Main Menu

«Моя Сынма передаёт своими петроглифами код памяти предков»

Декабрь 2018 г. В Бишкеке
ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Дипломат в резерве Эркин Атабеков продолжает удивлять литературным творчеством, несмотря на то что зарабатывает этим «не больше, чем на мороженое». Это развивает воображение, говорит он. Недавно он начал пробовать себя в новом жанре — пишет сценарии. С его сценарием к исторической драме мы познакомили вас на стр. 19 сегодняшнего номера. А теперь — встреча с автором.

— Эркин, вы решили доказать, что творческий человек талантлив во всём? Раньше писали только эссе и рисовали миниатюры, теперь и за сценарии взялись?

— Да, хотел попробовать себя в чём-то новом. Идея крутилась в голове пару лет. Занимаясь переводами, летом этого года перевёл на английский язык два сценария наших авторов — «Птичка, лети домой» Б. Мамбетова и «Божья коровка» Ш. Джапарова. Подумал, что смогу. В итоге за три месяца написал четыре оригинальных сценария к полнометражным художественным фильмам. На два из них уже получил авторские права. Особо хочу отметить сценарий к фильму «Путь падающей звезды», который, как говорят прочитавшие его, достоин интереса со стороны кыргызского кинематографа.

В Лондоне. 10 лет назад

В Лондоне. 10 лет назад

— О чём ваша драма? Расскажите, пожалуйста, коротко нашим читателям.

— Время действия — VIII век нашей эры, период больших исторических событий и миграций. На примере одной семьи древних кыргызов, живущих жизнью своих предков в районе реки Эне-Сай и озера Хыргыс Нуур в Западной Монголии, я постарался показать, в силу каких исторических, военно-политических, племенных и других обстоятельств они решили отправиться в дальний путь в поисках новой для себя земли. Главная идея сюжета заключена в легенде об ангелах-периште, которые, спасая души невинных от подручного шайтана — Кагара, стреляют в него огненными стрелами. Людям на земле эти стрелы видятся в виде падающих звёзд. Мои герои, как эти ангелы, преодолевая всевозможные трудности, несут добро, защищают честь и сплочённость семьи, стремятся найти своё судьбоносное место и предназначение. Они верят в будущее и находят его, прибывая в конце концов на территорию современного Кыргызстана.

Главная героиня — восьмилетняя девочка Сынма, по сценарию, является родоначальницей современных петроглифов. В ней воплощаются творческий гений народа, представление об идеале кыргызской девушки, в которой кочевое сознание видит свою Богоматерь. Говорить об этом могу ещё долго.

— Выходит, главная идея вашего произведения в извечной борьбе добра и зла?

— Да, согласен, борьба добра со злом бесконечна. Будь то в далёком прошлом или в настоящее время. Перед моими героями стоит выбор: либо поддаться давлению воинственных племён хуннов и идти воевать не по своей воле против Срединного государства — Китая, либо отправиться в непредсказуемый и опасный путь в поисках мира и простого земного благополучия. Герои верят, что только отчаянные поступки могут привести их к желанному. Весь их путь — это и есть борьба не только добра со злом, но и стремление понять самих себя, своё место в кочевой жизни и философии.

— А почему взялись за исторический сюжет? Разве в нашей сегодняшней жизни мало драм?

— Изучив, насколько возможно, литературу и кыргызскую фильмографию, я пришёл к выводу, что у нас ещё нет произведений, затрагивающих тему наших предков и эпоху их миграции. Разные источники дают разные сведения о том, в какой период времени и в силу каких обстоятельств древние кыргызы начали двигаться в сторону нынешнего государства. Стало интересно, и я изложил своё художественное представление, как это могло происходить. В любом кыргызстанце течёт кровь наших предков и кровь и моих, пусть вымышленных, героев. Но таковые были, я уверен.

— Сложно ли в Кыргызстане новичку в мире кинематографии, такому, как вы, добиться, чтобы по его сценарию захотели снять фильм? Для начала, наверное, нужно, чтобы его пожелали прочитать…

— Я и не питаю особых иллюзий. Как уже говорил, эта тема ещё не затрагивалась отечественной кинематографией и, конечно, было бы замечательно, если бы на сценарий обратили внимание и сняли фильм. Исторические фильмы всегда были, как говорится, в цене. Другое дело, как я понял, наши режиссёры в большинстве своём сами пишут сценарии, и не секрет, в этой среде существует негласная конкуренция. Только поэтому я хочу, чтобы мою работу прочитало как можно больше людей, связанных с кино.

Будучи человеком, далёким от кино, как я могу заставить отечественных режиссёров прочитать сценарий? Теплится надежда, что благодаря вашему интервью кто-либо из них всё же заинтересуется идеей и сочтёт возможной её реализацию.

— А если не сочтут?

— В случае невостребованности на отечественном рынке, что ж, буду искать выход на зарубежного исполнителя. Английский вариант сценария у меня уже есть. Вообще, все мои сценарии имеют английский перевод. С вашего разрешения коротко расскажу, о чём сценарии трёх других фильмов. В одном из них, условно названном «Слава морей», действие происходит в 1930-1940-е годы на островах морской границы между Грецией и Турцией в Эгейском море, главные герои — подростки грек и турок. «Идущий в тени» рассказывает о первооткрывателях Аляски, пионерах золотодобычи, и индейской мифологии. «Ангелы» — об отряде спецназа Вооружённых сил КР в период баткенских событий 2000 года, основан на реальных фактах.

— А как же ваши замечательные эссе и карандашные миниатюры? Теперь с ними покончено?

— Ни в коем случае. Это увлечение у меня до скончания веков. Появилось шесть очень коротких детективов, как говорится, из серии «как научиться писать коротко». Развязка во всех крайне неожиданна. Миниатюры, согласен, в настоящее время слегка отдыхают. Пока.

— У вас не было мысли попробовать издать отдельной книжкой и ранее написанные рассказы, и новые детективы?

— Идеи есть, даже много. Возможностей для их реализации пока мало. В перспективе, конечно, рассчитываю издать.

— Вы уже несколько лет значитесь в резерве МИДа. Извините за прямой, «недипломатичный» вопрос: за перо и карандаш взялись, чтобы заработать, или душа потянулась?

— Пока перо и карандаш не принесли мне состояния. Если где-то что-то и получил, то совсем немного. На мороженое. В большей степени мне нравится развивать своё воображение. В английском языке есть выражение brain games, что значит «игры разума», это меня привлекает. Чем больше я фантазирую, тем легче живётся.

— Извините за второй “недипломатичный” вопрос: почему в системе МИДа для вас не оказалось места?

— Вакансии есть всегда. Зачастую руководство держит их свободными, лишь бы их не заняли люди, неугодные им. В моём случае за шесть последних лет я так и не узнал причину, по которой меня не брали на работу. Достоверно знаю лиц, которые несут за это ответственность, — Сапар Исаков (имею в виду период, когда он заведовал отделом внешней политики аппарата Президента), бывший министр иностранных дел Эрлан Абдылдаев, нынешний первый заместитель министра иностранных дел Динара Кемелова. Они работали так, как им выгодно и удобно, а не по совести и справедливости, а это априори неправильно. Кто из них ответит за потерянные мной шесть лет карьеры? Не за такие ли дела с подачи С. Исакова Кемелова получила благодарность от бывшего президента КР? Ответы на все мои письма представляют собой некомпетентные и циничные отписки, не имеющие ничего общего с моими вопросами. Но, к сожалению, такова реальность, не украшающая руководство министерства. Если бы у него имелись какие-либо документально обоснованные, законные факты против меня, мне бы их уже давно предъявили. Повторюсь, я не знаю причин.

— В чём прав был Кылычбек Султан, обвиняя МИД?

— Будучи вне системы, я достоверно не знаю всех фактов, однако МИД всегда был государством в государстве, со своими законами и понятиями. Видимо, К. Султан остался недоволен чем-то в рамках этих понятий и «слил» своё недовольство в прессу. Серия публикаций за последние месяцы в «Дело №…» имеет основания считаться достоверной. Недаром же Э. Абдылдаев подал в отставку. Было бы честно, если бы руководители разных звеньев МИДа, имевшие прямую связь с С. Исаковым, сделали то же самое. Говорить об этом можно бесконечно. Моё личное мнение.

— Вы рассчитываете продолжить дипломатическую карьеру?

— Выбор у меня есть.

— На сайте одного из отечественных информагентств недавно были опубликованы должностные оклады послов Кыргызстана. Счёт идёт на тысячи долларов. Положа руку на сердце, работа того заслуживает?

— Хотел бы начать с того, что практически все назначения послов вызывают недоумение или раздражение. Ведь на должность человека, представляющего внешнеполитические, национальные, стратегические и многие другие интересы государства на международной арене и в странах аккредитации, назначались лица, не имеющие к дипломатии никакого отношения. Послов, выходцев из МИДа можно по пальцам пересчитать. К сожалению, ни один из назначенных со стороны послов не проявил себя с положительной стороны, не принёс государству пользы, а некоторые только нанесли ущерб имиджу государства. Поэтому не удивительны такие публикации, как в «Дело №…»

Если люди, не имеющие никакого отношения ни к МИДу, ни к внешней политике в целом, начинают у меня спрашивать, что творится, то дело, видимо, совсем плохо. Надеюсь, новое руководство министерства учтёт все минусы и направит свою работу в нужное, справедливое русло. Недаром на слушаниях в парламенте по вопросу назначения Ч. Айдарбекова на пост министра один из депутатов его напутствовала: «В первую очередь — порядочность».

— В соцсетях вы как-то назвали Кубу своей второй родной страной. Там прошло ваше детство?

— В Гаване я несколько лет учился в школе. Отец тогда работал в посольстве СССР. Жизнь на Острове свободы — одна из самых ярких страниц моей судьбы. Да, могу сказать, что Куба является моей второй родной страной.

— Есть уже задумки о сценарии следующего произведения?

— Как я отметил выше, я играю в «игры разума», задумки и идеи есть. Например, в планах на перспективу написать сценарий об Азовских походах Петра I. Сценарному искусству я, понятное дело, никогда и нигде не учился. Всё обретается опытом и желанием. Для того чтобы написать 50-60 страниц оригинального сценария, необходима серьёзная база данных, начиная от выбора персонажей, их имён и представления их в своём воображении. В целом я решил писать сценарии, ориентированные на разные страны. И в этом году окончательно решил, чем буду заниматься, когда у меня закончится активная трудовая карьера.

— Ну что ж, успешного вам творчества. Надеемся увидеть фильмы по вашим сценариям.

— Спасибо.

Кифаят АСКЕРОВА.

Фото из альбома собеседника.






Related News

Посвящается Чингизу Айтматову

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Кыргызском национальном музее (КНМИИ) изобразительных искусств им Г. Айтиева открылась выставка «Симфония вечной жизни».Read More

«Кызыл Кыргызстан». Вторая жизнь

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Бишкеке прошла закладка капсулы для строительства нового здания кинотеатра «Кызыл Кыргызстан».

Добавить комментарий