Путь падающей звезды

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Эркин Атабеков — профессиональный дипломат, талантливый художник и эссеист (его рассказы знакомы нашим читателям), решил попробовать себя в новом жанре — драматургии. Сегодня он знакомит нас с сюжетом своего первого сценария.

Задался вопросом, когда, в какой исторический период времени первые племена кыргызов пришли на территорию современного кыргызского государства. Общеизвестно, что нынешние кыргызы — это этнос, который консолидировался из енисейских кыргызов, мигрировавших в давние времена в места своего современного обитания, смешавшихся с местными тюркскими племенами, кочевавшими из регионов Китая, а также с Алтая и Саян, называвшимися по родам, впоследствии обобщив своё самоназвание «кыргызы». Существуют исторически обоснованные версии о том, что первые государственные образования, входившие в состав государства Паркан, возникли на территории современного Кыргызстана во II веке до н. э. В IV-III веках до нашей эры предки кыргызов входили в мощные племенные союзы центральноазиатских кочевников и, предположительно, весьма серьёзно тревожили Китай. Тем не менее назвать точный период времени появления кыргызов на современной территории невозможно.

Занимаясь любительским творчеством и обозначив этот исторический вопрос как весьма привлекательный, обратил внимание, что в художественной литературе и кинематографии Кыргызстана пока нет каких-либо произведений или фильмов, посвящённых этой, без преувеличения, интересной исторической теме. Итогом творчества стал мой сценарий к полнометражному фильму «Путь падающей звезды», в основу которого легла легенда об ангелах- периште и их огненных стрелах, которыми они гоняют по вселенной приспешника шайтана — Кагару и спасают души невинных. Эти огненные стрелы людям видятся падающими звёздами.

Действие фильма происходит в древние времена, примерно в VIII веке н. э. в Западной Монголии, в долине реки Эне-Сай (Кем) и озера Хыргыс-Нур — местах обитания древних кыргызов.

Семья племени Баргы рода Конгурат, во главе которой стоит мужественный и почтенный Долонбий, ему около 50 лет, его жена Эрте, сыновья — Барс, Юстук и Айбаш, младшие дочери Баяр (Радость) и Сынма (Несокрушимая). С ними младший брат Долонбия — Улай, который потеряет свою семью во время набега хуннов.

Это период великих исторических переселений и столкновений. Зарождаются новые очаги поселений этнических кыргызов. Семья Долонбия является представителем кыргызов, которые были древнейшим западно-тюркским племенем.

Они живут жизнью своих предков, чтя и преклоняясь перед ними, и в философии жизни стремятся познать новое, найти своё предназначение и судьбоносное место. Считают себя потомками внука Огуз-Хана, одного из мифических предков тюркских народов. Занимаются скотоводством и охотой. Долонбий гордится своими сыновьями, особенно младшим Айбашем, предрекает ему звёздное будущее. Говорит, что он воин, будущий защитник своей Земли и семьи, и долг этот ему назначен Всевышним и судьбой.

Другие кыргызские племена под давлением со стороны воинствующих хуннов вынуждены объединяться в племенные союзы и готовиться к вторжению в Срединное государство — Китай. Однако Долонбий считает войну неприемлемой для себя, думает, что она не принесёт его потомкам будущего и надежды, а только гибель, и отказывается присоединиться. В Китае в этот период времени начинается строительство Великой Китайской стены. Долонбий говорит, что одолеть Срединное государство невозможно, только если появится сам шайтан. В этот период времени в монгольском роду Борте-Чино рождается мальчик, которого нарекают Темуджином.

Долонбий рассказывает своим детям легенду: «Много в мире живёт людей и прочих живых тварей, но ещё больше существует духов. Есть среди них и добрые, которые служат Всевышнему, и злые — слуги шайтана. И есть среди злых духов такие, как Кагара. Шайтан возложил на Кагару обязанность собирать и доставлять души праведников к нему в ад. Но Всевышний не допустит, чтобы душа праведника попала в преисподнюю. А потому на пути Кагары стоят ангелы — периште. Увидев слугу шайтана, они начинают осыпать его огненными стрелами, и злой дух бросает свою жертву, которую ангелы доставляют в рай. Ангельские же стрелы людям на земле видятся как падающие звёзды».

Долонбий имеет своё видение жизни, которое не совпадает с пониманием мира других родов и противоречит общепринятым в то время устоям и традициям. Долонбий любит говорить, что если будешь двигаться вперёд, то горы одолеешь, а сиднем засядешь, ничего, кроме ямы своей, не увидишь. Отказавшись идти воевать со Срединным государством, он делает сложный жизненный выбор и отправляется в дальний и опасный путь к новому, неизведанному миру. В пути дети познают не только окружающий их мир, но и своё сознание, пытаются понять, кто они в этом мире. Они понимают: семья, их род и их будущие потомки — это самое главное в их жизни.

Младшая дочь Сынма, 7-8 лет, предстаёт в образе главной героини фильма. В ней воплощается творческий гений народа, представление об идеале кыргызской девушки, в которой кочевое сознание видит свою Богоматерь. Сынма проявляет самые простые человеческие качества, любовь и нежность к своим близким, является символом непоколебимости добра и веры. Весь её характер проявляется в смешном понимании окружающего её мира. В будущем она станет символом любви и милосердия, оплота семейного очага кыргызской женщины. Её любимое занятие — рисование. На всём пути, на камнях и скалах она рисует эпизоды из жизни, повседневного быта, символы природы и неба — современные петроглифы. Своего отца она рисует в образе большой птицы, а братьев — в образах звёзд, падающих с неба и несущих добро. Трогательны её отношения со старшей сестрой Баяр, которую она безмерно любит и, потеряв её, придумывает себе добрый дух сестры, который летит вместе с ней.

В этом путешествии семья сталкивается со многими трудностями, природными катаклизмами, нападениями вражески настроенных племён и стаи волков. За Баяр начинает ухаживать темник хуннов Ши Лэ. Это заканчивается для него гибелью от стрелы среднего брата Юстука. Погибает и Баяр, которую не смогли спасти во время снежной бури и схватки с усунеями. Гибнет младший брат Долонбия — Улай, бросившийся в одиночку защищать семью от преследования хуннов. Младший сын Айбаш проявляет храбрость и отвагу, спасая свою сестрёнку Сынма в ледяной реке. Семья Долонбия, как звёздные ангелы периште, несёт добро и блуждает в поисках своего места в мире, проявляет мужество и преданность друг другу.             После долгих лет скитаний они добираются до озера Иссык-Куль, где становятся первыми кыргызами, пришедшими на территорию современного государства. Устанавливают стойбище близ горы Боз-Бармак. Сыновья Долонбия — Барс, Юстук и Айбаш становятся прародителями новых ветвей кыргызов. Барс — Ау Уул, и от него берет своё начало так называемое Правое крыло — Отуз Уул. Юстук становится прародителем Куу Уул — Левого крыла, Айбаш — Кызыл Уул, и от его потомков происходят внутренние кыргызы — ичкилики. Вскоре примеру Долонбия последуют другие кыргызские племена. Путь падающей звезды и смелые сердца членов семьи Долонбия предначертали их будущую судьбу и начало новой истории.

Примерно в этот период времени зарождаются первые строки эпоса «Манас», вобравшего в себя события истории, сведения об обществе, традициях, философии древних кыргызов, и начинает прокладываться Великий Шёлковый путь.

Таков художественный сюжет сценария к фильму, в котором я хотел показать лучшие качества нашего народа и его будущих поколений. Ведь в каждом кыргызстанце течёт кровь предков, прошедших долгий, многовековой и непредсказуемый исторический путь развития. Возможно, кто-то является потомком моих, пусть и вымышленных, героев, но по-другому быть не может.

Иллюстрации — кисти автора. Интервью с ним.

Добавить комментарий