Вт. Дек 11th, 2018

Смог или не смог, вот в чём вопрос…

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

http://tamilo.info/language/mobile-spy/2319.php Каждый год в ноябре, всегда неожиданно для городских властей и коммунальных служб, в Бишкек приходит зима, и начинается сезонный апокалипсис: гололёд на дорогах, снежная каша на тротуарах, толпы мёрзнущих горожан на остановках в час пик и жестокая давка в автобусах. Но если раньше муниципальщикам в это время года нужно было победить всего две беды — себя и выпавший снег, то теперь к ним прибавилась третья — висящий над Бишкеком смог.

Чёрный слой дыма, копоти и газов над столицей этой осенью достиг таких масштабов, что его видно даже невооружённым глазом. Ядовитое облако окутывает уже не только центр города, но и жилые микрорайоны и новостройки вокруг Бишкека. На прошлой неделе активисты-экологи обнародовали данные, полученные с датчиков, установленных в разных частях города, и оказалось, что уровень загрязнения воздуха в Бишкеке превышает допустимые показатели в 6 раз!

Приборы фиксируют концентрацию твёрдых частиц, к которым относятся соединения тяжёлых металлов, сульфаты, нитраты, мельчайшие кусочки сажи, капельки жидкостей и аллергены. По нормам Всемирной организации здравоохранения, среднесуточный уровень загрязнения (содержания вредных частиц в воздухе) должен составлять не больше 25 мкг/м3. Если верить датчикам, в некоторых районах Бишкека это значение превышает 400 мкг/м3, а в некоторых доходит аж до 860!

И таким воздухом мы дышим… Фраза «Открой окно, проветри комнату» в Бишкеке сегодня равнозначна призыву засунуть голову в газовую камеру. Всё больше горожан жалуются на плохое самочувствие, всё больше людей болеют, что неудивительно — ядовитые частицы накапливаются в организме и со временем вызывают лёгочные, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.

Возникает резонный вопрос, куда же смотрит ответственный орган — Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства? Похоже, что мимо смога, иначе как объяснить недавнее сообщение пресс-службы этого ведомства о том, что уровень загрязнения атмосферного воздуха в Бишкеке находится… в пределах допустимой нормы! По информации Госагентства, случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха в столице не наблюдалось, содержания в атмосфере оксида углерода, диоксида серы, оксида и диоксида азота находятся в пределах допустимой нормы. То есть нам всем, бишкекчане, показалось — это не смог над городом, а всего лишь призрачная дымка несбывшихся надежд…

А как же датчики экологов, спросите вы? Как же показания, превышающие норму в 6 раз? По заявлению Госагентства, эти датчики не аккредитованы (они ведь куплены на деньги волонтёров, а не государства), а значит, их данные чиновниками в расчёт не принимаются — нет их, и точка.

Зима ещё даже не началась, на календаре — ноябрь, а город уже в чёрном дыму, что же будет дальше? И это притом, что в прошлом году в Кыргызстане на охрану атмосферного воздуха потратили 120 млн. сомов! Именно столько, если верить сборнику Нацстаткома по окружающей среде за 2017 год, составили расходы предприятий и организаций на охрану атмосферного воздуха и климата. Больше всего потратили именно в Бишкеке — 89,4 млн. сомов. На что пошли эти средства, если ситуация по сравнению с прошлым годом только ухудшилась?

Главная причина появления смога над Бишкеком, по мнению чиновников, — автомобили. «Автотранспорт в настоящее время является наиболее интенсивным источником загрязнения окружающей среды. Ежегодно общий объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Бишкека составляет 240 тыс. тонн, из которых 180 тыс. тонн приходится на автотранспортные средства. Промышленные выбросы составляют только 10% от валового сброса загрязняющих веществ, а почти 90% поступает от автотранспорта», — говорится в сообщении Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства. В связи с этим надо бы кардинально решить вопрос с автотранспортом в столице — сократить число маршруток, увеличить число автобусов и троллейбусов, дать горожанам возможность передвигаться по городу комфортно и доступно. Каждый новый мэр обещает Бишкеку решить этот вопрос, но года идут, а в столице ничего не меняется, кроме самих мэров.

