Искусство интересно жить

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Вы никогда не задумывались, что порой праздничное настроение нам помогают создавать вещи, связанные с той или иной датой. Скажем, празднование Нооруза ассоциируется с обязательным приготовлением сумолёка и конноспортивными играми, День Победы — с залпами салюта, военным парадом и гвоздиками, Масленица ассоциируется с блинами и чучелом зимы. Но Новый год самый богатый на такие атрибуты: тут и серпантины и мишура, просто еловая ветвь или целая ёлка и, конечно, новогодние игрушки. Чтобы создать такую вещь-праздник, которая с первого же взгляда зародит в душе чувство радости, мастеру надо приложить не только немало умения, но и вдохнуть в неё частичку своей души.

Такие мысли пришли в голову в беседе с мастерицей по точечной росписи и декупажу Татьяной Страчко, когда она показывала изготовленные ёлочные шарики.

— Чтобы создать подобное украшение, важно внутри себя испытывать предвкушение приближающегося праздника, чтобы передать это ощущение через орнамент, цветовую композицию, — делится своим опытом Татьяна. — Поскольку Новый год — семейный праздник, я и игрушки попыталась сделать с таким посылом. Шары парные: один с ажурным, витиеватым узором в подарок девушкам, а другой — более строгий, лаконичный — для мужчин. А вместе они создают гармоничную пару.

Современные материалы дают широкие возможности для рукоделия: тут и лепка, и вязание, и бисероплетение, и многое-многое другое, чего только не пожелает творческая душа и талант. Сообщества умельцев-затейников в Интернете охотно делятся своими навыками, выставляют созданные работы, оценивают друг друга. Вот так же через Всемирную сеть нашла своё увлечение и героиня этого материала. Началось с того, что захотелось как-то украсить помещение, и на глаза попалась настольная лампа. Она и послужила объектом первого творческого эксперимента с точечной росписью. За ней появились новые объекты, которые Татьяна «оживляет» узорами, добавляя художественную изюминку обычной бытовой вещи, созданной в условиях массового производства. Среди таких предметов подносы, шкатулки, пустые бутылки с оригинальной формой, блокноты, визитницы, расчёски и зеркальца — поле деятельности достаточно широкое.

Работает в технике точечной росписи и декупажа. Если кратко, точечная роспись — это вид рисования, когда узор создаётся из точек разных цветов и размеров. Точки собираются в фигуры и линии, и в результате картинка выглядит как бисерное плетение или наклеенные по рисунку стразы. Рисовать акриловыми красками можно на всём, на чём душа и фантазия пожелают: стекло, керамика, пластик, дерево, кожзаменители, кожа и даже свечи. Декупажем называется декорирование различных предметов путём приклеивания рисунка или орнамента и покрытие полученной композиции лаком для долговечности и создания эффекта росписи.

Татьяна этими видами рукоделия занимается с 2012 года, но стремление к творческому самовыражению было всегда.

— В детстве увлекалась рисованием, в подростковом возрасте с удовольствием вязала. И до сих пор продолжаю что-то осваивать, пытаюсь привнести что-то новое в свои работы. Смотрю на свои прежние вещи и замечаю, что за это время поменялась техника росписи, изменился стиль, — говорит Т. Страчко.

Надо заметить, что в Кыргызстане Татьяна живёт больше года. Приехала сюда с семьёй из Беларуси. На своей родине в среде умелиц она признанный мастер. Не раз её работы побеждали в конкурсах и занимали призовые места, она соавтор опубликованного в России самоучителя по точечной росписи. Как уже упоминалось выше, объектами творческого самовыражения служит всё, что угодно, любая бытовая вещь. Её Татьяна искусно покрывает разноцветными узорами. Причём каждая роспись оригинальна и неповторима по расцветке и форме.

— Есть шаблоны росписей в Интернете. Но у меня таких работ мало. Мне интересно каждый раз создавать индивидуальный рисунок, — говорит Т. Страчко.

Больше всего, по признанию умелицы, её привлекает декорирование шкатулок.

— Это объёмная вещь: крышка, бока, дно, внутреннее пространство. Нужно создать целостную гармоничную композицию. Сделать так, чтобы узоры, полностью не повторяясь на каждой из плоскостей, всё же перекликались между собой, сохраняя общий стиль, — говорит моя собеседница. В качестве примера демонстрирует несколько нарядно расписанных шкатулок.

— Точечная роспись — это искусство или ремесло? — задал я вопрос мастерице, воодушевлённо рассказывающей о своём увлечении.

— Это считается ремеслом, но творческого вдохновения эта работа требует однозначно, — смеётся Татьяна. — Иногда идёшь по улице и замечаешь интересное сочетание цветов, мотив узора, и в голове складывается концепция. Процесс обдумывания длительный, порой ложусь спать, а сама размышляю над тем, какие контуры цвета, формы использовать, что надо исправить, что изменить в рисунке.

По словам моей собеседницы, поиск образа, композиции очень индивидуален для каждого предмета. Какие-то вещи удаётся сразу завершить, над какими-то приходится долго мучиться, менять рисунок, цветовые гаммы, ждать момента, когда форма и цвет будущего узора уложатся в сознании. Есть вещи, которые лежат по году-два, ожидая момента озарения у рукодельницы. В общем, тут всё: и творческие муки, и художественный поиск, и долгожданный миг вдохновения. Поэтому с созданным потом тяжело расставаться, слишком много чувств, переживаний вложено.

— Работы — это часть моей души. Поэтому не люблю дарить их незнакомым людям. Мне важно знать, что они не будут валяться где-то на антресолях, а смогут служить и радовать будущих хозяев, — делится мыслями Татьяна.

Предметам, над которыми работает, мастерица даёт имена. Так получается, что в процессе росписи названия приходят сами. Они звучны и поэтичны. «Райский сад», «Рахат-лукум» — это подносы. «Роза в серебре», «Серебряный колокольчик» — искусно декорированные бутылки оригинальной формы.

Мастерица работает в разных жанрах, в том числе этностиле. Пару лет назад расписала циферблат нескольких настенных часов под белорусские народные мотивы. Сначала создала имитацию льняной ткани и вышивки на ней. Часы имели символ неба вверху и символ земли внизу. Половина циферблата посвящалась женскому началу, а другая — мужскому. Сейчас, живя в Кыргызстане, присматривается к кыргызским национальным орнаментам. Узоры очень нравятся ей своей витиеватостью, плавностью. Так что Татьяна подумывает создать работы на их основе. Ну а мы пожелаем ей новых интересных открытий и находок в творчестве, чтобы изделия, вышедшие из-под её росписи, радовали глаза и душу своей красотой и оригинальностью.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Добавить комментарий