Дышите — не дышите, но так проблему не решите

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Уже второй месяц бишкекчане ломают голову над проблемой смога, захватившего столицу, как ядовитый огнедышащий дракон. Не далее как пару недель назад премьер-министр страны на совещании поднял вопрос о борьбе с этим злом и раздал список поручений своим подчинённым — ускорить газификацию домов в частном секторе, изучить возможность запрета на строительство высоток, закупоривающих город со всех сторон, обдумать возможность перевода общественного транспорта на газ.

Городская санитарно-экологическая инспекция вспомнила о своих обязанностях и экстренно начала проверку бань, отапливающихся швейными отходами. Депутаты Бишкекского горкенеша озаботились и проверили работу столичной ТЭЦ. Госагентство охраны окружающей среды объявило конкурс на приобретение и установку автоматических станций мониторинга качества воздуха в Бишкеке, на что выделено аж 38 миллионов сомов (хотя и без станций понятно, что воздух загрязнён).

Вступила в спасательную эстафету и мэрия столицы, разослав сообщение с удивительным призывом. Вот оно: «В связи с экологической обстановкой мэрия города Бишкек обращается ко всем горожанам всё-таки воздержаться от покупок и использования петард и фейерверков во время празднования Нового года. Если каждый из нас не купит для своей семьи петарды, то сообща мы сможем внести небольшой, но ощутимый вклад в сохранение относительной чистоты воздуха в нашем городе». Так что, бишкекчане, не покупайте петарды и дышите свободно, делов-то…

Если серьёзно, то мэрия, конечно, старается. На днях сообщила о закупке новых китайских автобусов на газе. Двигатель таких автобусов соответствует экологическим нормам и существенно сокращает выбросы выхлопных газов. А в перспективе рассматривается возможность перевода пассажирского автопарка столицы на электроавтобусы. И это для крайне загазованного Бишкека огромный прорыв!

Экологи называют целый набор причин загрязнения воздуха в столице: климатические условия, непродуманная застройка домов, вырубка деревьев, выбросы от печей в частном секторе, сжигание мусора, выхлопные газы. И если с климатом, как с судьбой, бороться невозможно, то уменьшить количество выхлопных газов городу вполне по силам, тем более что автомобили называют одним из самых интенсивных источников загрязнения воздуха.

Судите сами: число жителей Бишкека составляет 996 тысяч человек, и это только по официальным данным, а количество машин в столице приблизилось к 700 тысячам! Личное авто есть практически у каждого, и посмотрите вокруг — в 80 % машин в Бишкеке ездит один человек. В Европе, где люди ежедневно заняты поиском попутчиков, чтобы удешевить поездку, это назвали бы роскошью.

Если сравнить Бишкек с другими городами, где уровень благосостояния намного выше, например, с Берлином, то там живёт 3,5 миллиона жителей, а машин — 700 тысяч, как в Бишкеке. Но смога нет. Городские власти создали условия, чтобы горожане пересели на общественный транспорт, в итоге снизилась загружённость дорог и улучшилась экологическая обстановка. В этом деле не нужно изобретать велосипед — способов простимулировать людей пользоваться автобусами и троллейбусами великое множество.

Одно время в Кыргызстане было популярным восторгаться порядком, царящим в государстве Сингапур, многие ставили в пример тамошние чистоту и цивилизованность. Так вот, сингапурский способ борьбы с пробками и автомобильными выхлопами считается одним из самых эффективных в мире. Государство, во-первых, ограничивает число продаваемых в стране машин, а во-вторых, взвинчивает цены на них до заоблачных высот.

Чтобы купить машину в Сингапуре, надо сначала на аукционе купить на неё квоту, а цена составляет около $8 тысяч. Затем оплатить ввозную пошлину, которая составляет 41% от стоимости, а потом — сбор за постановку автомобиля на учёт, а это ещё 140% от стоимости машины. В общем, машина в Сингапуре «встаёт» в среднем в $100 тысяч. Сравните с Бишкеком, где автомобиль обходится в среднем в $3-4 тысячи. Многие меняют их как перчатки. Мы же уже просто разучились ходить пешком!

Интересная новость пришла на минувшей неделе из крошечного европейского государства Люксембург. Там власти решили полностью отменить плату за общественный транспорт с 2020 года. И это не проявление душевной доброты тамошнего мэра, а реальная и эффективная мера в борьбе с перегруженностью дорог. Люксембург — небольшое государство площадью в 2,5 тысячи квадратных километров, а его население — около 600 тысяч человек, плюс 200 тысяч человек, ежедневно приезжающих в Люксембург на работу из соседних стран.

Когда из-за частных машин пробки по утрам и вечерам в часы пик стали невыносимыми, власти страны решили сделать проезд в автобусах бесплатным. Технически это осуществляется за счёт расширения дотаций — одного из основных источников финансирования общественного транспорта. По сути, это означает, что дополнительные расходы будут покрывать налогоплательщики — те же пассажиры. В итоге никто ничего не теряет, главное всё правильно организовать.

Для борьбы со смогом в Бишкеке активисты предлагают и такой вариант, как запрет проезда транспорта через центр города. Квадрат, ограниченный несколькими центральными улицами, предлагается сделать почти полностью пешеходным — оставить проезд только общественному транспорту. Нечто похожее уже существует, к примеру, в Лондоне. Там с 2003 года ограничили въезд в исторический центр города, сделав его платным. Если машина въехала и двигалась внутри платной зоны, водитель должен оплатить сбор в размере 8 фунтов (примерно $15). В результате машин в центре Лондона стало на 40% меньше, а бюджет города ежегодно стал пополняться на 70 миллионов фунтов. Возможно ли такое в нашей столице? Один мой знакомый на вопрос о таком развитии событий ответил, что наши люди скорее задохнуться от смога, чем заплатят за проезд, простыми словами, удавятся.

Но есть и более странные способы борьбы с перегруженностью улиц и загазованностью. За примером далеко ходить не надо, достаточно посмотреть в сторону ближайшего соседа — Китая. Он стал заложником экономического подъёма, автомобили за последние несколько лет стали доступны огромному числу людей. Только в Пекине по улицам ездит около 6 миллионов автомобилей — население целого Кыргызстана! Чтобы бороться с пробками, власти запретили жителям Пекина ездить на машинах каждый день. В столице страны действует режим пропуска машин по номерам: в понедельник «зелёный свет» дают автомобилями с последними цифрами на номерах 1 и 5, во вторник — 2 и 6, в среду 3 и 7, в четверг 4 и 8, а в пятницу 9 и 0. По выходным дням разрешено ездить всем.

Ну как, у вас уже вытянулось лицо от удивления при прочтении этих строк? «Как это так — всего один день в неделю? А для чего тогда люди машину покупали?» А это как в известной поговорке: либо руки с мылом, либо чай сахаром — либо периодически ты ходишь пешком и всегда дышишь чистым воздухом, либо неделями не вылезаешь из своей колымаги и медленно умираешь от ядовитого смога.

Общественный транспорт, как правило, это дотационный сектор, в него больше вложишь, чем с него возьмёшь. Но бывают и исключения, доказывающие, что муниципальный транспорт может быть и прибыльным. Примером считается транспортная система Гонконга, которая приносит $2 миллиарда чистой прибыли в год. И вовсе не от продажи билетов на автобусы. Основным источником дохода там стали бизнес-структуры, владеющие торговыми центрами. Они отдают часть прибыли в бюджет города в качестве компенсации за то, что к ним по городским магистралям едет наибольшее количество пассажиров, а значит, чадящего транспорта. Интересная схема, не правда ли? Если бы такую решили организовать в Бишкеке, хозяину, к примеру, «Дордоя» пришлось бы серьёзно раскошелиться.

Как видите, способов избавиться от пробок и загазованности в городе много, и решить проблему смога сложно, но можно. Для этого необходима железная воля главы города, а, учитывая масштаб экологической беды в Бишкеке, так и главы государства. Да, возможные меры поначалу могут сильно не понравиться части горожан, прослыть непопулярными, настроить против их инициаторов, но в конечном итоге, если всем нам предложат выбор — оставить всё как есть и через пару лет всем дружно заработать рак лёгких, почек или печени, или пойти в ногу со временем и последовать примеру развитых городов, победивших смог, то все мы, согласитесь, выберем второе.

Марина ДУБОВЧЕНКО.

Фото из Интернета.

Добавить комментарий