Main Menu

Путь падающей звезды

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Эркин Атабеков — профессиональный дипломат, талантливый художник и эссеист (его рассказы знакомы нашим читателям), решил попробовать себя в новом жанре — драматургии. Сегодня он знакомит нас с сюжетом своего первого сценария.

Задался вопросом, когда, в какой исторический период времени первые племена кыргызов пришли на территорию современного кыргызского государства. Общеизвестно, что нынешние кыргызы — это этнос, который консолидировался из енисейских кыргызов, мигрировавших в давние времена в места своего современного обитания, смешавшихся с местными тюркскими племенами, кочевавшими из регионов Китая, а также с Алтая и Саян, называвшимися по родам, впоследствии обобщив своё самоназвание «кыргызы». Существуют исторически обоснованные версии о том, что первые государственные образования, входившие в состав государства Паркан, возникли на территории современного Кыргызстана во II веке до н. э. В IV-III веках до нашей эры предки кыргызов входили в мощные племенные союзы центральноазиатских кочевников и, предположительно, весьма серьёзно тревожили Китай. Тем не менее назвать точный период времени появления кыргызов на современной территории невозможно.

Занимаясь любительским творчеством и обозначив этот исторический вопрос как весьма привлекательный, обратил внимание, что в художественной литературе и кинематографии Кыргызстана пока нет каких-либо произведений или фильмов, посвящённых этой, без преувеличения, интересной исторической теме. Итогом творчества стал мой сценарий к полнометражному фильму «Путь падающей звезды», в основу которого легла легенда об ангелах- периште и их огненных стрелах, которыми они гоняют по вселенной приспешника шайтана — Кагару и спасают души невинных. Эти огненные стрелы людям видятся падающими звёздами.

Действие фильма происходит в древние времена, примерно в VIII веке н. э. в Западной Монголии, в долине реки Эне-Сай (Кем) и озера Хыргыс-Нур — местах обитания древних кыргызов.

Семья племени Баргы рода Конгурат, во главе которой стоит мужественный и почтенный Долонбий, ему около 50 лет, его жена Эрте, сыновья — Барс, Юстук и Айбаш, младшие дочери Баяр (Радость) и Сынма (Несокрушимая). С ними младший брат Долонбия — Улай, который потеряет свою семью во время набега хуннов.

Это период великих исторических переселений и столкновений. Зарождаются новые очаги поселений этнических кыргызов. Семья Долонбия является представителем кыргызов, которые были древнейшим западно-тюркским племенем.

Они живут жизнью своих предков, чтя и преклоняясь перед ними, и в философии жизни стремятся познать новое, найти своё предназначение и судьбоносное место. Считают себя потомками внука Огуз-Хана, одного из мифических предков тюркских народов. Занимаются скотоводством и охотой. Долонбий гордится своими сыновьями, особенно младшим Айбашем, предрекает ему звёздное будущее. Говорит, что он воин, будущий защитник своей Земли и семьи, и долг этот ему назначен Всевышним и судьбой.

Другие кыргызские племена под давлением со стороны воинствующих хуннов вынуждены объединяться в племенные союзы и готовиться к вторжению в Срединное государство — Китай. Однако Долонбий считает войну неприемлемой для себя, думает, что она не принесёт его потомкам будущего и надежды, а только гибель, и отказывается присоединиться. В Китае в этот период времени начинается строительство Великой Китайской стены. Долонбий говорит, что одолеть Срединное государство невозможно, только если появится сам шайтан. В этот период времени в монгольском роду Борте-Чино рождается мальчик, которого нарекают Темуджином.

Долонбий рассказывает своим детям легенду: «Много в мире живёт людей и прочих живых тварей, но ещё больше существует духов. Есть среди них и добрые, которые служат Всевышнему, и злые — слуги шайтана. И есть среди злых духов такие, как Кагара. Шайтан возложил на Кагару обязанность собирать и доставлять души праведников к нему в ад. Но Всевышний не допустит, чтобы душа праведника попала в преисподнюю. А потому на пути Кагары стоят ангелы — периште. Увидев слугу шайтана, они начинают осыпать его огненными стрелами, и злой дух бросает свою жертву, которую ангелы доставляют в рай. Ангельские же стрелы людям на земле видятся как падающие звёзды».

Долонбий имеет своё видение жизни, которое не совпадает с пониманием мира других родов и противоречит общепринятым в то время устоям и традициям. Долонбий любит говорить, что если будешь двигаться вперёд, то горы одолеешь, а сиднем засядешь, ничего, кроме ямы своей, не увидишь. Отказавшись идти воевать со Срединным государством, он делает сложный жизненный выбор и отправляется в дальний и опасный путь к новому, неизведанному миру. В пути дети познают не только окружающий их мир, но и своё сознание, пытаются понять, кто они в этом мире. Они понимают: семья, их род и их будущие потомки — это самое главное в их жизни.

Младшая дочь Сынма, 7-8 лет, предстаёт в образе главной героини фильма. В ней воплощается творческий гений народа, представление об идеале кыргызской девушки, в которой кочевое сознание видит свою Богоматерь. Сынма проявляет самые простые человеческие качества, любовь и нежность к своим близким, является символом непоколебимости добра и веры. Весь её характер проявляется в смешном понимании окружающего её мира. В будущем она станет символом любви и милосердия, оплота семейного очага кыргызской женщины. Её любимое занятие — рисование. На всём пути, на камнях и скалах она рисует эпизоды из жизни, повседневного быта, символы природы и неба — современные петроглифы. Своего отца она рисует в образе большой птицы, а братьев — в образах звёзд, падающих с неба и несущих добро. Трогательны её отношения со старшей сестрой Баяр, которую она безмерно любит и, потеряв её, придумывает себе добрый дух сестры, который летит вместе с ней.

В этом путешествии семья сталкивается со многими трудностями, природными катаклизмами, нападениями вражески настроенных племён и стаи волков. За Баяр начинает ухаживать темник хуннов Ши Лэ. Это заканчивается для него гибелью от стрелы среднего брата Юстука. Погибает и Баяр, которую не смогли спасти во время снежной бури и схватки с усунеями. Гибнет младший брат Долонбия — Улай, бросившийся в одиночку защищать семью от преследования хуннов. Младший сын Айбаш проявляет храбрость и отвагу, спасая свою сестрёнку Сынма в ледяной реке. Семья Долонбия, как звёздные ангелы периште, несёт добро и блуждает в поисках своего места в мире, проявляет мужество и преданность друг другу.             После долгих лет скитаний они добираются до озера Иссык-Куль, где становятся первыми кыргызами, пришедшими на территорию современного государства. Устанавливают стойбище близ горы Боз-Бармак. Сыновья Долонбия — Барс, Юстук и Айбаш становятся прародителями новых ветвей кыргызов. Барс — Ау Уул, и от него берет своё начало так называемое Правое крыло — Отуз Уул. Юстук становится прародителем Куу Уул — Левого крыла, Айбаш — Кызыл Уул, и от его потомков происходят внутренние кыргызы — ичкилики. Вскоре примеру Долонбия последуют другие кыргызские племена. Путь падающей звезды и смелые сердца членов семьи Долонбия предначертали их будущую судьбу и начало новой истории.

Примерно в этот период времени зарождаются первые строки эпоса «Манас», вобравшего в себя события истории, сведения об обществе, традициях, философии древних кыргызов, и начинает прокладываться Великий Шёлковый путь.

Таков художественный сюжет сценария к фильму, в котором я хотел показать лучшие качества нашего народа и его будущих поколений. Ведь в каждом кыргызстанце течёт кровь предков, прошедших долгий, многовековой и непредсказуемый исторический путь развития. Возможно, кто-то является потомком моих, пусть и вымышленных, героев, но по-другому быть не может.

Иллюстрации — кисти автора. Интервью с ним.






Related News

«Бир дуйно» отправился в киноплавание

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ столице республики стартовал XIII международный фестиваль документальных фильмов по правах человека «Бир дуйно КыргызстанRead More

Чокморовская осень, или Вернисаж памяти

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева открылась республиканская осенняя выставка, посвящённая 80-летию народногоRead More

Добавить комментарий