Главная дорога жизни (Кусаину Кольбаеву — 110 лет)

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

enter Первый министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог Кыргызстана Кусаин Кольбаев — в одном ряду с теми историческими личностями, которые создавали государственность республики и стояли у истоков развития её экономики и культуры. Кольбаев — человек интересной и уникальной судьбы.

В столичном автомобильно-дорожном колледже, носящем имя Кольбаева с 1997 года, прошли торжества, посвящённые 110-летию со дня его рождения. К юбилею первого автомобилиста страны в учебном заведении также приурочили открытие лаборатории по техническому обслуживанию и диагностике дорожных машин. В нём участвовали ветераны автомобильного транспорта, представители министерств и ведомств, общественности столицы и студенты профильных вузов. Торжество продолжилось в актовом зале колледжа, где с приветственным словом выступил заместитель министра транспорта и коммуникаций Ж. Ногойбаев. Заслуженный работник автомобильного транспорта КР, экс-министр К. Орозалиев рассказал, что Кусаин Кольбаев в раннем возрасте лишился родителей и воспитывался в детском доме в российском городе Твери. Там окончил рабфак и в числе первых комсомольцев Киргизии поступил на автомобильно-дорожный факультет знаменитого Ленинградского института путей сообщения и, окончив его в 1935 году, стал первым кыргызом, получившим инженерную специальность.

После окончания вуза Кольбаев успешно трудился на крупных объектах первой пятилетки: строительстве стратегических автодорог Ош — Хорог, Фрунзе — Рыбачье, Нарын — Торугарт. В 30 лет его избрали вторым секретарём ЦК КП Киргизии, а когда в 1939 году образовалось Министерство автомобильного транспорта республики, он возглавил его. С началом Великой Отечественной войны, Кольбаева назначили заместителем председателя Совета министров Киргизской ССР. Затем он возглавил министерство коммунального хозяйства, тогда, кроме этой важной сферы, на ведомство возлагалось ещё капитальное строительство, а в его состав входил также архитектурно-строительный техникум. В 1953 году в республике создали Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

Это был важный участок народного хозяйства, поскольку 95% перевозок всех грузов и пассажиров осуществлялись именно автотранспортом. И как опытного инженера-дорожника Кольбаева назначили его руководителем. В историю страны он вошёл как человек, который развил сеть автомобильных дорог, автотранспортных предприятий, в просторечии называемых автобазами. В народе Кольбаева уважительно называли «первый инженер» и на всех постах, куда бы его ни выдвигали, он проявлял себя как умелый организатор и грамотный специалист. Став во главе отрасли, Кольбаев совершил поистине революционные для того периода перемены. За короткое время в республике были созданы десятки дорожно-транспортных организаций, мощная стройиндустрия, на всех узловых точках построены асфальтобетонные, железобетонные и авторемонтные заводы. Благодаря его профессионализму и настойчивости в стране появились транспортные развязки республиканского значения.

Пятидесятые годы прошлого века были трудным периодом, когда практически не существовало ни одного метра автомобильной дороги с твёрдым покрытием, крупные мостовые переходы были деревянными и временными, а все дорожные работы велись вручную из-за дефицита техники. В республике в то время насчитывалось всего 2 000 автомобилей, отсутствовали современные автотранспортные предприятия с соответствующими технологическими службами, не было и пассажирского автобусного движения. Под началом Кольбаева во всех районах были организованы автотранспортные предприятия, станции техобслуживания, АЗС, автовокзалы, прошло также повсеместное оснащение дорожно-эксплутационных и строительных организаций современной дорожно-строительной техникой. Эта дальновидная и продуманная программа дала возможность за короткое время быстрыми темпами возводить новые и реконструировать существовавшие дороги, искусственные дорожные сооружения и титульные мосты.

К. Кольбаев всего себя без остатка отдавал труду. За 17 лет он смог практически всю республику обеспечить дорожными развязками с твёрдым покрытием, по всем маршрутам открыли автобусное движение. Автотранспортный парк министерства за тот период вырос в 25 раз, в 1970 году в нём уже насчитывалось 50 000 автомобилей, в том числе 10 000 автобусов. Построили жильё, детсады, пункты отдыха для водителей, 3 пансионата на Иссык-Куле. В общем, Кольбаев сделал невозможное возможным. За годы его деятельности на посту министра построили дороги Фрунзе — Рыбачье, Нарын — Торугарт (550 км), трассу вокруг озера Иссык-Куль (450 км), автодороги через горные перевалы Талдысуу — Санташ — Каркара (100 км), Нарын — Акталчат — Кош-Тюбе — Казарман (250 км) и многое другое. Именно при нём проложены основные автотранспортные артерии страны Фрунзе — Ош, Фрунзе — Торугарт и Фрунзе — Талас.

Энергичный и знающий министр многое сделал и для подготовки автомобильных специалистов из числа национальной молодёжи. Тогда среди огромного коллектива дорожных строителей и транспортников республики не было ни одного инженера-кыргыза. По инициативе Кольбаева в 1957 году под эгидой министерства открыли автодорожный техникум, своими силами построили его учебный корпус, студенческое общежитие, дом для преподавателей, затем открыли автодорожный факультет во Фрунзенском политехническом институте. Для оперативного решения всех проектных работ и ускорения темпов дорожного строительства в 1970 году в столице при министерстве создали проектный институт «Кыргыздортранспроект». Благодаря государственному мышлению К. Кольбаева были подготовлены тысячи высококвалифицированных специалистов, особенно среди кыргызской молодёжи. Многие из тех, кто прошёл «кольбаевские университеты», впоследствии выросли в крупных руководителей и государственных деятелей. Это Р. Кульматов — первый секретарь Ошского обкома КПСС, А. Иордан — заместитель председателя Совета министров Киргизской ССР, министры автомобильного транспорта К. Орозалиев, С. Аблесов, Э. Курманбаев, экс-премьер министр КР Ж. Сатыбалдиев и другие.

Немало сделал К. Кольбаев и для развития столицы Кыргызстана, где при его непосредственном участии построены автовокзалы, здания вычислительного центра госплана, министерства транспорта и коммуникаций, путепроводы, пешеходные подземные переходы, крупные мосты. По инициативе Кусаина Кольбаевича построена также объездная автомобильная дорога Военно-Антоновка — Быстровка, куда перебросили движение грузового автотранспорта, что позволило значительно улучшить экологию столицы. За небольшой период времени он создал уникальное мобильное ведомство, способное успешно решать масштабные государственные задачи. К примеру, строительство международного аэропорта «Манас», как важную государственную стройку, поручили именно Министерству транспорта и коммуникаций, хотя в республике имелись профильные ведомства. В результате строители Минтранса досрочно и с хорошим качеством возвели аэропорт «Манас», который по своим техническим параметрам считается одним из лучших аэропортов в Центральной Азии, а проложенная подъездная автотрасса к аэропорту была отмечена Госпремией Киргизской ССР.

Благодарное слово о легендарном главе Минтранса на торжестве в колледже произнесли и экс-премьер-министр правительства А. Джумагулов, заслуженный строитель КР, участник ВОВ А. Гасанов, председатель Бишкекского совета ветеранов Э. Тойгонбаев, видный государственный и партийный деятель Б. Акунов, экс-министр автотранспорта А. Жаманкулов. Очень трогательным было выступление И. Рузакунова, бывшего личного водителя, который в течение 20 лет сопровождал министра во всех рабочих поездках и командировках по Кыргызстану. Он прочёл проникновенные стихи, посвящённые патриарху автомобильного транспорта страны.

enter Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Get access to cheating spouses Viber Chat history Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *