Main Menu

«Я не хамелеон и принципов не меняю»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Николай Байло о причинах провала социализма, перспективах российско-украинского кризиса и об отношении к Рождеству Христову

Ещё десять лет назад имя Николая Ивановича Байло было у всех на слуху: он представлял Партию коммунистов Кыргызстана в Жогорку Кенеше двух созывов — с 2000-го по 2005-й и с 2005-го по 2007 годы, в обоих руководил комитетами. В отличие от большинства нынешних и тогдашних депутатов в законопроекты вникал и на вопросы журналистов отвечал толково. Однако после Апрельской революции ЖК скоропостижно распустили, и осенью 2010 года коммунисты впервые в парламент не прошли.

— Николай Иванович, сейчас о вас почти ничего не слышно, если не считать ваших редких публикаций. Расскажите, пожалуйста, где живёте, чем заполнена ваша жизнь?

— Живу, как и раньше, в Бишкеке, где бросил якорь ещё в 1967 году. До прошлого года, когда ушла из жизни моя мама, весну, лето и осень занимался выращиванием картофеля, овощей и фруктов в селе Темен-Суу Московского района — на моей малой родине, где родился и вырос. Вёл и веду активный образ жизни. Регулярно, два-три раза в месяц, за исключением зимы, делаю в горах восхождения на высоты до 4000 метров. Зимой посещаю горнолыжные базы, городской каток, летом около месяца плаваю на Иссык-Куле. Как правило, минимум пять часов в день читаю различную литературу, смотрю все познавательные программы по TV, пишу. Занимаюсь внучками. Художественную литературу читаю мало, но всех классиков литературы открываю для себя заново. Познание окружающего мира с выходом на видение его нового обустройства — предмет моих исканий.

— Расскажите, пожалуйста, о своих корнях. Как ваш род оказался на земле Московского района, вообще в Кыргызстане?

— В 1930-е годы род Воробьёвых по маминой линии переселился из Западной Сибири в Кыргызстан. Мой отец родом из Оренбуржья, был призван в армию, дошёл до Кёнигсберга, там получил ранение, затем его эвакуировали для лечения в город Фрунзе. Здесь он встретил маму и решил остаться.

 — Это правда, что вы вышли из Партии коммунистов Кыргызстана? Когда это произошло и почему?

— Да, я вышел из Партии коммунистов Кыргызстана в 2010 году по идеологическим соображениям.

— Дело давнее, но всё же: почему после развала КПСС в Кыргызстане возникли две партии: ваша и Коммунистическая партия Кыргызстана во главе с Кларой Ажибековой? Что не поделили? И существуют ли сейчас эти партии?

— После развала СССР и КПСС у нас в республике, как и на всём постсоветском пространстве, как объективный процесс развития началось собирание, возрождение коммунистического движения. В исторические периоды, когда бывают попраны авторитеты, закономерно появляются новые личности, пытающиеся возглавить определённые группы людей. Этот процесс и демонстрировало состояние комдвижения того периода. Да, в нём присутствовали претензии на лидерство, а также различие взглядов в стратегиях и тактиках по отношению к правящим режимам. Так было и в России. Существовало два центра комдвижения во главе с Г. Зюгановым и О. Шейниным. В настоящее время в Кыргызстане функционирует Партия коммунистов Кыргызстана, в которой имеется и молодёжное крыло. Информацией о второй компартии не располагаю.

«Три заурядные личности в Беловежской пуще под винными парами решили судьбу уникального государственного образования, и 19 миллионов коммунистов промолчали. Для меня это феномен, который нужно изучать»

— Вы разочаровались в коммунистической партии — изначальной, совершившей революцию и строившей Страну Советов?

— Я не разочаровался в компартии, просто не принадлежу к категории хамелеонов, меняющих свои взгляды в зависимости от политической конъюнктуры. Во мне заложено обострённое чувство справедливости, и эта ценность не подпадает под категорию «купи-продай». Был и остаюсь твёрдо убеждённым в правоте марксистско-ленинского учения, идей социальной справедливости, закономерности смены общественно-экономических формаций.

— В одной из своих недавних публикаций вы пишете, что классики марксизма ушли далеко вперёд от своего времени. И в этом главная причина, по которой социализм оказался повержен. То есть вы считаете, что общество не было готово к общественной собственности на средства производства?

— Грандиозность экономических, социальных, образовательных, научных и военных достижений СССР под руководством КПСС неоспорима. Аналогов им не знала вся мировая история. Проблема не в том, что общество не было готово к новой форме собственности на средства производства. Ленин подчёркивал, что «марксизм не догма, а руководство к действию». И он блестяще демонстрировал этот постулат своей деятельностью: продразвёрстка, продналог, НЭП надолго и всерьёз… Чего нельзя сказать о высшем послевоенном политическом руководстве КПСС, не осилившем в своём понимании главную истину, зарубившем на корню даже начальные попытки косыгинских реформ и в итоге заявившем о построении в СССР развитого социализма, что являлось парадоксом, теоретико-политической авантюрой.

…Да, классики марксизма намного опередили своё время. Они вычленили закономерности и неизбежность смены капитализма более — подчёркиваю, более — развитой социалистической общественно-экономической формацией. Рассмотрим кратко, упрощённо понятие социализма. Это, прежде всего, наивысший по сравнению с капитализмом способ развития производственных сил и производственных отношений, включающих в себя повсеместную механизацию производств, их энерговооружённость, наукоёмкость, высокое качество продукции и на этой базе — более высокую по сравнению с капитализмом производительность труда.

Ни одним из этих показателей советский способ производства не располагал. В реальности существовали экстенсивные методы хозяйствования вместо интенсивных. И где же было в нём место развитому социализму? К пониманию марксизма как руководства к действию объективно подошли и справились китайцы, строящие свой социализм с китайской спецификой.

«Ленин был виртуозом в политике и великолепно это демонстрировал. Те, кто пришёл после него к управлению государством, так и не поняли, что марксизм-ленинизм не догма, а руководство к действию»

— Что вы думаете сейчас, с расстояния прожитых лет, о развале Советского Союза?

— Да, мои взгляды и оценка роли КПСС и советского народа претерпели изменения. Причиной выступили реакция членов КПСС на развал СССР, запрет КПСС, позиция советского народа, провозглашённого новой исторической общностью. Три заурядные личности в Беловежской пуще под воздействием винных паров приняли без всяких на то полномочий антигосударственное, противоконституционное решение, то есть совершили госпереворот, разрушили СССР, но ни 19 миллионов коммунистов во главе с генсеком и членами Политбюро, ни народные массы — «движущая сила общества» — никак не отреагировали на противоправные действия растоптавших итоги референдума, на котором более 78% населения высказались за сохранение СССР. Все эти факты красноречиво свидетельствуют о состоянии гражданской активности советского общества и его передового авангарда — КПСС. Этот феномен требует глубокого изучения.

— Есть ли будущее у СНГ? Тема должна быть очень близка вам, поскольку в начале 2000-х вы руководили парламентским Комитетом по делам СНГ.

— Помнится, в те годы на постсоветском пространстве приняли около двух тысяч праворегулирующих документов в сфере взаимоотношений стран, входивших в СНГ. Но, к сожалению, лишь незначительная доля их, да и то лишь частично, имели какое-то действие. Всё ограничивалось декларациями и не более.

Мягко говоря, завышенные претензии стран на многовекторность своей внутренней и внешней политики не позволяли сформировать и идеально наполнить содержанием новый межгосударственный институт. И даже сегодня с меньшим количеством стран, в рамках ЕАЭС, все проблемы решаются сложно и длительно.

— Как вы думаете, отношения России и Украины зашли в тупик или есть выход?

— После госпереворота в Украине они зашли в тупик. Идея «разделяй и властвуй» была бесцеремонно реализована США в формате Украины с вложением порядка $5 миллиардов и вовлечением в этот процесс так называемых стран-гарантов демократии — Германии, Франции и Польши. Всё заранее предопределили. Минские договорённости выступали в качестве дипломатической ширмы, завуалировавшей происходящее. Доминирующая технология американского миропорядка направлена на решение трёх главных задач: ослабить Россию, создать у неё в подбрюшье плацдарм враждебного государства и в перспективе разместить американскую военную инфраструктуру на её западных границах. Эти задачи успешно решаются. Ситуация переросла в формат, казалось бы, игры без правил. В действительности всё осуществляется по американским лекалам. И подвигает нас к пониманию: выход из тупика может просматриваться только при смене существующего в Украине антинародного режима.

