О скромном плакате замолвите слово

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Выставкой плакатов порадовал бишкекчан на этой неделе Союз художников КР. Курица не птица, плакат не картина, скажет кто-то и будет не прав, потому что плакат — явление намного интереснее. Встречаются среди них даже экземпляры из разряда «один раз увидеть и умереть», чего стоят только знаменитые кроваво-красные плакаты советских времён «Родина-мать зовёт!» или «А ты записался добровольцем?»

Автором плакатов на бишкекской выставке стал Усенбек Омуров — художник, график, выпускник Фрунзенского художественного училища, член Союза художников СССР. Как в жизни мастера, чьи работы хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева, появился плакат? Ответ, как головоломка, «раскручивается» от простого к сложному. Усенбек Омурович учился в Московском государственном академическом художественном институте имени

В. Сурикова, где занимался в мастерской плаката Н. Пономарёва. Николай Пономарёв в свою очередь был графиком, народным художником, президентом Академии художеств СССР и по совместительству заслуженным деятелем польской культуры. А польская школа плаката в свою очередь была и остаётся самой «крутой» в мире — художественность, тонкий юмор и выразительный стиль её авторов не спутаешь ни с чем.

Если «раскручивать» дальше, то само слово «плакат» происходит от французского plaquer — налепить, приклеить, что, собственно, логично. В современном искусстве плакату даётся такое определение: «Сведённое в чёткую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Точнее не скажешь, ведь главные задачи плаката — привлечь внимание и донести важный призыв к действию, простыми словами, огорошить и мотивировать.

Удачным плакатом считается тот, который хорошо виден на расстоянии, не загромождён деталями и даёт чёткий посыл. Для последнего в плакате часто используются художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов, нарочито грубый шрифт и много чего ещё, что никогда не увидишь на обычной картине. Плакат — бескрайнее море творчества для дизайнеров.

Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений в Западной Европе в конце XIX века. В буквальном смысле он продукт людского недовольства чем-либо: чем больше было революций, митингов и манифестаций, тем более популярным становился жанр плаката. Тогда же появился так называемый приём яркого светового пятна, когда автор делал настолько кричащий цветовой акцент, что пройти мимо плаката было просто нельзя.

А в начале XX века плакат превратился в двигатель торговли — начал служить в рекламных целях. Понимая силу воздействия на массы броского уличного объявления, предприимчивые торговцы стали при помощи плакатов рекламировать продукты, одежду, мебель, свои услуги — всё что угодно вплоть до лекарств, достопримечательностей и проведения денежной лотереи. С тех пор плакат так и шагает по миру.

Звёздный час плаката в мире настал во время Первой мировой войны, когда он использовался как средство массовой агитации, а в странах «советского лагеря» чуть позже, в те времена, когда у руля стояла компартия — вот уж кто без плаката просто жить не мог. В СССР плакаты выпускались массово и регулярно вплоть до Перестройки конца 1980-х. Во всех республиках существовали целые отделы в издательствах, специализирующиеся на выпуске политических плакатов. Тиражи были космические — до 300 000 экземпляров. Придумыванием слоганов к плакатам не грешили даже признанные мастера слова, вроде маститых поэтов.

После окончания Второй мировой войны плакат начал призывать людей к защите мира, на нём всё чаще стал мелькать символ мира — белый голубь. Символом поколения 1990-х стал плакат с фотографией НЛО и надписью I want to believe (Я хочу верить) из суперпопулярного сериала «Секретные материалы», количество проданных копий этого плаката в мире перевалило за миллиард. В наши дни плакат получил некую комичную составляющую, с его помощью часто делаются шутливые коллажи, которые затем становятся мемами — модными массовыми приколами.

Мне лично всегда был интересен такой подвид плаката, как киноафиша. Сегодня в мировой киноиндустрии над ними трудятся целые дизайнерские отделы, считается, что удачный постер — это половина успеха фильма. При этом пальму первенства среди создателей киноплакатов до сих пор держат советские художники-конструктивисты начала XX века братья Стенберг. Они придумали и нарисовали около 300 афиш к разным фильмам немого кино.

Но даже их работы меркнут перед лицом плакатов, выставлявшихся возле кинотеатров Бишкека в начале 2000-х годов… Вот это были плакаты! Кто помнит, тот поймёт. Буро-серые смутно узнаваемые физиономии известных актёров беспомощно взирали на нас с тех афиш, как бы извиняясь за «бесподобное» мастерство их автора. И спасибо ему, ведь это стало одним из ярких впечатлений детства.

На выставке плаката Усенбека Омурова всё было, конечно, скромнее, но тоже интересно. Особенно те плакаты, на которых нужно было читать между строк, когда за простой на вид фигурой или надписью стоит большое явление, идея или образ. Так что искусство плаката вовсе не такое нехитрое дело, как кажется на первый взгляд.

Марина ДУБОВЧЕНКО.

Фото автора.

 

Добавить комментарий