Прошлое для будущего

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

О статье Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой Степи»

Оставив в стороне восторженные комментарии официальных лиц относительно новой статьи Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой Степи», исследователи стремятся рассматривать текст с учётом политических установок правительства Казахстана в вопросе укрепления национальной идентичности.

Сам по себе формат обращения к народу через программные статьи достаточно уникален. Начиная с текста на официальном сайте Президента Казахстана, затем — идеи, обозначенные в статьях, проходят через сотни комментариев от экспертов и обсуждение на публичных площадках — в библиотеках, университетах, научно-исследовательских центрах, пресс-центрах газет и журналов и т. д. Так было с предыдущими статьями Президента: «План нации — путь к казахстанской мечте» (2016), «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» (2017), и такой же алгоритм действует для нового текста «Семь граней Великой Степи». Благодаря такому широкому охвату аудитории и активной общественной работе чиновникам удаётся донести ориентиры будущей внутренней политики в духовной сфере почти до каждого жителя страны.

Новая статья «Семь граней Великой Степи» обращает внимание казахстанцев на важность исторического пласта тюркской культуры для вопросов национальной идентичности. Если говорить кратко, то на её строчках гражданам страны предлагается целый ряд символов — достижений не только Казахстана, но и всего тюркского мира и его вклада в сокровищницу мировой культуры. Идея текста в том, чтобы дать простым гражданам возможность говорить о своей истории через стройную систему фактов, испытывая чувство гордости и единства за страну на основе вполне конкретных вещей, а не достаточно размытых эмоций вроде «мы — казахи» или «мы — казахстанцы».

Для историков вполне очевидно, что история — это наиболее прочный фундамент для объединения населения вокруг простых и понятных символов. В России, к примеру, даже спустя многие десятилетия в качестве символов национальной гордости правительство выбирает темы победы в Великой Отечественной войне, полёт Юрия Гагарина в космос или победу над командами США в хоккей и баскетбол в 70-х годах прошлого века. Другие страны поступают точно таким же образом — итальянцы гордятся величием Римской империи и торговых городов-государств в Средние века, англичане — богатым имперским прошлым, китайцы по-прежнему чтят заветы мыслителей эпохи до нашей эры, а американцы с гордостью вспоминают первых переселенцев и Мэйфлауэрское соглашение.

Учитывая иностранный опыт строительства национальной идеи на базе истории, Казахстан активно анализирует зарубежные инициативы и проекты с целью достижения поставленных задач непосредственно внутри страны. Конечно, не вызывает сомнений, что если бы тот или иной опыт не реализовали за рубежом, то на казахской земле успешно бы разработали свои собственные проекты. Но если можно выучиться на чужих ошибках, то пренебрегать подобной возможностью было бы нера-зумно.

Семь чудес Степи

Так, среди множества достижений Назарбаев выбрал семь ключевых. На первом месте стоит целый пласт открытий из быта и жизни кочевников, обозначенных под названием «Всадническая культура». В этом блоке внимание особенно заостряется на одомашнивании лошадей, способствовавшем превосходству предков-кочевников, как на поле боя, так и в сельском хозяйстве, создании наиболее удобных базовых компонентов одежды и обуви с каблу-ком для верховой езды, изобретении высокого седла и стремени для улучшения управления лошадью и на разработке композитного лука и стрел с перьевым оперением и металлическим наконечником. Создание защищённой брони из пластин для защиты коня и всадника также нашло своё распространение среди степных народов, что можно считать первыми шагами к появлению тяжёлой кавалерии к I веку н. э.

На втором месте отмечаются успехи жителей казахской земли в развитии металлургии. Выше уже упоминались металлические наконечники и броня, но, помимо этого, археологи обнаружили локальные очаги производства и выплавки бронзы, меди, свинца, серебра, золота, изготовления листового железа и т. д. Находились также и искусные украшения, что свидетельствует о достаточно высоком уровне мастерства кочевых народов.

Третье место занимает не столько вклад, сколько отличительный стиль изобразительного искусства предков под названием «звериный стиль». Здесь речь идёт об изображениях животных (а не джиннов или, например леших, как у других народов) в качестве духовных ориентиров степняков, что может указывать на стремление жить в гармонии с природой.

Далее в статье расположился «Золотой человек» — найденное при раскопках в Иссыке в 1969 году захоронение воина, которое раскрыло многие секреты быта предков. Вместе с телом, видимо, вождя найдены сложные украшения из золота, символы древнейшей письменности в Центральной Азии, нацарапанные на одной из серебряных чаш, и множественные отсылки к мифологии, культуре и традициям предков.

Пятое место занимает описание Алтая как «колыбели», где в се-редине I тысячелетия н. э. зародился тюркский мир. Особые гео-графические и климатические условия, пишет Президент, способ-ствовали развитию особой модели тюркских государств — симбиозу осёдлой и кочевой жизней, позволившей развивать как торговлю, так и науку и искусство. Не случайно в этот временной период на свет появляются такие великие люди, как Абу Насра аль-Фараби и духовный лидер тюркских народов Кожа Ахмет Яссаун.

Предпоследнее, шестое место в списке отдано роли степных на-родов в развитии системы торговых коридоров между Югом и Севером, Востоком и Западом — «Великого Шёлкового пути». Давно доказано, что большую часть пути караваны проходили по территории Евразии, и именно кочевники занимались обеспечением безопасности и организацией торговых артерий, что обеспечивало обмен товаров и культур среди китайской, индийской, персидской, славянской, ближневосточной и средиземноморской цивилизации.

И последними в этом списке неожиданно идут достижения в бо-танике. До появления статьи мало кто знал, что Казахстан является родиной яблок и тюльпанов. За столь громкими словами скрываются вполне реальные факты — именно здесь росла прароди-тельница всех яблок — яблоня Сиверса, от которой уже произошли остальные генетические разновидности современных яблок. Красивым символом популярности яблок в Казахстане служит название бывшей столицы страны — города Алматы.

Касательно тюльпанов Президент делает отсылку к сорту «тюль-паны Регеля», произрастающему в пустынях и предгорьях Тянь-Шаня. Отсюда они, как и яблоки, распространились по миру через торговые караваны Великого Шёлкового пути. Всего в Казахстане насчитывается 35 видов тюльпанов.

От прошлого к будущему

Российский учёный Михаил Ломоносов как-то сказал, что «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». В этой короткой фразе раскрывается простая мысль о том, что прошлое необходимо не только изучать, но и использовать этот опыт на благо будущих поколений. Вторая часть статьи «Семь граней Великой Степи» посвящена именно этому — проектам, способным сохранить, обогатить и применить достижения предков во имя будущего нации, воспитать чувство гордости за свою историю.

Всего таких проектов-направлений семь, главным из которых выступает «Архив-2025» — семилетняя программа, направленная на создание базы архивных данных о тюркской культуре начиная с античности и заканчивая современностью. Идея архива в том, чтобы собрать в одном месте и оцифровать для свободного доступа любого желающего многочисленные фундаментальные исследования тюркского мира, разбросанные по архивам всего земного шара.

Соответственно, к этому же проекту идеологически прикреплены и ряд других инициатив. Так, перед одной из них поставлена за-дача по популяризации выдающихся деятелей Великой Степи, таких как Кюль-Тегин и Бейбарс, Абай, Абылай через создание парка-энциклопедии «Великие имена Великой Степи» и написание книжной серии «Выдающиеся личности Великой Степи». Другим масштабным проектом предлагается организовать всемирный конгресс тюркологов в Астане в 2019 году и отмечать дни культуры тюркских этносов. Здесь же отмечены и инициативы по созданию общенационального клуба исторических реконструкций «Великие цивилизации Великой Степи», и проработка возможности частичной реконструкции древнего города Отырар с целью создания туристического маршрута. А для широкой публики запланированы издание «Антологии степного фольклора», в котором соберут сказки, легенды, былины и эпосы предков, формирование сборника «Древние мотивы Великой Степи» для произведений, созданных для традиционных казахских национальных инструментов (кобызы, домбры, сыбызгы), а также съёмки специального цикла документальных фильмов, сериалов, мультфильмов и художественных картин различных жанров на основе мифологии и фольклорного материала Великой Степи для массовой популяризации своей истории.

В целом, анализируя статью «Семь граней Великой Степи», интересно отметить достаточно чёткое понимание Президентом и правительством направления действий и конечного результата. Цель и средства просты — воспитать в гражданах чувство гордости за свою историю, основанную на фундаментальных исследованиях и строгих научных фактах. Президент подразумевает под «гордо-стью» не просто эфемерный философский термин, но важнейшую составляющую этики в широком смысле слова, привносящую чувство ответственности каждого гражданина за благополучие своей страны.

И именно ради формирования этого чувства и пишутся программные статьи.

Андрей ШЕНИН,

к.и.н., приглашённый профессор, и.о. доцента кафедры «Регионоведение»факультета международных отношений ЕНУ им. Л. Н. Гумилёва.

Астана, Казахстан.

Добавить комментарий