Main Menu

Портрет на фоне Небесных гор

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Сколько людей — столько и судеб. Каждая из них уникальна и удивительна, и проявляется она в какой-либо деятельности: у кого-то — в профессиональной, у кого-то — в семейной. Но есть люди, которые талантливы буквально во всём, и просто невозможно расставить эти приоритеты в какой-то логической последовательности. Наш рассказ как раз о таком человеке.

Если говорить вкратце, это Женщина, Жена, Мать, Бабушка, Прабабушка, Учёный, Пушкиновед, Историк, Архивист, Писатель, Профессор, лауреат Государственной премии и просто Хороший Человек.

Итак…

Давным-давно в долинах Дагестана,

Илья Сергеевич Лазунов и В. Воропаева у картины И. Глазунова "Накануне". Москва, 2010 г.

Илья Сергеевич Лазунов и В. Воропаева у картины И. Глазунова «Накануне». Москва, 2010 г.

Где Терек воет, злобен и красив,

Её казаки-предки проживали,

И род её отечеству служил.

Мужчины их исправно воевали,

А женщины умели верно ждать…

 

Родом она из станицы Алпатово, что под Нальчиком (Северный Кавказ), из терских казаков. По паспорту — Чечено-Ингушская АССР.

Родилась в 1939 году. Таких, как она, называют детьми войны. Она прошла через многое: бегство от войны, бомбардировки парома, на котором они покидали зону боевых действий, скитания по свету.

Из воспоминаний: «Мы уехали из приютившей нас во время войны Теплоключенки на Кавказ, к родителям матушки, и опять той же дорогой, какой бежали от войны: поезд, паром, поезд, а потом телега.

До сих пор стоит перед глазами полуразрушенное здание железнодорожной станции Наур, одиноко стоящее, как мне показалось, посреди холмистого поля. А рядом на зелёной поляне — разноцветные шалаши и дымящиеся костры — цыгане!

В 1946 году мы вернулись в Киргизию и жили в Оше — благодатном южном городе республики. Здесь не было взрывов, окопов, развалин и обезлюдивших сёл. Напротив: мир и покой в густозаселённом краю и ещё много фруктов. Арбузов не видели, но зато золотистые дыни манили и своим видом, и очень аппетитным запахом.

Первая послевоенная весна 1946-го ворвалась в город радостно и солнечно. Ошский шёлкокомбинат всё ещё продолжал производить «парашютный» шёлк, который в годы войны в заснеженные зимние месяцы использовался ещё и на маскировочные комбинезоны, и на санитарные палатки, и на многое другое. А теперь, в мирное время, этот шёлк выдали на карточки населению города. Первый послевоенный праздник Первого Мая весь город встретил в «белых одеждах». Символично! Военное лихолетье народ пережил стойко и самоотверженно…

Ош я полюбила всем сердцем. И потом, когда волею судьбы девятый и десятый классы училась в городе Фрунзе, я постоянно помнила моих «ошевских» друзей, дорогих учителей и особенно их уроки с легендами о Сулейман-горе, реке Ак-Бууре, Великом Шёлковом пути…, определившие всю мою даже взрослую жизнь. Наверное, не случайно я стала историком.

Среднюю школу окончила уже в городе Фрунзе. А потом — пять лет учёбы в Киргизском государственном университете на историческом факультете».

Она прошла длинный трудовой путь от сельской учительницы в Калининском районе Чуйской области Кыргызстана до профессора Кыргызско-Российского Славянского университета и лауреата Государственной премии КР. Её «пример — другим наука».

Много лет проработала в партархиве (сейчас — Центральный государственный архив политической документации) и не понаслышке знала о бедах и горестях людей, которые пытались восстановить историческую правду по отношению к своим близким. И не только знает, но и прикладывает все свои знания, умения, опыт для этого.

Валентина Алексеевна — одна из первых, кто принимал участие в создании КРСУ и кафедры истории и культурологии.

Вот какую пространную «характеристику» дал ей однажды первый декан гуманитарного факультета А. Орусбаев в одной из своих статей, посвящённых анализу её творчества:

«Она являет собой одну из редких личностей, которая не по принуждению, не по какой-либо личной выгоде, а по внутреннему зову бодрствующей совести, долгу учёного перед страной и обществом увлечённо трудится в области своей науки — истории. Она опытный педагог, прекрасный лектор, автор современных учебников и пособий по истории кыргызов и Кыргызстана. За один из этих учебников она вместе с соавторами в 2002 году была удостоена Государственной премии Киргизской Республики в области науки и техники. Это ли не признание её заслуг перед народом Кыргызстана, с которым она связала свою судьбу, свои надежды и тревоги?…

Как истинно русский человек с разночинно-демократическими взглядами, она довольно легко вписалась в кыргызстанскую этносферу, которая послужила для неё толчком к изучению этнокультурных взаимоотношений Кыргызстана и России. В публикациях, посвящённых этой теме, она выступает не только как историк, но и как идеолог дальнейшего развития и укрепления сотрудничества между двумя государствами, исходя из нашей евразийской цивилизаторской общности.

Это одна общеизвестная сторона её плодотворной деятельности. Другая, чрезвычайно интересная — это серьёзная увлечённость моей героини интерпретацией исторических сюжетов творчества А. Пушкина. Но увлечение это мне кажется закономерным… История и литература близки, не случайно в старые времена существовали историко-филологические отделения и факультеты в известных университетах. Помнится, я предложил ей устроить для студентов-филологов небольшой семинар по страницам её новой работы «Ты сам свой высший суд…», от которой веяло свежими суждениями, нестандартными взглядами на академические оценки семейного поведения жены А. Пушкина. Опираясь на источники, перечитывая и домысливая имеющиеся на этот счёт документы, встречаясь с пушкиноведами, посещая места, связанные с поэтом, она сделала достойную попытку в защите доброго имени Натальи Николаевны Гончаровой. И мне подумалось, что это не просто увлечение, а состояние души, её внутренней жизни, которая со школьных лет естественным образом сблизилась с творениями Пушкина».

Мы попросили её коллег, преподавателей кафедры истории и культурологии охарактеризовать её хотя бы одной строкой. Вот какой получился портрет нашей героини:

— ей присуща высочайшая ответственность за выполнение любых заданий или мероприятий.

— Она, как живой моторчик, который пытается расшевелить и заразить энтузиазмом своих коллег, студентов, аспирантов.

— Она очень добра к людям: не было ещё такого случая, чтобы она не заступилась за студента, чтобы не нашла позитивных аргументов поддержать даже нерадивых студентов.

— Когда происходят разные жизненные коллизии, первым, кто отзывается на них всем сердцем, добрым словом и делом, готовая разделить с человеком его горе или невзгоды, — это она.

— О её трудолюбии ходят легенды: она всегда неустанно, не покладая рук работает не только со студентами на занятиях, но и в своё свободное время, не жалея сил и не зная устали, — над бесчисленными научными статьями, сборниками и книгами. Её трудолюбие — лучший образец для подражания.

— Её лёгкий, весёлый нрав помогает ей легко уживаться в обществе.

— Каждая встреча с ней приносит желание дальше жить и работать.

— Рядом с ней легче дышится и живётся, поскольку она обладает высоким и сильным чувством радостного восхищения жизнью, её красотой, разнообразием и мудрой цельностью.

— Душа кафедры истории и культурологии КРСУ и всей своей большой семьи.

— Прекрасная хозяйка, её знаменитые борщи и пироги известны всем поколениям домочадцев, а все семейные праздники с её легкой руки становятся праздниками всей кафедры.

Но лучше всего её описывают близкие: добрая, заботливая, умная, всегда молодая, красивая, милая, энергичная, импульсивная, семейная, человечная, справедливая, бесхитростная, сильная, образованная, удобная, уютная… В общем, истинная казачка.

Мама двоих детей. Светлана — доктор исторических наук, профессор КРСУ, Василий — кандидат исторических наук, доцент КРСУ. У неё шестеро внуков (в том числе двое — внуки её сестры, так рано ушедшей из жизни), а старшая, Виктория, тоже кандидат исторических наук, доцент КРСУ. У неё четверо правнуков. Она самая нежная, заботливая и беспокойная мать, бабушка и прабабушка. Дети, внуки и правнуки — это её гордость, любовь и счастье.

Подчёркивая её увлечённость творчеством А. Пушкина, студенты посвящают ей стихи:

О, как не прав был Пушкин знаменитый,

Назвав свой милый идеал Татьяной!

О, если бы Создатель чудо сотворил,

И Гений русский между нами б жил,

Бесспорно, он назвал бы героиню Валентиной

И обязательно б ей лиру посвятил.

 

В общем, она настоящая женщина, потому что женственная, прекрасная, талантливая и обаятельная, сильная, решительная и мудрая, чуткая и проницательная, с тонким обхождением и умением не просто сопереживать, а быть полезной людям в трудную минуту.

Любимая песня — «Бригантина», которая полностью отвечает внутреннему состоянию нашей героини, потому что её «творческие паруса» всегда наполнены ветром открытий:

И в беде, и в радости, и в горе

Только чуточку прищурь глаза —

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина поднимает паруса.

 

А ещё она жена и верная спутница академика НАН КР В. Плоских:

Она семьёй умеет дорожить,

Она умеет жертвовать собою

И полноценной жизнью жить,

И радовать сей мир любовью.

Её девиз: нет предела

 совершенству!

 

Конечно, все уже давно узнали нашу героиню. Это Валентина Алексеевна Воропаева!

Казалось бы, мы представили Валентину Алексеевну всесторонне, раскрыли многие её замечательные человеческие качества, однако осталась нераскрытой очень важная грань её профессионального «я» — научно-исследовательская деятельность, которая также многомерна и раскрылась в полную силу как раз в годы её работы в КРСУ. Можно выделить, по крайней мере, три важнейших вектора этой её ипостаси.

Первый, учебно-методический, непосредственно связан с открытием КРСУ и необходимостью оснащения кафедры учебно-методическими комплексами новых дисциплин, созвучных новому суверенному времени. Все читаемые ею курсы были оснащены авторскими программами, учебниками, учебно-методическими пособиями, хрестоматиями, сборниками документов и материалов. Это такие дисциплины, как «История Кыргызстана», «История культуры Кыргызстана», «История кыргызско-российских взаимоотношений».

Всё началось с небольшого пособия для абитуриентов и старшеклассников «Программа по истории Кыргызстана», изданного В. Воропаевой в составе авторского коллектива (Д. Джунушалиев, Г. Харченко) в 1994 году, потом были изданы лекции-консультации «История — абитуриенту» (1995 г.), которые неоднократно переиздавались в типографии КРСУ. В 2002-м выходит в свет «История Отечества: краткий курс лекций по истории Кыргызстана» (с иллюстрациями и картами, в соавторстве с Д. Джунушалиевым и В. Плоских), через два года — «Хрестоматия по истории Кыргызстана», в 2007 году — «Хрестоматия по истории дипломатии Кыргызстана» (в соавт.). Важными вехами этой учебно-научной деятельности В. Воропаевой явилось участие в создании двух учебников, написанных в соавторстве и вышедших в серии «Классический университетский учебник»: «Культурология» (2009 г.; 2014 г.) и «Россия — Кыргызстан: история взаимоотношений» (2016 г.).

Валентина Алексеевна убеждена, что главным содержанием истории являются судьбы людей: именно из судеб конкретных личностей, из их интересов, поступков, взаимной зависимости складываются судьбы наций и государств. Это и стало толчком к формированию в творчестве Валентины Алексеевны нового вектора, который можно условно назвать подвижничеством.

