Сооронбай Жээнбеков: «Через парламент звучит голос гражданского общества»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

В Бишкеке состоялась научно-практическая конференция, посвящённая 80-летию парламента, с участием Президента Сооронбая Жээнбекова, торага Жогорку Кенеша Дастанбека Джумабекова, премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева, депутатов разных созывов.

На мероприятии с речью выступил глава государства.

«За прошедшие 80 лет после того, как в 1938 году начал работать Верховный Совет Киргизской ССР, кыргызский парламент прошёл славный путь. С тех пор он всегда оставался представителем, лицом и голосом народа. Во всех созывах Верховного Совета, затем Жогорку Кенеша депутатами становились достойные сыновья и дочери нашего народа. Мы с удовлетворением отмечаем их историческую роль в становлении страны. Были председатели, которые внесли значительный вклад в развитие кыргызского парламента и удостоились уважения народа. Мы с гордостью и уважением вспоминаем имена Иманалы Айдарбекова, Абдыкадыра Орозбекова, Торобая Кулатова, Асаналы Толубаева, Молдогазы Токобаева, Султана Ибраимова, Арстанбека Дуйшеева, Темирбека Кошоева, Абсамата Масалиева. Желаем долгих лет жизни Герою Кыргызской Республики, дважды Герою Социалистического Труда, уважаемому Таштанбеку Акматову. Выражаем искреннюю благодарность депутатам «легендарного парламента» и его торага Медеткану Шеримкулову, принявшим декларацию о независимости государства, первую Конституцию государства и утвердившим символы нашего государства. Наш народ помнит большие заслуги председателей палат первого двухпалатного парламента суверенного Кыргызстана Мукара Чолпонбаева и Алмамбета Матубраимова в развитии парламентаризма в стране. От всей души поздравляю всех депутатов и председателей всех созывов Жогорку Кенеша с 80-летием парламента Кыргызстана.

На конференции с докладами об истории парламента выступили депутаты и учёные. Поэтому я, не углубляясь в историю, остановлюсь на острых проблемах сегодняшнего дня и задачах на будущее.

Сегодня Кыргызстан — республика, избравшая путь парламентской демократии. В том, что наша страна стала известна на международной арене как «островок демократии», большую роль сыграл именно парламент. Сегодня в парламенте поднимаются самые акутальные и острые вопросы жизни страны, депутаты обращают внимание общественности и на некоторые насущные проблемы общественной жизни, которые в течение многих лет оказывались в забвении. Голоса оппозиции и гражданского общества звучат через парламент. Можно сказать, что у нас нет скрытых, не известных парламенту вопросов. Мы открытое общество, всё озвучивается, все дела доходят до народа.

Конечно, парламент внёс большой вклад в обеспечение прозрачности деятельности ветвей власти, доступности народу государственных решений. Парламент все три свои основные функции — представительские, законодательные и надзорные — выполняет успешно. Последние созывы достойно освоили деятельность нового типа для нашего парламента — это функции партийных фракций. В то же время звучала очень острая критика общественности в адрес Жогорку Кенеша. Парламенту открытого общества ради улучшения своей работы всегда следует оставаться открытым для критики. Для развивающейся демократии это естественное явление.

В последнее время многие политики и представители гражданского общества поднимают три вопроса. Первый — о внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики. Второй — внесение изменений в избирательные законы. Третий — о народном курултае. Например, в резолюцию Курултая политических сил, который прошёл месяц назад в Бишкеке, включены два предложения о Конституции и курултае. Вопросы грядущих выборов в парламент обсуждаются в нашем обществе на разных уровнях. В этой связи я решил озвучить некоторые свои мысли и мнение по этому поводу.

Когда мы говорим об изменениях Конституции, следует не забывать о следующих моментах. Конституция независимого Кыргызстана принята 5 мая 1993 года в результате длительных дискуссий. Но, несмотря на это, до сегодняшнего дня в течение 25 лет в Основной закон десять раз вносились изменения. А в 2010 году через референдум наш народ проголосовал за то, чтобы Конституция не изменялась до 2020 года. Несмотря на это решение народа, в 2016-м Конституцию изменили ещё раз. Поэтому, вспоминая события 2010 года, уважая волю народа, считаю, что нет необходимости вносить изменения в Основной закон.

Если говорить открыто, дело не в Конституции, а в людях, которые уважают или нарушают закон. Можно сказать, что для нашего развития достаточно и нынешнего конституционного пространства. Тем более существуют очень актуальные вопросы и необходимые для нашего государства реформы, которые осуществимы и в рамках существующей Конституции. Мы должны в ближайшее время решить эти вопросы, а конституционные изменения требуют немало времени. В качестве важных дел, требующих безотлагательных мер, можем отметить следующее.

Как очень безотлагательные проблемы могу назвать улучшение экономики нашего государства, создание условий для бизнеса и увеличение прямых инвестиций. Та же борьба с коррупцией не станет ждать конституционных изменений. Развитие регионов, административно-территориальная реформа нуждаются в законах в рамках нынешней Конституции. Совершенствование законов о местных государственных администрациях и местном самоуправлении требует оперативной работы в рамках этой же Конституции. Чтобы не отстать от других стран, требуется продвижение цифровой трансформации и привлечение инновационных технологий в государство. Поэтому нынешний Жогорку Кенеш должен принять законы для проведения насущных реформ. Если мы сегодня увлечёмся конституционной реформой, то реформы, о которых я сказал выше, отодвинутся на второй план. На то, чтобы созвать Конституционное совещание, обсудить и внести изменения в соответствующие нормы, мы потеряем около года. У нас сейчас нет столько времени. Мы не успеем подготовиться к следующим парламентским выборам.

У Жогорку Кенеша, который изберём по итогам парламентских выборов 2020 года, будет достаточно и прав, и времени для серьёзного рассмотрения норм Конституции, подлежащих изменению, и принятия неспешных решений.

Второе: соответствующие законы, касающиеся следующих парламентских выборов, надо принять до ухода парламента на летние каникулы. Совершенствование выборного законодательства и законов по политическим партиям — самые актуальные и неотложные вопросы сегодняшнего дня. Используя биометрические технологии, мы добились точного подсчёта голосов избирателей и поставили заслон искажениям итогов голосования. Однако все ещё не можем сказать, что мы готовы обеспечить чистоту и прозрачность всего процесса выборов.

К примеру, до конца надо решить проблемы, связанные с продажей голосов, качеством и стабильностью партийных списков, размерами избирательного фонда и другие. Функцию по уточнению списка избирателей, по логике, должен выполнять не Госрегистр, а Центральная комиссия по выборам. Подобные вопросы нам следует решить законодательным путём, также законодательно закрепить все выборные правила и донести их до всех политических партий и до каждого избирателя.

Очень важно, чтобы все правила выборов мы определили и утвердили за год до следующих выборов и после этого не вносились изменения в выборное законодательство. Партии должны идти к выборам, руководствуясь нормами закона, которые заблаговременно определены и утверждены. Надо поставить законодательное ограничение по этому поводу. Необходимо развивать партийную систему в Кыргызстане. Закон о политических партиях устарел. Сегодняшние реалии жизни другие. Появилась острая необходимость в разработке и принятии новой редакции этого закона.

В настоящее время утверждена Стратегия совершенствования выборного законодательства на период 2018-2020 годы. В её рамках рабочая группа разработала и рекомендовала Жогорку Кенешу проекты соответствующих законов по выборам и политическим партиям. Ещё один важный вопрос. Есть необходимость приведения в соответствие с Конституцией некоторых статей и кодексов, вводимых в действие в рамках судебно-правовой реформы. Это проекты законов, подлежащие рассмотрению и принятию вне очереди. Они будут внесены правительством. Прошу вас, уважаемые депутаты, рассмотреть их в неотложном порядке.

Третье, о курултае. Курултай по своему значению и есть сегодняшний Жогорку Кенеш. В то же время, в соответствии с действующей Конституцией Кыргызской Республики, граждане вправе проводить народные курултаи по значимым вопросам государственной и общественной жизни. Согласно 52-й статье Основного закона, порядок проведения народных курултаев надо определить законом. Но его до сих пор нет. Всё, что делается в нашей стране, должно происходить в рамках закона. Поэтому, не откладывая в долгий ящик, надо принять соответствующий закон. Будет правильным, если мы создадим рабочую группу, состоящую из всех заинтересованных сторон. Надо глубоко продумать этот вопрос, законодательно прописать все механизмы и принять серьёзное решение.

