Фотограф страстей человеческих

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

На минувшей неделе всемирно известный американский журнал National Geographic на своей официальной странице в “Инстаграм” опубликовал фотографию кыргызстанки. На фото девушка сидит за стеклом автобуса в ожидании поездки. Вроде бы ничего примечательного, но оторваться невозможно, настолько выразительным, даже пронзительным вышел взгляд героини — будто бы вся серьёзность мира сосредоточилась в этих совсем ещё детских глазах.

Автором фотографии является французский фотограф Уильям Дэниэлс. Он резидент лондонского фотоагентства Panos Pictures, живёт во Франции и Великобритании, по роду деятельности большую часть времени проводит в поездках по всему миру. Девушка в автобусе не единственная снятая в Кыргызстане работа Дэниэлса, она лишь часть проекта под названием «Увядшие тюльпаны». Название выбрано не случайно: фотограф посвятил проект Кыргызстану периода после тюльпановой революции.

Дэниэлс приезжал в Кыргызстан в 2007 году. Снимки его наблюдений составили целый альбом. Кроме девушки в автобусе, фотографа впечатлили остатки архитектуры советских времён, которые он снимал в зимнее время года. Фото припорошенных снегом старых бишкекских многоэтажек National Geographic тоже опубликовал, подписав его «Советская эра строительства в начале зимы».

Фото, сделанное французским фотографом в Мин-Куше

Ещё один впечатляющий снимок Дэниэлс сделал на угольном месторождении у посёлка Мин-Куш. На фото мужчина одиноко тянет тележку на фоне седых величественных гор, вокруг — почти вселенская пустота как символ опустошения природы человеком. Спустя несколько лет жители именно этого посёлка неоднократно устраивали протесты против угольных компаний, которые вредят экологии в том районе. Пора-зительно, как уже в то время французский фотограф сумел ухватить и передать суть проблемы при помощи одного фото.

Фото девушки в автобусе тоже имеет историю, автор подписал его так: «Кыргызская женщина едет на автобусе в Оше, крупном городе на юге Кыргызстана, который испытал несколько волн этнической напряжённости между кыргызами и узбеками после распада Советского Союза».

Иногда один снимок может рассказать больше, чем тысяча слов. Умение увидеть, предвидеть, почувствовать, поймать то самое мгновение и есть признак большого мастера. Именно этим знамениты авторы, снимающие для National Geographic, именно своим точным, неприкрытым, обнажающим самую суть вещей посылом и прославился этот журнал. Фотограф-документалист, обладатель множества престижных фотопремий Уильям Дэниэлс в мире фотожурналистики известен ещё и тем, что полученные за победу в конкурсах деньги он тратит на поездки в горячие точки планеты — туда, где идёт война, где свирепствует голод или эпидемия, где случилась экологическая катастрофа — туда, где люди нарушили привычный ход вещей и сами же страдают от этого.

Фото У. Дэниэлса из проекта «Хаос в Центрально-Африканской Республике»

Одним из самых значимых проектов Дэниэлса стала серия фотографий, сделанных в Центрально-Африканской Республике. Фотограф отправился в эту страну в самые тёмные дни её современной истории — времена ожесточённых столкновений между религиозными группировками. В 2013 году в ЦАР начался межконфессиональный конфликт между христианами и мусульманами — там люди, одинаково верящие в разного Бога, начали истреблять друг друга. Сотни людей были убиты, около 400 тысяч человек вынуждены были бежать. В течение года Дэниэлс сделал по стране пять поездок на автомобиле, чтобы передать весь масштаб происходящего ужаса и попытаться разобраться в корнях конфликта. Как рассказывал он потом в одном из интервью, те кровавые события практически не освещались в СМИ, и фотограф решил, что опубликованные снимки помогут остановить кровопролитие.

На полученный за фотопроект грант Уильям Дэниэлс отправился в Японию, где фотографировал последствия аварии на атомной станции в префектуре Фукусима. АЭС закрыли в декабре 2013-го, спустя два года после разрушительного землетрясения и цунами, вызвавших непоправимую катастрофу. Дэниэлс сделал целую серию уникальных снимков: фотографировал людей, приходивших забрать свои вещи, оставленные во время эвакуации, полицейских у дорожного заграждения, преграждающего путь в зону отчуждения, опустевшие улицы некогда красивого города, заброшенные фермы, больницы и школы, разбитое гигантскими волнами побережье. Глазами фотографа мир смог увидеть трагедию — и людей, и природы — такой, какая она есть, без прикрас.

35-летний Уильям Дэниэлс — постоянный участник престижнейшей всемирной фотовыставки World Press Photo, его снимки не раз побеждали в разных номинациях. В эти дни выставка как раз проходит в Бишкеке и там действительно есть на что посмотреть. Правда, слабонервным лучше не ходить — фотографии World Press Photo не для удовольствия, многие откровенно тяжелы, эмоциональны, душераздирающи. Потому что за каждым снимком стоит целая история — одного человека, целого народа, всего человечества.

Бишкек глазами автора проекта “Увядшие тюльпаны”

Фото голодающих детей, забитых женщин, спасённых от браконьеров животных, бегущих от смерти беженцев, погибающих во время военных столкновений людей — безумная правда жизни, которую преподносят нам фотографы так, чтобы никто не смог отмахнуться от сотворённого ужаса. Кто-то скажет: «Не этично, некрасиво, так нельзя!» и будет похож на маленького трусливого котёнка, спрятавшего голову под кровать, но оставившего хвост на виду. Молчание и замалчивание — это негласное одобрение зла. О проблемах нужно говорить, их нужно освещать, в этом и состоит истинное призвание журналистики. Фотожурналистика делает это по-своему, безмолвно — показывая миру жёсткие кадры, как бы говоря людям: «Посмотрите на дело ваших рук! Одумайтесь, наконец!»

Вот и фотограф Уильям Дэниэлс о своей работе говорит так: «Я снимаю невидимую сторону драмы, чтобы привлечь внимание аудитории не через жёсткие кадры, а через образы, вызывающие сострадание». В марте прошлого года его вместе с раненой коллегой-фотографом эвакуировали из Сирии, где Дэниэлс снимал военные действия и жизнь беженцев. Материала набралось столько, что фотограф планирует провести уличную выставку в Нью-Йорке и издать книгу.

Фотография кыргызстанки в автобусе тоже станет частью выставки Wilting Point, показ которой состоится 25 января в Париже. Название выставки переводится как «Точка увядания». Увы, но именно такое ощущение вызывает у фотографа то, что происходит сегодня на планете Земля. Есть над чем задуматься…

Евгения МАРТЬЯНОВА.

Фото сделаны У. Дэниэлсом.

Добавить комментарий