Молодёжь — проводник реформ в народные массы

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

«Мы страна, которая строит своё будущее не с помощью богатств недр, не количеством населения, а за счёт ума и знаний!» — заявил Президент Сооронбай Жээнбеков на встрече с руководством столичных вузов и ПТУ, преподавателями и студентами вузов. Встреча прошла в здании Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына.

В своей речи глава государства отметил, что прошедший год стал годом многих изменений, реформ и устремлений в жизни страны. По направлению развития регионов сделаны большие шаги, а для развития экономики внешних и внутренних инвесторов обеспечили хорошей законодательной базой. Началась реализация судебно-правовой реформы. Идёт решительная борьба с коррупцией. Строятся стратегические и внутренние дороги. Возведён ряд социальных объектов. Увеличены заработные платы медиков, объёмы пенсий и пособий, налажены отношения с соседними странами, их направили на путь сотрудничества. Саммит глав тюркоязычных государств в Чолпон-Ате прошёл на высоком уровне. Успешно проведены Всемирные игры кочевников. Достойно страна отметила 90-летие великого писателя, гордости нации — Чингиза Айтматова вместе с мировым сообществом. Наше государство должно быть готово к требованиям сегодняшнего времени, вызовам будущего, сказал Президент. Успех нашей страны в первую очередь зависит от человеческих ресурсов. Надо осваивать новые технологии, обновить экономический и социальный секторы, систему управления. Наша главная цель — оперативное внедрение цифровизации во все сферы жизни. Обеспечение качественным образованием, создание новых рабочих мест — наши обязанности.

Обращаясь к аудитории, Сооронбай Жээнбеков подчеркнул, что положение в сфере образования не такое, как бы нам хотелось. Значит, здесь требуется проведение системных реформ. Министерству образования и науки даны соответствующие поручения, работа ведётся. Цели и приоритетные направления образования определяются реализацией следующих задач. Во-первых, уделять особое внимание раннему развитию детей и дошкольному образованию. Это значит улучшение дошкольной подготовки и обеспечение одинакового жизненного старта каждому ребёнку. Во-вторых, все страны мира работают над реализацией реформ в системе образования. Сегодняшняя ситуация перестала отвечать требованиям завтрашнего дня. Здесь также нужны реформы. Число учеников в Кыргызстане с 2012 года выросло на 18%. За эти годы число детей, учащихся в городе, увеличилось на 25%, в селе — на 14%. Поэтому мы строим новые школы, спортзалы, дополнительные учебные корпусы. Финансирование сферы образования из республиканского бюджета растёт из года в год. В этом году самая большая доля бюджета — более 20% была направлена на образование. Несмотря на это, ухудшилось его качество. Особенно снижаются показатели по таким предметам, как химия, физика, математика.

Сегодня неотложная задача — улучшение качества школьного образования, заявил Президент. Основные два направления — вовлечение каждого ребёнка в получение образования и улучшение его качества — задачи, которые волнуют всех нас. Это самое необходимое условие для развития регионов, фактор, который составляет фундамент будущего. Нужду в образовании наших детей из горных, труднодоступных регионов надо обеспечивать в их родном селе. В то же время каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен получить качественное образование. Наряду с другими методами использование дистанционных технологий обучения даст большие возможности по этим направлениям. Поэтому мы должны начинать глубокую цифровизацию учебного процесса в этом, 2019 году!

Учитель средней школы должен стать уважаемым человеком в нашем обществе! Как писал великий мыслитель Чингиз Айтматов: «Когда духовные ценности остались в тени и усилился дух потребительства, прежде всего пострадал школьный учитель». Если общество не защитит учителя, то сам он не сможет себя защитить. Улучшение условий жизни молодых учителей остаётся одной из основных задач государства. В улучшении ситуации с нехваткой учителей в регионах местным органам власти следует не просто становиться наблюдателями, а основной заинтересованной стороной в привлечении молодых учителей в регионы.

