Чёрно-белые цветы нереальной красоты

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Посмотреть на цветы среди зимы в новогодние праздники предложил бишкекчанам столичный Музей изобразительных искусств имени Г. Айтиева. Устроители организовали экспозицию под названием «Цветы гор».

Со стен выставочного зала на посетителей взирали 36 цветочных картин, да не простых, а монохромных — чёрно-белых, выполненных в технике рисования пером и тушью. Впрочем, и сами цветы на картинах не просто ромашки да ландыши, в них, конечно, угадываются знакомые очертания, но авторская техника рисования такова, что они больше похожи на странных посланцев с других планет, чем на земные растения — ни дать ни взять художественная фантастика.

Автором работ стала хоть и молодая, но уже известная в нашей стране художница Иванна Шмелёва. Необычное имя определило необычную судьбу: несмотря на полученное «серьёзное» образование архитектора-дизайнера, девушка увлеклась рисованием картин и добилась успехов: на счету Шмелёвой уже 8 персональных выставок, в том числе в столице Болгарии Софии и столице Казахстана Астане, а также награды и дипломы за победы в разных художественных конкурсах, включая диплом Союза дизайнеров России за лучшую архитектурную графику.

Художница работает в различных техниках, но предпочтение отдаёт монохромным рисункам. Кто не в курсе: монохромное изображение — это изображение, выполненное в ограниченной цветовой гамме с использованием одного или максимум двух цветов. К монохромным изображениям, например, относятся рисунки, сделанные тушью, карандашом или углём, чёрно-белые фотоснимки, изображения на экране чёрно-белых телевизоров. Монохромы считаются классической техникой рисования, здесь выразительность линий достигается контрастом насыщенных тёмных чернил и белого фона.

Цветы на рисунках Шмелёвой стилизованные — автор отбирает основные, характерные черты изображаемого предмета, например, объём, линии, формы, а затем с помощью штрихов и пятен составляет картинку — ту, что видит у себя в голове. Зрителю даётся основа образа в расчёте, что его воображение дорисует остальное. Стилизация, кстати, часто используется в логотипах, плакатах, орнаментах, шаржах, её главная цель — передать задумку, идею автора. Так что для художника стилизация — способ передать собственные ощущения, а для зрителей — возможность поиграть со своим воображением.

По утверждению устроителей выставки «Цветы гор», на создание картин художницу вдохновил мир цветов и растений, а точнее — бишкекский Ботанический сад имени Э. Гареева. Экспозицию приурочили к 80-летию основания сада. Он был основан в 1938 году и с тех пор является музеем растений под открытым небом. Устроители выставки назвали Ботсад «местом красоты и единения с природой», «единственным местом в столице, где можно увидеть уникальные экземпляры растений природной флоры и акклиматизированные растения со всего Северного полушария».

Звучит красиво, но, учитывая то плачевное состояние, в котором сад находится сейчас, увидеть там что-то красивое и уникальное довольно сложно, кто был в Ботсаду, тот меня поймёт, — большая часть территории сада больше похожа на лесной бурелом, в котором где что находится, и не поймёшь. Когда-то фрунзенский Ботсад был одним из крупнейших и красивейших ботанических садов в Центральной Азии, как по площади, так и по составу коллекций растений. На бишкекский же Ботсад сейчас без слёз не взглянешь, одна только оранжерея тропических растений чего стоит — того и гляди от ветра упадёт, всё держится в буквальном смысле слова на энтузиазме работников Ботсада.

Сейчас Ботанический сад при поддержке Национальной академии наук и правительства КР занялся разработкой концепции развития своей территории по ул. Ахунбаева, 1А. То, что в результате получится, планируют назвать «Азиатский горный сад». Пока всё только на стадии идеи, пока нам остаётся смотреть на азиатские горные растения лишь на картинах в музейном зале. Остаётся надеяться, что когда-нибудь придёт время и чиновники всё же обратят внимание на умирающий посреди дымной столицы сад, займутся его возрождением в реальности, а не на бумаге, и он снова начнёт демонстрировать нам свои уникальные растения.

Пока же лаборатория цветочно-декоративных растений Ботсада показала коллекцию редких экземпляров живых цветов, семян и гербариев горных растений Кыргызстана прямо в выставочном зале среди картин. В небольших вазах зрителям предложили образцы лекарственных трав, произрастающих в нашей стране. Это очень оживило выставку — приятно же, когда экспонаты можно не только посмотреть, но и потрогать, и даже ощутить их аромат.

Марина ДУБОВЧЕНКО.

Фото автора.

Добавить комментарий