История одного вердикта, или Уволить нельзя восстановить

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

«За взлётной полосой». Так назывался материал, опубликованный в «Слове…» в ноябре прошлого года. Речь в нём шла о мытарствах ветерана гражданской авиации Кыргызстана Тургунджана Турсунахунова по высоким чиновничьим кабинетам и судам, чтобы восстановить справедливость и нарушенные права. Напомним суть дела.

В 1987 году после крушения вертолёта Ми-8 на Чаткальском хребте врачебно-лётная экспертная комиссия признала пострадавшего бортмеханика-инструктора Т. Турсунахунова негодным к лётной работе и списала на землю. Инспектируя важнейшие наземные и лётные службы, опытный авиатор с более 7 000 часов налёта внёс большой вклад в развитие аэропорта «Манас», коллеги считали его специалистом высочайшего уровня по обеспечению безопасности полётов и подготовке пилотов-вертолётчиков. Неоднократно назначался руководителем комиссий по расследованию причин авиационных катастроф и чрезвычайных происшествий. Одно из них — попытка угона самолёта Ан-28 в сентябре 1990 года в аэропорту города Пржевальска. Двое подростков беспрепятственно проникли на лётное поле и, угрожая макетом взрывного устройства, захватили его с 17 пассажирами на борту. Юные угонщики потребовали $1 000 за освобождение заложников, а также предоставить им большой самолёт и… парашюты, чтобы выброситься над Америкой или Канадой и получить там политическое убежище. К счастью, операция по задержанию малолетних преступников закончилась благополучно. Расследуя это ЧП, комиссия во главе с Т. Турсунахуновым выявила массу нарушений инструкций по обеспечению безопасности полётов и охране стратегического объекта, каким является аэропорт, а также факты безответственности и откровенного разгильдяйства руководителей ряда наземных служб и правоохранительных органов. Выводы комиссии не понравились высокому начальству.

От Турсунахунова требовали смягчить их и свести всё к мелким просчётам, ссылаясь на то, что в происшествии не пострадали люди. Но, проявив принципиальность, человеческую и профессиональную порядочность, наш герой стоял на своем, в чём позже его поддержали в Главной инспекции по безопасности полётов Министерства гражданской авиации СССР. Т. Турсунахунов принимал непосредственное участие в спасательных операциях союзного масштаба.

Последняя должность Тургунджана Турсуновича — сменный начальник аэропорта «Манас». В мае 2007 года безо всяких на то причин его отстранили от работы и предложили другую, менее оплачиваемую должность инженера-инспектора под предлогом реорганизации службы, в которой трудился. Турсунахунов от перевода отказался. Тогда руководство аэропорта в лице Б. Сыдыкова нашло новый повод, чтобы избавиться от него: его уволили по статье 79 пункт 8 Трудового кодекса (отказ работника от продолжения работы в связи с изменениями существенных условий труда), причём без выплаты выходного и единовременного пособий за 39-летний стаж службы в системе гражданской авиации и согласия профсоюзного комитета на его увольнение. Самое интересное, подчёркивает Т. Турсунахунов, что ранее заявленных изменений в службе сменных начальников аэропорта так и не произошло, должность, которую он занимал, не сократили, а приняли на неё другого человека.

Вот уже более десяти лет Т. Турсунахунов пытается оспорить в судах своё незаконное увольнение и призвать к ответу администрацию ОАО «МАМ» за грубое нарушение его конституционных прав и трудового законодательства. Верховный суд признал увольнение аксакала незаконным и указал Бишкекскому городскому суду устранить нарушения и вынести судебный акт в его пользу. Но не тут-то было. Последний не вынес чёткого решения о восстановлении истца на работе, а безосновательно, при отсутствии причин, применил статью 423 часть 8 Трудового кодекса, которая не является основанием для прекращения трудового договора, а обязывает руководство аэропорта предложить Т. Турсунахунову другую работу в сфере его компетенции. Однако, не исполнив решение суда во второй части, оно внесло запись в его трудовую книжку, не соответствующую требованиям трудового законодательства, причём без указания номера приказа, даты и статьи Трудового кодекса.

…После выхода статьи «За взлётной полосой» мы обратились с просьбой к председателю Верховного суда Гульбаре Калиевой проверить изложенные в ней факты и поделиться результатами с редакцией газеты. Ответ за подписью её заместителя Н. Асановой получили только через полтора месяца после обращения, и то с большим трудом. Опускаем многочисленные факты, свидетельствующие о поверхностном изучении дела, а скажем только о заинтересованном, по мнению Т. Турсунахунова, «толковании требований пленумов Верховного суда от 2003-го и 2013 годов, что является ничем иным, как попыткой защитить честь мундира служителей Фемиды, выносивших неправосудные решения»

На днях заслуженный пилот обратился в Верховный суд с иском к ОАО «МАМ» о защите чести, достоинства и возмещении имущественного и морального вреда, ссылаясь на отсутствие в трудовой книжке записи об увольнении, что свидетельствует о том, что трудовые отношения продолжаются. Редакция намерена информировать читателей о том, как будут развиваться дальнейшие события.

Сергей СИДОРОВ.

Фото автора.

Добавить комментарий