Президент рассказал о посещении некоторых школ и ПТУ Бишкека. Не только в селе, но и в городе очень много проблем. В некоторых школах много учеников, несмотря на обучение в три смены, есть школы, где классы переполнены, особенно в Бишкеке и Чуйской области, и эту проблему решено устранить.

На сегодня у 1,5 млн. экономически активных людей нет профессионального образования, продолжил Президент. Наши граждане работают вне пределов страны на низкоквалифицированных работах. Поэтому надо изменить отношение к профтехучилищам, повышать авторитет выпускников этих учебных заведений и заинтересованность в рабочих профессиях.

Учебные планы, технологии обучения, подготовка учителей профессионально-технической направленности остаются устаревшими. Вследствие этого выпускники также не отвечают требованиям рынка труда. Например, ощущается нехватка специалистов среднего звена в сферах энергетики, сельского хозяйства, туризма, перерабатывающей промышленности. Наши задачи — профессиональная подготовка молодёжи и обучение, чтобы в дальнейшем они нашли достойную работу не только на внутреннем, но и на внешнем рынке труда. Мы сможем этого добиться. Последовательно используя освободившиеся площадки проф-техучилищ, можно открыть новые рабочие профессии, считает Президент. Например, профтехучилище №98 Бишкека по заказу компаний проводит краткосрочные трёхмесячные курсы обучения. Среди них есть по интернет-технологиям, веб-дизайну. В прошлом году количество молодых людей, бросивших школу после 9-го класса и нигде дальше не обучавшихся, перевалило за 7 тысяч. Требуются подобные обучающие курсы, нужные стране и привлекающие молодёжь.

Сейчас большинство молодёжи, окончившей вузы, не может устроиться на работу по полученной специальности. Вузы не могут правильно прогнозировать спрос на рынке труда. К тому же из-за низкого качества обучения их выпускники не способны конкурировать. Надо незамедлительно исправлять такое положение дел. Завтрашний день предъявляет нам новые требования. Наступает эра цифровой трансформации, био-, нанотехнологий. Возникла потребность в специалистах, умеющих быстро адаптироваться к новой ситуации, креативно мыслящих, способных применять инновации. Известно, что сегодня идёт война острой конкуренции, мягкой технологии. Для уничтожения нации или страны эти технологии не используют бомбу или ракетные удары. Подготовленные в университетах учителя, инженеры, врачи, экономисты, юристы со слабым, низкокачественным образованием сами уничтожат собственную страну. Поэтому некачественное образование надо расценивать как серьёзный урон нашему будущему. Некачественный врач гробит здоровье людей, слабый учитель снижает интеллектуальный уровень нашей молодёжи, экономисты, юристы-недоучки гробят экономику, систему управления страны. Аль Фараби говорил: «Покажите мне вашу молодёжь, я расскажу, каким окажется ваше будущее». Поэтому качество образования и будущее страны — понятия неразделимые.

Для развития страны надо усилить инженерно-техническую подготовку. Мы не готовим востребованных специалистов в сфере горнодобывающей промышленности, совместных предприятий, инвестиционных проектов. В наше время, когда всё меняется быстро и исчезают некоторые профессии, мы должны обучать студентов перспективным профессиям. В мире широко распространяются новые краткосрочные методы обучения на востребованные на рынке труда специальности, методы обучения совместно с предприятиями. Вузы не должны оставлять эти тенденции вне своего внимания.

Нельзя забывать и о воспитательной работе. Надо воспитывать молодёжь жить честно, защищать согласие в обществе, быть патриотами своей страны. Необходимо многоязычное образование. Это принцип, закреплённый в Конституции. Наши граждане должны знать государственный, официальный и один из мировых языков. Освоение всеми гражданами госязыка мы считаем вопросом государственного уровня. Во всех странах таково отношение к государственному языку. В Кыргызстане русский язык — официальный. Его статус останется и не поменяется. Это нужно в первую очередь нам самим, заявил глава государства.

Далее идут прозрачность образования, искоренение коррупции в вузах. Развитие человеческого ресурса — основная задача сферы образования. Чтобы справиться с этой задачей, нужно качественное образование. Где коррупция, там никогда не появится качественное образование. Учебное заведение, которое заботится о будущем государства, даёт качественное образование детям, воспитывает достойных граждан общества, должно прежде всего очиститься от коррупции.

«Мы часто говорим: «Национальный университет — флагман высшего образования», — продолжил Президент, отметив, что посетил его, чтобы своими глазами увидеть, как обстоят дела в этом учебном заведении. Достоин ли Национальный университет славы флагмана не на словах, а на деле? К сожалению, оказалось, что дела обстоят не очень хорошо. Хотя внешне блестит, но университет изнутри выглядит не так, как надо. Учебные корпуса находятся в плохом состоянии. Низок уровень технического оснащения. Почему хорошие дела, которые делаются в некоторых других вузах, нельзя делать и в Национальном университете, задался вопросом Президент. Кто или что мешает ему добиться успеха, которого достигли университеты, находящиеся не только в Бишкеке, но и в регионах? Национальный университет на протяжении многих лет считался гордостью нашего государства. Многие представители политической, научной и культурной элиты народа учились здесь. Герой Кыргызской Республики, выдающийся государственный и общественный деятель Турдакун Усубалиев — выходец этого университета. Президент напомнил, что подписал Указ о праздновании 100-летнего юбилея со дня рождения великой личности Усубалиева. Герои Кыргызской Республики Тєлєгєн Касымбеков, Бексултан Жакиев также выпускники Нацуниверситета. Если перечислять, то многие учёные-академики, именитые профессора, народные поэты, писатели, учителя также вышли из стен этого вуза. Почти нет отраслей, где бы не трудились его выпускники. Поэтому, добавил Президент, ректорат университета должен постараться вернуть историческую славу, былой авторитет вуза. Нельзя винить за сложившуюся в вузе ситуацию только его нынешнее руководство. Реформы здесь не проводятся уже долгое время. Для исправления положения дел к лучшему потребуется время. Поэтому руководству ещё раз оказывается доверие. «Сделайте Национальный университет настоящим флагманом! Не бойтесь реформ! Их проведение никогда не было лёгким делом. Вам даётся ещё один шанс и время. Но мы не можем долго ждать», — сказал С. Жээнбеков.

Далее он отметил, что в настоящее время в стране происходят системные изменения. Чтобы устоять перед глобальными изменениями в мире, сейчас проводятся нужные реформы. Кыргызстан в будущем изменится, другим станет и рынок труда. Страну ожидает период экономического возрождения. Для того чтобы система образования страны не отставала от этого процесса, надо готовить специалистов, нужных для будущего Кыргызстана, которые могут внести реальный вклад в развитие страны. Прежде всего учителя, руководители учебных заведений сами должны соответствовать требованиям завтрашнего дня. Поэтому надо находиться в неустанном поиске и самоотверженно трудиться, считает лидер страны.

Будущее нашего государства в ваших руках, заявил Президент. «Вы должны стремиться к разностороннему развитию, знать много языков, овладевать новыми, востребованными в будущем профессиями. Самая основная движущая сила развития нашей страны — вы, молодёжь. Только с помощью молодёжи возможны наши продвижение, прогресс и развитие. Мы поставили перед собой амбициозные цели. Сейчас начали проводить много реформ. Уверен, вы, молодёжь, поддержите их и станете проводниками этих реформ в народные массы. Мы страна, которая строит своё будущее не с помощью богатств недр, не количеством населения, а за счёт ума и знаний! Желаю преподавателям успехов в работе, а студентам — глубоких знаний», — заключил Сооронбай Жээнбеков.

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.

Добавить комментарий