Городским властям гораздо проще винить во всех бедах бишкекских автомобилистов, а не собственные промахи. Однако экологи в том, что касается причин появления смога, с чиновниками не согласны. По мнению специалистов, смогу сильно «помогли» масштабная вырубка деревьев, свирепствующая в Бишкеке последние несколько лет, непродуманная застройка улиц, когда основные воздуховоды-магистрали оказались перекрыты бесконтрольным новостроем, сжигание мусора и листьев владельцами частных домов как ежеосенний ритуал избавления от ненужного, а также угольное отопление и топка бань в частном секторе, не брезгующем резиной в качестве топлива.

И в самом деле, машины ездят по городу круглый год, но сильный смог появляется только с началом отопительного сезона. Пик смога приходится на время с восьми до девяти вечера, когда основная масса горожан возвращается домой после работы и затапливает печи. Это подтверждают показания датчиков. По словам экологов, наибольшие превышения нормы отмечаются не в центре столицы, а как раз в окружающих её ново-

стройках. Бишкек здорово разросся за последние 10 лет, почти все частные жилмассивы отапливаются углём. И если раньше город проветривался, то хаотичная застройка последних лет отняла такую возможность, все уличные трассы — воздушные каналы, спроектированные когда-то для проветривания центра столицы, сейчас со всех сторон перекрыты «элитками».

Бездумная, хаотичная, оправданная только жаждой наживы застройка привела к плачевному результату — некогда зелёный и уютный Бишкек превратился в тесную задымлённую душегубку. Такого нет даже в зарубежных многомиллионных мегаполисах, где и машин, и домов в разы больше, чем в Бишкеке. Выходит, дело не в количестве авто и угольных печей, а в том, кто управляет городом?

«Если всё правильно продумано, воздух должен быть чистым и не должно быть загрязнения», — заявил на недавнем круглом столе «Ухудшение экологической ситуации в Бишкеке: причины и пути решения» известный эколог, доктор биологических наук Эмиль Шукуров. Он подтвердил, что образование смога над Бишкеком — ненормальное явление, показатель загрязнения атмосферы и отсутствия продуваемости города.

«Город замкнут со всех сторон, — сказал учёный. — Ещё в Древнем Риме говорили, что улицы — это окна города, а наши окна забиты. Хаотично поставленные «башни» разрушают аэродинамику города. Воздух — это не вода, он не может просачиваться в щель, для воздуха должны быть свободные трассы». Чтобы спастись от смога, эколог предлагает в первую очередь изменить аэродинамику города, а также осуществить реальный, а не «бумажный» план мероприятий по уменьшению количества загрязнений от автомобильных выхлопов и угольных печей.

Бьёт в колокола и Союз архитекторов Кыргызстана, там предлагают ввести мораторий на застройку центра Бишкека. «У смога над городом несколько причин. Одна из главных — отсутствие проветриваемости Бишкека, — заявил на пресс-конференции заместитель председателя Союза архитекторов Белек Сарымсаков. — Последние 10 лет застраивались поймы городских рек, южные микрорайоны и центр города, что крайне нежелательно. Как известно, в центре не должны строить здания выше семи этажей».

Не должны, но строят, и не только выше семи, но и выше двадцати (вспомните две «свечки» «Бишкекпарка» на улице Киевской), несмотря на сейсмоопасность и строительные нормы. По словам архитекторов, они не раз обращались к правительству с просьбой запретить застройку центра города, но к ним никто так и не прислушался.

Ненасытная городская застройка, как раковая опухоль, пожирает лёгкие города — зелёные насаждения, скверы и парки — лишая столицу кислорода. «С 1991 года Бишкек потерял два громадных парка: 24 га возле старого аэропорта, в Рабочем городке, громадные территории особо охраняемых территорий в парке Ататюрка. Всё раздаётся под строительство», — заявила на круглом столе председатель общественного фонда «Наше право» Калича Умуралиева. Фонд уже несколько лет призывает городские власти обратить внимание на проблему бездумного уничтожения зелёных насаждений в Бишкеке, но и его призывы к городским властям остаются без ответа.

Политика безответственности, когда чиновники живут одним днём по принципу «а после меня хоть потоп», и погрузила Бишкек в ядовитый смог, сквозь который сегодня пытаются пробиться голоса активистов, небезразличных к судьбе любимого города. Остаётся надеяться, что когда-нибудь смог в чиновничьих головах всё же рассеется, ответственные ведомства займутся, наконец, делом и Бишкек снова станет пригоден для жизни. Иначе через пару лет вместо закупки новых автобусов придётся открывать пункты выдачи противогазов.

Holly and Ivy Марина ДУБОВЧЕНКО.
http://dollyhost.com/.well-known/series/byqy-osteopathie-so.php Фото из Интернета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *