Сб. Окт 20th, 2018

Сценические метафоры Маратбека Шарифидинова

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Без интересного сценографического  решения вряд ли состоится спектакль: это знают даже нетеатралы. Сценография — это то, что связывает драматургию, игру актеров,  театральную интерпретацию.   Известно, что она настраивает  зрителей на определенную волну восприятия и ничуть не менее важна, чем работа режиссера,  артистов, музыкальное оформление.  Она  — особый акцент,  и об этом говорят произведения  народного художника КР, лауреата  премии им. Ч. Айтматова Маратбека  Шарифидинова, влюбленного в театр.  Его работы представлены в  юбилейной экспозиции «Мир. Сцена. Театр», открывшейся в Национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева.

«Пиковая дама», «Калигула», «Белоснежка и семь гномов», «Капулетти  и Монтекки»,  «Солнечный мальчик», «Ромео и Джульетта», «Преступление и наказание», «Разбойники» — диапазон художника необычайно широк.  На выставке представлены помимо 42 театральных работ, в том числе и из фондов КГМИИ,  и ряд живописных полотен. Его привлекает не только драматургия  Уильяма Шекспира,  Александра Пушкина,  Максима Горького, Чингиза Айтматова, Альбера Камю,  Шиллера, Федора Достоевского, Султана  Раева, но и музыка Эдуарда Колмановского, Винченцо Беллини. Он прочитывает и прослушивает их по-особому,  углубляясь в конфликтность сути героев, обретая общее с ними  кровообращение  и  сердцебиение.  А иначе невозможно было бы  создать пространство, где действующие лица так органично бы вплетались в образную ткань  драматического произведения.
Маратбек Шарифидинов    по-своему видит и осмысливает пространство сцены, ее конструкции и динамику, освещение  и  колористику, и хотя на выставке не были представлены макеты спектаклей, а только эскизы к декорациям, все равно есть ощущение живых и многоликих структур,  куда он поселяет героев пьес, опер, балетов, чем делает стилизованный мир  очень похожим на  настоящий. Здесь узнаваемы эпохи, люди, предметы, понятны символика, эмоции и настроения, создающие настоящую театральность в самом хорошем смысле. Он прекрасно чувствует парадоксальность мира театра, где все реалистично и условно одновременно. А еще его  эскизы прекрасно живут как самостоятельные живописные и графические  работы.  За плечами  у художника — большая школа не только  Фрунзенского  художественного училища и Ташкентского  государственного театрально-художественного института им. Н. Островского, но и стажировка в Санкт-Петербургском академическом александрийском театре драмы.
Кроме оформления репертуарных  оперных, балетных и драматических спектаклей не только в Кыргызстане, но и в соседних странах,  осуществил ряд проектов правительственных и международных культурных, театрализованных программ и представлений: «1000-летие эпоса Манас» (1995); I Международный фестиваль эпосов мира (Бишкек, 2006); Саммит участников стран ШОС в Бишкеке (2007); Международный фестиваль фольклорной музыки «Великий Шелковый путь» (Казахстан, Тараз, 2008) и  другие.
По словам казахского культуролога Алии Бажановой, творчество художника Маратбека Шарафидинова  хорошо знакомо казахстанскому зрителю по его постановкам «Снежная девушка» (О. Бокеев) и «Хромой Тимур» (И. Орозбаев), «Ричард III», «Король Лир», «Ромео и Джульетта»  В. Шекспира и «Кыз Жибек»  К. Касымова, где он дает простор  чувствам,  воображению, а  самое главное — мысли.
В экспозиции также представлены  недавние живописные полотна, в основном портреты, ученика и последователя  Садыка Мурзаханова: где обращает на себя внимание образ Маратбека Шарифидинова,  которого Садык называет «устат», что значит мастер; свежесть красок  и эмоциональность полотен  «Бегимай», «Девушка с тебетеем», «Жумагуль».  А такие работы, как «Дедушка», «Мать», «Бабушка»,   говорят о нем как о живописце, замечающем малейшие оттенки душевного состояния своих героев,  очень чутком и наблюдательном, достойном последователе своего учителя.

Галина  МИХАЙЛИНА.
Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *