Пенсии — отзеркаливание наших доходов

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Сегодня почти миллион наших граждан трудятся на чужбине. Большая часть из них находится в странах ЕАЭС. Но вопрос их будущего пенсионного обеспечения так до сих пор и не решён. О том, кто же будет платить пенсии трудовым мигрантам из Кыргызстана, рассказали эксперты.
Открывая заседание, политолог Денис Бердаков отметил, что вступление в силу Соглашения о пенсионном обеспечении работников государств — членов ЕАЭС создаст условия для устойчивого развития единого рынка трудовых ресурсов и окажет положительное влияние на процессы упорядочивания миграции.

Напомним, что в 1992 году подписано Соглашение государств СНГ о гарантиях прав граждан Содружества в области пенсионного обеспечения. Ранее именно этим документом и регулировался вопрос начисления и выплаты пенсий. Но в 2014-м Евразийская экономическая комиссия разработала проект нового договора — Соглашение по пенсионному обеспечению государств — членов Евразийского экономического союза. При его составлении эксперты руководствовались Концепцией международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, которая одобрена решением Совета комиссии в том же, 2014 году. Документ прошёл длительную процедуру согласования, не раз его переделывали. Сегодня он в целом готов, но остаётся всё же несколько нерешённых вопросов. «В частности, речь идёт о величине так называемого индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), действующего в России. Сейчас 4 страны — Россия, Беларусь, Кыргызстан и Казахстан договорились, что в отношении трудовых мигрантов применят специальный коэффициент. Он будет зависеть от длительности стажа, а также начисленных и уплаченных в пенсионную систему страховых взносов. Однако Армения придерживается другой позиции. Надо понимать, что пока единые подходы к коэффициенту не примут, нормативный акт работать не станет», — сообщил экс-заместитель председателя Государственной службы миграции Алмазбек Асанбаев. Он также добавил, что начисление пенсии, согласно проекту соглашения, станет осуществляться по законодательству страны трудоустройства.

В свою очередь заместитель председателя Социального фонда Уланбек Асанов заявил, что этот документ важен для нашей страны по ряду причин. Во-первых, в проекте соглашения заложены такие основы, как равные, не зависящие от гражданства права трудящихся. Мигранты смогут получать пенсию по месту проживания, либо на территории страны, назначившей данную выплату. Следующий момент — суммирование трудового стажа. Здесь учитывается он весь, вне зависимости от того, в какой стране ЕАЭС человек работал. И, конечно же, экспорт пенсии — все пенсионные и страxовые взносы станут перечисляться между государствами. Таким образом, если человек проработает определённое время в одной из стран ЕАЭС, то после выхода на заслуженный отдых получит как кыргызскую пенсию, так и зарубежную. «Чем дольше мы затягиваем с принятием данного документа, тем больше потеряем баллов. А это стаж», — сказал он.

По словам заведующей сектором Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е. Примакова РАН Елены Кузьминой, в вопросах пенсионного обеспечения сейчас путаница. «Многие жители Кыргызстана, которые приняли российское гражданство, думают, что смогут получать такую же пенсию, как и их знакомые, трудящиеся в России. Но не стоит забывать, что эти люди уже не мигранты. Это граждане Российской Федерации, и на них распространяются законы этого государства. Ещё один момент, на который хочу обратить внимание, в соглашении речь идёт о страховой части пенсии, а базовая пенсия у всех государств ЕАЭС разная», — подчеркнула эксперт.

На заседании обсудили и негосударственные пенсионные фонды. По мнению экс- вице-премьер-министра Шамиля Атаханова, это самый важный институт формирования так называемых длинных денег (долгосрочных заимствований или кредитов, предоставляемых на длительный срок). «К тому же НПФ может заинтересовать трудовых мигрантов, поскольку в будущем они могут получить не только тот капитал, который формируют сами, но и инвестиционный доход. Таким образом, развитие негосударственной пенсионной системы может предложить стране реальные деньги для развития экономики», — сказал он.

А вот по мнению исполнительного вице-президента Кыргызского союза промышленников и предпринимателей Шамиля Борончиева, регулированием пенсионного обеспечения должно заниматься государство. «Но и альтернатива у людей должна быть. В этом плане интерес представляют неправительственные пенсионные фонды. К тому же в экономиках развитых стран они играют большую роль, чем государственные фонды», — поделился эксперт.

Подводя итоги, эксперты пришли к мнению, что вступление в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС станет новым этапом развития евразийской интеграции.

Ирина КОВШОВА.

Читайте в номере за 4 декабря

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *