нормы. По словам архитекторов, они не раз обращались к правительству с просьбой запретить застройку центра города, но к ним никто так и не прислушался.

Ненасытная городская застройка, как раковая опухоль, пожирает лёгкие города — зелёные насаждения, скверы и парки — лишая столицу кислорода. «С 1991 года Бишкек потерял два громадных парка: 24 га возле старого аэропорта, в Рабочем городке, громадные территории особо охраняемых территорий в парке Ататюрка. Всё раздаётся под строительство», — заявила на круглом столе председатель общественного фонда «Наше право» Калича Умуралиева. Фонд уже несколько лет призывает городские власти обратить внимание на проблему бездумного уничтожения зелёных насаждений в Бишкеке, но и его призывы к городским властям остаются без ответа.

Политика безответственности, когда чиновники живут одним днём по принципу «а после меня хоть потоп», и погрузила Бишкек в ядовитый смог, сквозь который сегодня пытаются пробиться голоса активистов, небезразличных к судьбе любимого города. Остаётся надеяться, что когда-нибудь смог в чиновничьих головах всё же рассеется, ответственные ведомства займутся, наконец, делом и Бишкек снова станет пригоден для жизни. Иначе через пару лет вместо закупки новых автобусов придётся открывать пункты выдачи противогазов.

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото из Интернета.






Related News

Звенья одной цепи

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintДавайте негромко, давайте вполголоса… Общеизвестно, что в любом цивилизованном и — несомненно — демократическом государствеRead More

Купить столицу за гроши

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintБишкекчане намерены судиться с мэрией столицы из-за принятия антинародного проекта плана детальной планировки города.

Добавить комментарий