ОСАГО не напасть, но как бы даром не пропасть

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

7 февраля 2019 года в Кыргызстане вступит в силу закон об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств, больше известный как закон об ОСАГО. Это уже не первая попытка — два года назад введение его в действие отложили из-за нехватки подзаконных актов: придумать-то закон придумали, а как осуществить задуманное — нет. На недавнем заседании парламентского комитета по экономической и фискальной политике депутат Абдумажит Юсуров поднял вопрос, что было сделано за прошедшие два года, чтобы закон реально заработал.

— Придёт февраль, и опять владельцы машин будут возмущаться. Ничего не готово. Снова придётся сроки переносить? Правительство должно отчитаться, что оно сделало за два года, как подготовилось, — заявил депутат.

Вопрос резонный и, похоже, что придумщики и на этот раз не уверены в своих силах: ОСАГО ещё не ввели, а Госфиннадзор уже предложил отсрочить до 1 июля 2019 года взимание штрафов за его отсутствие. Правда, не для всех. По словам главы

Госфиннадзора Санжара Муканбетова на том же заседании комитета, с 7 февраля закон вступит в силу для иностранцев, а с кыргызстанцами ещё полгода будут вести разъяснительную работу о необходимости приобретения полиса.

Радует, что наконец-то определились с суммами страховки.

Госфиннадзор вынес на общественное обсуждение проект постановления «Об утверждении минимальных размеров страховых сумм, лимитов ответственности и тарифов страховых премий по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств». Базовый полис составит 1 680 сомов — самый низкий среди стран Таможенного союза. В Казахстане такой полис в пересчёте на сомы стоит около 5 000, в России — более 9 000. Но там и доходы у населения другие.

Продлевать ОСАГО нужно будет каждый год. Стоимость страхового полиса будет зависеть от факторов риска, таких как тип транспортного средства, возраст и стаж вождения водителя, а также наличие страховых случаев по его вине.

А вот размеры страховых сумм предлагается установить с учётом опыта государств — членов ЕАЭС, в которых ОСАГО уже действует. За причинение вреда жизни или здоровью, повлёкшего смерть потерпевшего, выплата составит 300 000 сомов, инвалидность

I группы — 200 000 сомов,

II группы — 150 000 сомов,

III группы — 100 000 сомов. При получении травм без установления инвалидности выплачиваются фактические расходы на лечение, но не более 100 000 сомов. За причинение вреда имуществу потерпевшего — в размере причинённого вреда, но не более 150 000 сомов каждому потерпевшему и не более 450 000 сомов всем потерпевшим.

Как это будет работать? Смысл ОСАГО заложен в самом названии — это страхование ответственности автовладельца перед третьими лицами в случае аварии. То есть если вы совершили ДТП и у вас есть полис ОСАГО, то ваша страховая компания должна будет возместить ущерб пострадавшему. Не путайте с другим видом страхования — КАСКО. Отличие в том, что КАСКО — это страхование автотранспорта. Приобретая полис КАСКО, вы страхуете свой автомобиль от любых неприятностей, которые могут с ним произойти — угон, авария, падение кирпича на крышу машины возле строящегося здания и тому подобные неприятности. Во всех этих случаях ваш страховщик выплатит вам расходы, связанные с ремонтом вашего автомобиля. А страхование ОСАГО в случае ДТП гарантирует возмещение ущерба пострадавшим от вашей машины и не будет возмещать ущерб вам, как виновнику аварии.

Проще говоря, если вы въехали в чей-то автомобиль, ваша страховая компания заплатит за повреждения машины пострадавшего, вы же будете восстанавливать свой автомобиль за свой счёт. И наоборот, если въехали в вас, страховая компания виновника аварии возместит ущерб вам. То есть получается, что фактически каждый обладатель полиса ОСАГО страхует не себя, а пострадавшего по его вине, то есть свою ответственность. Купив раз в год полис ОСАГО и повредив при аварии чужую машину, вам не придётся расплачиваться за её дорогущий ремонт из собственного кармана — платить будет ваш страховщик.

Чтобы эта схема реально заработала на дороге, а не на бумаге, страхование ОСАГО должно охватить всех автовладельцев страны без исключения. Для ДТП, как для танго, нужны как минимум двое. И если у одного из них есть полис ОСАГО, а у другого — нет, то теряется смысл всего «предприятия».

Сейчас участники ДТП нередко долго на месте выясняют, кто прав, кто виноват, а возмещением ущерба виновник аварии занимается сам. Изменится ли ситуация с появлением ОСАГО? Хотелось бы надеяться, что местные реалии при ДТП — понты, грубые разборки, звонки влиятельным родственникам, коррупция в органах — не превратят купленный полис в никчёмную бумажку…

За прошедшие два года время показало, что реализация идеи на практике хромает. Например, до сих пор ни один таксист в Кыргызстане не оформил страховку согласно требованиям закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков. Механизм контроля закона просто не работает.

Главный вопрос для автовладельцев — где купить ОСАГО? Страхованием ОСАГО в Кыргызстане будут заниматься одна государственная и несколько частных страховых компаний. Деятельность частных страховщиков будет курировать Госфиннадзор. В случае каких-либо нарушений Госфиннадзор будет отбирать лицензию у провинившейся компании.

Всё это пока лишь теория. Теоретически идея с введением ОСАГО хорошая и нужная. Осталось всего ничего — воплотить её в реальную жизнь. Главная помеха, пожалуй, в том, что наши люди к цивилизованному решению проблем на дорогах пока не готовы, и государство это знает и вводить ОСАГО не торопится. Как заработает ОСАГО в Кыргызстане, покажет только время. А его до 7 февраля осталось совсем чуть-чуть.

Марина ДУБОВЧЕНКО.

Фото из Интернета.

Добавить комментарий