Легенда об Арстанбапе

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Арстанбап — топоним, название ряда географических объектов, расположенных на территории Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области: долины, речки, села, туристической базы и ряда других мест. Данное название произошло от имени полулегендарного святого, сподвижника пророка Мухаммеда, основателя крупного и единственного в мире реликтового орехоплодного массива. Лес Арстанбапа — это естественный лес, возникший в далёкой древности. Учёные утверждают, что его возраст может превышать 50 миллионов лет.

Мазар Арстанбап
Мазар Арстанбап

По территории (700 000 га) Арстанбапский лесхоз — король лесов, он является самым крупным лесным массивом на планете Земля. Здесь растут более 130 видов кустарников и деревьев. Среди них грецкий орех, яблоня, алыча, смородина, миндаль, фисташка и другие. Конечно же особой гордостью является грецкий орех. Это очень древнее растение, и его название можно найти в Библии, где о нём упоминается как о растении в саду царя Соломона (1011-928 годы до н. э.). Грецкий орех может доживать до 1 000 лет, достигать гигантских размеров и давать всё больше и больше плодов. Есть деревья, которые могут давать в год 400 кг урожая.

По поводу происхождения этого лесного массива существует несколько легенд. По одной из них, этот зелёный массив является частью бывшего райского сада, созданного на востоке Богом (Аллахом); по другой — он посажен посланником пророка Мухаммеда Асланом; есть и другие версии. Кстати, никакого отношения к названию ореха «грецким» Александр Македонский не имел, так как такого названия, как Греция, до сегодняшних времён в греческом языке нет. Страна называется Эллада, а Александр был правителем Македонии. Само же название «греческий» пришло вначале в Россию из Византии. В словаре М. Фасмера говорится, что оно возникло в русском языке от латинского (Graecia) и произошло от названия иллирийско-эпирского племени graecus (приблизительная транслитерация «грайхос» или «грайтос»), жившего на границе Беотии и Аттики (области в Элладе). Так, название одного племени стало общим названием греков.

В нижеприведённой легенде, составленной автором по материалам прошлых исторических событий, существовавших географических объектов, топонимики, этнографии, археологии и фольклора, рассказывается о происхождении этого зелёного массива и его названия. Начало этой легенды связано с периодом возникновения и распространения ислама в VII веке, когда пророк Мухаммед в 610 году выступил с проповедью новой религии. Он создал мусульманскую общину из своих сторонников и начал с их помощью активно распространять идеи ислама. Был среди его сторонников один набожный и глубоковерующий человек, который проявил особое усердие и рвение и стал «гази» — активным борцом за веру. За свою храбрость, отвагу и мужество в деле распространения ислама, который на первых этапах прививался в сознание людей с помощью военной силы, он получил часто встречаемый в фольклоре многих народов положительный почётный эпитет «аслан» (ар.) — лев; «арслан» (тюрк.) — «лев», «дикий зверь»; «арстан» (кырг.) — «лев».

Он пользовался у пророка Мухаммеда большим влиянием, и пророк не раз посылал его к своим ближайшим и дальним соседям с познавательными и разведывательными целями, чтобы узнать, где какие народы живут, каковы их численность и численность их войск, условия проживания и природные факторы, какие религии исповедуют и другие сведения.

Арслан долго путешествовал в дальних краях, пока не наткнулся на пустынную горную живописную долину с пенящейся горной речкой, более-менее тёплым климатом, но в долине почему-то не было ни единого деревца. Арслан отправил к Мухаммеду посла с донесением о полученных сведениях. Вдохновлённый этим сообщением о чудесной долине и желая помочь местным жителям, Мухаммед отправил со своим посланником Арслану мешочек семян различных видов плодовых деревьев и растений, в том числе с плодами грецкого ореха, и поручил Арслану раздать местным жителям эти семена, обучить их садоводству и помочь им рассадить их по всей долине.

Выполняя волю пророка Мухаммеда, Арслан остался жить в этой благодатной долине, построил себе для жилья небольшой домик и всю оставшуюся жизнь посвятил разведению, культивации и охране орехоплодного массива.