— Ваша юность отдана комсомолу, зрелые годы — компартии. Доведись начать жить заново, пошли бы тем же путём?

— Да, моя юность отдана комсомолу, зрелые годы — компартии. Образно сошлюсь на слова известной песни: «Та заводская проходная, что в люди вывела меня». Фрунзенский станкостроительный завод имени Ленина дал мне путёвку в жизнь, а комсомол и компартия — всё, кем я сейчас являюсь. То был интересный, насыщенный трудом и исканиями путь. Я его вновь, без всякого колебания избрал бы. Но с учётом жизненного опыта внёс бы много коррективов в устройство государства, компартии и общества в целом. Это моё новое кредо.

— Что дали вам годы депутатства в парламенте?

— Годы депутатства в парламенте стали для меня своеобразным университетом. Я изучал работу госорганов, изнутри знакомился с бюрократией чиновничества, тормозящего прогрессивное движение страны, занятого лишь личным обогащением. Воочию наблюдал, как люди торговали своими принципами, если они у них были вообще. В силу своих служебных обязанностей встречался и вёл переговоры в узком кругу с президентами России, Казахстана, Молдовы, Украины, руководителями парламентов. Я горд тем, что по моей инициативе прошли переговоры с руководством Госдумы, Министерством обороны России, в итоге подписано соглашение о размещении военной базы ОДКБ в Канте в лице ограниченного контингента Вооружённых сил России. И под этим соглашением стоят подписи моя и Бориса Пастухова — председателя Комитета по делам СНГ Госдумы.

— Вам когда-нибудь пытались дать взятку?

— Да, пытались дать её за то, чтобы проголосовал за передачу Китаю части территории моей страны — Узонгу Кууш.

— Кыргызстан буквально захлёстывает волна коррупции. Несмотря на аресты, воруют и воруют. Из этого порочного круга есть выход?

— Уровень коррупции — это прямой показатель реального состояния демократии, эффективности всех ветвей власти в стране, правоприменительной практики и единообразного действия законов, а также гражданской ответственности населения. В нашей стране все эти показатели находятся ниже нулевой отметки. При существующей системе борьба с коррупцией — бой с ветряными мельницами.

— Ваш день рождения приходится на начало января. А поскольку он почти совпадает со встречей Нового года, в семье Байло есть какие-то традиции в связи с этим? Или Новый год отмечаете, а на день рождения сил не остаётся?

— Никаких особенных традиций в семье по поводу праздников и дней рождений нет. К Новому году обычно украшаем ёлочку, накрываем праздничный стол с бутылкой шампанского, приходят дочь с зятем и внучкой. Вот и всё. Никаких излишеств, особенных застолий нет и на дни рождения, всё очень скромно.

— Всю эту неделю православные христиане празднуют Рождество. Конечно, коммунистическая идеология не признавала существования Бога. Но времена изменились, многие пересмотрели свои взгляды. Как вы относитесь к Рождеству Христову?

— Моё отношение к Рождеству Христову зиждется на восприятии религии как глубочайшего исторического культурного пласта, веками наработанного человечеством. Обратите внимание, как перекликаются моральные ценности в Десяти заповедях Христа с Моральным кодексом строителя коммунизма. По содержанию они во многом схожи, за исключением атеистической составляющей. Религия объединяла и объединяет народы, особенно в годы испытаний. Бытует мнение, что перед битвой под Москвой Сталин дал указание облететь на самолёте с иконой Божьей Матери позиции наших войск под Москвой. К Рождеству Христову отношусь с пониманием и уважением.

— Спасибо за интервью. Пусть всё у вас будет хорошо в наступившем году.

Кифаят АСКЕРОВА.






Добавить комментарий