«Золотой дебют» Романа Гуманюка

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Дебют — это начальная стадия шахматной партии. Её продолжительность в поединке варьируется от десяти до 25 ходов. Выставочная экспозиция молодого художника Романа Гуманюка в Национальном музее изобразительного искусства имени Г. Айтиева под названием «Золотой дебют» включила в себя 33 шахматных миниатюры, написанные маслом на холсте. Почему же автор обратился именно к этой теме и посвятил персональную выставку победе женской сборной КР на Всемирной шахматной олимпиаде, которая прошла летом этого года в Батуми и где наши шахматистки впервые в спортивной истории страны завоевали малое золото?

Как рассказывает сам художник, лет десять назад приятель научил его играть в шахматы. И они много времени стали проводить за этой игрой. У Романа появилась идея: а почему бы шахматы не преобразить в живописные композиции? И вот у него уже шестая выставка, посвящённая этой теме. Почему выбрал именно миниатюру? Как заметил сам автор, дело в том, что миниатюрой он втайне занимался давно. Всё время совершенствовал эту работу, поскольку у живописцев она считается очень трудной и требует скрупулёзности и тонкости. Ведь писать маслом такие работы сложно, потому как в малом формате очень трудно что-то уместить, создать изобразительное пространство, выразить тему, при этом должен получиться интересный колорит.

В творческом арсенале Гуманюка уже 33 персональные выставки, в основном они представляли его живописные произведения и выставлялись в Национальном музее изоискусства имени Г. Айтиева. Были также и зарубежные выставки. Идею «Золотого дебюта» ему подсказал президент Федерации шахмат Мирлан Турпанов. В экспозиции игра представлена не только как спорт. Роман посмотрел на всё взглядом художника и решил выразить шахматный мир в интересных образах и композициях. Эта серия у автора очень большая, и самые первые работы не вошли в эту экспозицию.

Роман родился в Бишкеке в 1985 году, профессиональный художник, работает в различных жанрах и техниках. Его картины экспонировались в музеях и галереях Казахстана, Украины, Беларуси, Болгарии, Италии, Франции и США. Участвовал в VI международном биеннале во Флоренции, в 2012 году съездил в Чернобыльскую зону и под впечатлением от увиденного создал композицию из 28 полотен, названную «Огни Прометея». Награждён медалями СССР — «Чернобыль», Украины — «Честь та Пошана». В 2014 году в Бишкеке состоялся первый шахматный вернисаж Романа Гуманюка «Алхимия, Восток и шахматы», с тех пор последовала целая серия авторских выставок по шахматной теме, последняя из которых открылась в Софии в октябре 2018 года. В 2017-м в Гомеле под эгидой Всемирного дня гор и при поддержке посольства Кыргызстана в Беларуси Роман представил экспозицию «Высокие горы», где выставил серию миниатюр, посвящённую кыргызской природе.

Искреннее, трепетное по глубине и накалу заложенных чувств живописное творчество молодого автора не только привлекает и притягивает, но и заставляет глубоко сопереживать вместе с художником. Его миниатюры воспринимаются как единый цикл и как весьма цельное поэтическое размышление на извечную тему «Жизнь, судьба, человек». Произведения Романа несут в себе все авторские переживания об истинных ценностях — доброте и милосердии, совестливости и ранимости души, словом, обо всём, без чего сегодня человеку не быть Человеком.

Работы, собранные в экспозиции «Золотой дебют», представляют шахматы несколько в ином свете, чем это обычно принято понимать. На самом деле шахматы не только спорт, в шахматах встречаются многие элементы математики, философии и искусства. Этот аспект очень важен для популяризации древней игры. Автор в своих миниатюрах раскрывает мир шахматного поля в красках и абстрактных образах. Фигуры трансформируются в некие параллельные образы в реальности и переносятся на шахматное поле. На выставке также представлена серия миниатюрных портретов великих гроссмейстеров прошлого: Александра Алёхина, Михаила Ботвинника, Хосе Рауля Капабланки, Макса Эйве. Особенно интересны живописные сцены игры из разных эпох и различных народов, выраженные в таких миниатюрах, как «Королева», «Игра на джайлоо», «Шахматы у юрты», «Игры кочевников», «Игра в кофейне». «Восточные шахматы», «Шахматный маяк», «Чёрная ладья», «Воин», «Заслуженные шахматисты», «Шахматный замок», «Гусары», «Казаки».

Роман Гуманюк — художник, который целеустремлённо ищет новые средства выражения, созвучные современному мышлению. Для него пространство холста — это замечательная возможность для авторской импровизации, где впечатления передаются сжато и обобщённо, а мощной смысловой доминантой всегда выступает цвет. В его миниатюрах создан целостный и высокохудожественный мир, где теснятся тревога и боль, но всегда есть надежда и красота. Сложная, порой драматическая динамика жизни, воспринимается художником через призму европейской культуры и душевных переживаний. Его миниатюры «Шахматное свидание», «У окна», «Замок Эдинбург», «Ноттингэм», «Стоунхэдж», «Шахматная крепость» «Епископ» зрелищны завершённостью проработки формы и композиции, выявляют порой эпичность созданных образов, в них также прослеживается и осмысливается взаимосвязь традиций и современности.

Авторские миниатюры, вошедшие в экспозицию «Золотой дебют», отличает эстетическая завершённость, они оригинальны и современны за счёт тонкого подбора цвета и выразительности творческого исполнения. Работы эти сильны ассоциативной авторской мыслью, своеобразным художественным видением и подтверждают растущий авторский профессионализм умением молодого художника сохранить непосредственность чувств и представлений через гибкий пластический язык. Выставочная экспозиция Романа Гуманюка позволяет почувствовать новый приток художественного вдохновения и поверить, что своеобразие его творчества, изменяясь и трансформируясь, всё же сохранит свою ценность и искренность, ибо незыблемыми остаются его основы: жизнеутверждающее начало, яркость мышления, прочная связь с духовным наследием, родной землёй, питающие неиссякаемый родник молодого дарования.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Читайте в номере за 11 декабря

Добавить комментарий