Как всем вам известно, принята Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы. К её разработке и обсуждению привлекли представителей всех слоёв нашего общества. Стоит отметить, что в процессе обсуждения особенно активную роль играли депутаты Жогорку Кенеша. А принята она с участием руководителей всех ветвей власти и представителей гражданского сообщества. Надо создать правовую базу для реализации приоритетных направлений Стратегии-2040. Я очень надеюсь на то, что депутаты нынешнего созыва проведут активную работу в этом направлении.

В заключение ещё раз поздравляю вас всех с 80-летием парламента!»

Выступивший на конференции премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев от имени правительства и от себя лично поздравил сограждан и депутатов Жогорку Кенеша с 80-летием парламента страны.

«Прошлое и настоящее Жогорку Кенеша имеют очень тесную связь. История парламента — это история кыргызского народа. «Нужно решать сообща» — этим принципом кыргызы руководствуются с давних времён, поэтому все важные вопросы решали коллегиально, советуясь друг с другом, с народом.

Это в крови каждого кыргыза. Кыргызский народ всегда превыше всего ценил свободу», — подчеркнул он, добавив, что со временем народные собрания, в которых принимали участие выдающиеся люди, ханы разных родов, представители народа, где решались важные государственные проблемы, трансформировались в современный законодательный орган страны — Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

«Волна демократии, начинавшаяся в 90-е годы ХХ века, эхом отзывается и по сей день. Сегодня Жогорку Кенеш — это общенациональная платформа выражения различных точек зрения различных слоёв населения. Через парламентскую трибуну публично решаются проблемы простого народа. В нынешнем созыве в интересах страны и её народа плодотворно работают представители различных профессий: учителя, врачи, социальные работники, журналисты, экономисты, юристы. Учитывая большую ответственность перед народом, парламент страны старается работать прозрачно и открыто. Очень важно, что заседания комитетов, фракций, равно как и пленарные заседания, проходят с участием представителей средств массовой информации», — сказал он.

Обращаясь к депутатам Жогорку Кенеша Мухаммедкалый Абылгазиев подчеркнул важность взаимодействия правительства и парламента.

«Сегодня между двумя институтами госвласти сложилась конструктивная рабочая атмосфера. Именно благодаря слаженной совместной работе за 8 месяцев текущего года был ратифицирован 31 проект законов, которые внесло правительство, одобрено 66 законопроектов, имеющих важное значение для развития страны. Это ещё раз говорит о наличии консенсуса между нами, единстве целей и общности наших взглядов на дальнейшее развитие республики. Мы должны сообща работать во имя стабильности и улучшения жизни народа. Особо хочу отметить принятие депутатами закона о республиканском бюджете на 2019 год и прогноза на 2020-2021 годы, так как это бюджет, направленный на развитие», — констатировал глава правительства, заявив, что поддержка и развитие регионов, создание на местах необходимой для достойной жизни и работы инфраструктуры продолжатся.

«Открытие новых предприятий, создание рабочих мест, строительство социальных и инфраструктурных объектов, осуществляемые в рамках Года развития регионов, дадут свои плоды в последующие годы. Вместе с этим, как вы знаете, принята и активно внедряется Концепция цифрового развития. Для её продвижения нужны изменения в ряд законов. Хочу выразить надежду на понимание и плодотворное сотрудничество в этом вопросе. Впереди много работы. Поэтому мы должны сообща участвовать в написании новейшей истории нашего государства, работая во благо страны и её народа», — резюмировал Мухаммедкалый Абылгазиев.

На конференции выступили спикер Жогорку Кенеша Дастан Джумабеков, и. о. постоянного представителя ПРООН в КР Алиона Никулита, генеральный секретарь Парламентской ассамблеи тюркоязычных государств Алтынбек Мамаюсупов. Замгенсекретаря Совета Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ, полномочный представитель Жогорку Кенеша в Межпарламентской ассамблее СНГ и Парламентской ассамблее ОДКБ Нурбек Сатвалдиев зачитал поздравление от имени председателя Совета Федерации Российской Федерации Валентины Матвиенко.

С докладами выступили председатель Верховного суда Гульбара Калиева, экс-президент Роза Отунбаева, депутаты VI созыва Жогорку Кенеша Акылбек Жапаров, Каныбек Иманалиев, а также экс-спикеры Медеткан Шеримкулов, Абдыганы Эркебаев и экс-депутаты Жогорку Кенеша.

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.

Добавить комментарий