Его труды не пропали даром, со временем в этой долине разросся ореховоплодовый сад, и случайные прохожие, путешественники и паломники поражались его красоте и стали называть его «баб» — врата рая, точнее, врата, через которые откроется путь истины и справедливости. Позднее имя первого садовода «Арслан» и название местности «баб» слились и образовался новый топоним в значении «врата Арслана».

Арслан был скромным, трудолюбивым и глубоковерующим человеком и для совершения намаза выбрал себе место у камня, по форме напоминающего мусульманскую святыню Кааба. Это место сейчас называется Намаз-Таш — молитвенный камень. По существующей легенде, около этого камня во время совершения намаза Арслан был убит одним из язычников, не принявшим ислам.

Шли годы, и со временем к месту жительства и месту гибели Арслана стали совершать паломничество многие жители близлежащих селений, они стали мазарами — (ар. — «место, которое посещают»), святыми местами, святилищами, местами посещения, поклонения и паломничества, а топоним «Арсланбаб» трансформировался по созвучию в имя святого Арслан-баба (перс. — «баба» — «отец», «святой отец»; почтительное обращение к пожилому и уважаемому человеку).

В ХVI веке в связи с усилением внимания верующих к святым местам домик Арслан-бабы был перестроен в виде надмогильного сооружения (кюмбёза), и сюда зачастили многие верующие и даже высокопоставленные мусульманские деятели.

В период, когда на этой территории поселились кыргызы, эта местность на кыргызский манер стала называться Арстанбап.

Со временем мазар Арстан-бабы стал разрушаться, и тогда местные жители самостоятельно отреставрировали его в 1968 году.

По своему назначению мазар Арстан-бабы является культово-религиозным сооружением, представляющим в плане прямоугольное однокамерное помещение с размерами сторон 5,7х9,9 м. Стены сложены из кирпича на вяжущем ганчевом (глино-гипсовом) растворе и перекрыты двухскатной крышей с металлической кровлей.

Фасад мазара представляет собой обычную стену с дверным проёмом, выполненным в виде полукруглой арки, смещённой от центра влево. Входная массивная дверь изготовлена из орехового дерева с красивейшей резьбой. Боковые стороны фасада фланкированы двумя коническими трёхчетвертными колоннами (выступающими из стены на три четверти диаметра), обрамлёнными в верхней венчающей части вертикальной опоры капителями в форме двухступенчатых остроконечных наконечников, увенчаных полумесяцами как символами ислама. Верхняя часть фасада выложена кирпичом в форме латинской буквы W, в средней части которой укреплены рога. В ряде научных работ, в частности учёного-этнографа С. Толстова, указывается на то, что таким символом обозначалась почитаемость святынь. В средней части фасада кирпичом выложен простенький геометрический орнамент.

Колонны являются деталями архитектурного сооружения мазара в виде двух высоких столбов, которые поддерживают наружную часть здания и являются декоративными элементами. Стены мазара выложены кирпичом без штукатурки, но побелёны раствором извёстки. Фундамент мазара также был выложен кирпичом. В боковых стенах мазара в верхней части расположены два оконных проёма полукруглой формы. Деревянные детали мазара (окна, двери) окрашены.

Но и мазар, и молельный камень, и орехоплодные леса не единственные достопримечательности здешних мест. Воздух, природа, горные ландшафты, живописные альпийские луга, поражающие буйством красок, редкие по красоте водопады, манящие к себе прохладой в жаркий летний день; горные пещеры, обещающие поделиться многовековыми тайнами; голубые озёра с кристально чистой водой, приглашающие гостей под сень прибрежных деревьев, и говорливые горные ручьи, спешащие поделиться последними новостями, — вот настоящие сокровища этого горного края. И над всем этим великолепием немым исполином застыл пик Бабаш-Ата (4 490 м), укрытый шапкой нетающих снегов, который у местных жителей также считается святым.

Юрий БЕЛЯКОВ.

Добавить комментарий