Так, в 2003 году была написана первая книга из этой серии «По тропе времени», где В. Воропаева попыталась показать через людские судьбы то, как история и культура идут рядом «по тропе времени». Как писал в предисловии редактор книги Д. Джунушалиев, «…мне импонирует увлечённость автора такими аспектами истории культуры, которые выходят за рамки бытописания и искусствоведения, смыкаются с философией и космическим осмыслением проблем мироздания… Данная работа о гениях русского научно-культурного творчества, которые имели непосредственное отношение к сближению кыргызско-русской духовности: о В. Татищеве и П. Рычкове, собиравших первые научные сведения о кыргызах; о великом русском поэте А. Пушкине, ставшем плацдармом духовного взлёта не только русских и кыргызов, но и всего человечества; об учёном, художнике и поэте А. Чижевском; о «рыцаре степной многонациональной культуры» Ю. Рерихе, который в результате многолетних исследований и раздумий пришёл к выводу о том, что никакие барьеры и противостояния не могут помешать культурному взаимодействию Запада и Востока. В. Воропаева в книге не беспристрастный исследователь и бытописатель, а живой сопереживатель героев, судьбы которых проходят через её сердце».

Эта первая книга стала важным заделом, отправной точкой к созданию целой «подвижнической» серии из трёх книг: «Российские подвижники в истории культуры Кыргызстана» (2005 г.), «А. С. Пушкин и подвижники культуры в периодике» (2009 г.), «Подвижники культуры Кыргызстана в годы Великой Отечественной войны» (2011 г.).

«Уже в самой формуле «подвижники культуры», — пишет в предисловии к одному из трёх томов ответственный редактор серии, доктор филологических наук, народный поэт Кыргызстана В. Шаповалов, — заключена энергия любви историка к своему объекту — это и есть патриотизм исследователя. Темиркул Уметалиев и Иван Панфилов, Семён Чуйков и Асанкан Джумахматов, Сооронбай Джусуев и Николай Чекменев… Эта книга — галерея портретов, где лица — живые, где персонажи истории всматриваются в нас, потомков… В истории как материале прошлого Валентину Воропаеву интересует прежде всего Человек. В этом смысле она победительно утверждает и доказывает, что не только литература является отраслью человековедения, но и, в не меньшей степени, история.

В «человеческой комедии» истории профессор Воропаева останавливает внимание не только на продиктованном человеческими страстями и инстинктами сцеплении конфликтов, но и на самих человеческих чувствах. И если можно говорить о «прозаиках» и «поэтах» истории, то Валентина Алексеевна Воропаева, бесспорно, относится к последним: она поэтизирует носителя истории — Человека, она наполняет сухое фактологическое, «конкретно-историческое» содержание личности каждого участника эпохи своим собственным сопереживанием, своей материнскою болью, радостью и верой».

В этой же «подвижнической» серии в соавторстве с дочерью, доктором исторических наук С. Плоских, выходят книги, посвящённые судьбам репрессированных деятелей науки и культуры Кыргызстана: «Две страницы репрессированной науки: В. И. Вернадский и Ф. А. Фиельструп в «Деле славистов» (2007 г.) и «Две страницы триумфа и трагедии советской культуры. Д. Шостакович, А. Джумахматов» (2009 г.).

С 1990-х годов прошлого века Валентина Алексеевна участвует в Рериховском движении, сначала сотрудничая с Тянь-Шаньским обществом Рерихов в Кыргызстане, а с 1996-го — с Международным центром Рерихов в Москве. Является участником нескольких конференций цикла «Человек на пороге XXI века», ежегодных международных общественно-научных конференций, проводимых центром Рерихов в Москве. Награждена дипломами и памятными медалями «За многолетнее сотрудничество с Международным центром Рерихов и вклад в сохранение и развитие художественно-философского наследия Рерихов». За книгу «В поисках единого культурного пространства: Ю. Н. Рерих и российские исследователи истории Востока» (Бишкек: КРСУ, 2010; 2012) В. Воропаева номинирована и стала лауреатом Международной научной премии им. Е. И. Рерих «За лучшую научную работу».

Исследование подвижничества продолжается, и Валентина Алексеевна развивает эту идею в новой серии книг «Культурные герои», следуя наставлению Н. Рериха: «Человечество должно беречь своих героев. Также оно должно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое, созидательное вдохновение». В этой серии в 2018 году вышли уже три книги: об историке и археологе, академике НАН КР В. Плоских; о «подвижнице космического мышления» Л. Шапошниковой, о руководителе Кыргызстанского общества блокадников Ленинграда А. Кутановой; готовится к изданию четвёртая — о «рыцаре кочевой цивилизации» Ю. Рерихе. Впереди — новые герои, достойные этой серии.

Подвижнический труд В. Воропаевой не остался незамеченным: она награждена памятной медалью «150 лет А. П. Чехову» Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации «за заслуги в деле пропаганды деятельности российских подвижников в Кыргызстане».

«Далеко за пределами Кыргызстана известны её разыскания в области пушкинистики, — пишет о ней В. Шаповалов. — Она подарила нам многое из неповторимого мира пушкинской поры». Действительно, её Пушкиниана — это не просто третий вектор её исследовательской деятельности — это её большая страсть учёного, поставившего своей целью изучение исторических фактов «давно минувших дней» в интерпретации великого Пушкина. Это такие книги, как «Ты сам свой высший суд…» (2004 г. ; 2005 г.), «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы… Поэт и его время» (2007 г.), «Пушкин в Кыргызстане». Книга-альбом» (2008 г.), «…Я гимны прежние пою!..» Проблема «примирения непримиримого» в творчестве А. Пушкина (2014 г.). За три года, с 2016-го по 2018-й, В. Воропаева подготовила и издала шесть книг «карманного» формата — это «Пушкиниана» в серии «Избранное»: «Ты сам свой высший суд…», «Я грамотей и стихотворец, я Пушкин просто…» (2016 г.); «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья…» (2017 г.); «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой…», «…Чувства добрые я лирой пробуждал…» (2018 г.).

Как пишет рецензент «Избранного» В. Воропаевой профессор Г. Данильченко, «казалось бы, нет уже ничего, что не исследовали бы пушкиноведы, однако историк В. Воропаева находит свои подходы, открывая нам новые ракурсы жизни и творчества Поэта. Кроме того, исследователь сама прошла по святым пушкинским местам, познакомилась с ныне живущими потомками самого Пушкина и его друзей, опубликовала в книгах их автографы и фотографии. Великий поэт продолжает жить и незримо быть с нами, и в этом «виноват» автор этого научно-исследовательского труда, ведь ему удалось перенести образ Пушкина в наше время и сделать его нашим современником. Мысль о том, что «бывают странные сближенья», проходит через все книги «Избранного».

Ею подготовлено огромное количество студентов, аспирантов и соискателей, которые стали высококлассными специалистами, а семеро из них успешно защитили свои кандидатские диссертации.

Её путешествия сквозь годы и века вместе с Пушкиным и российскими подвижниками, историко-биографические повести и эссе, курсы лекций, учебники и другие творческие исследования всё время напоминают о бесконечной ценности человеческой личности, человеческой жизни, заставляя работать наши души, помогая ощутить и углубить в себе историческое чувство. О ком бы она ни писала: сильном, добром, умном, великом или гонимом, — она всегда сопереживала, любила, привязывалась к каждому из них, поэтому её герои показаны, с одной стороны, мировоззренчески широко — в системе духовной общности эпохи, а с другой — более «интимно», что особенно созвучно времени и нашему сердцу.

Заслуги отличника образования КР Валентины Алексеевны Воропаевой отмечены значимыми наградами, среди которых, кроме уже отмеченных нами выше, российская медаль А. Пушкина «За большие заслуги в распространении русского языка», а в ознаменование 20-летия КРСУ она награждена памятной медалью КРСУ «За заслуги перед университетом».

Накануне своего 80-летия Валентина Алексеевна Воропаева полна творческих замыслов, новых идей, одной из которых, кстати, является эта книга, посвящённая первым преподавателям и сотрудникам КРСУ.

Здоровья вам, Валентина Алексеевна и долгих лет творчества!

Мы вас любим!

Е. НОСОВА, доцент КРСУ,

В. МАЛЬНЕВА, ст. преподаватель КРСУ.

Фото из Интернета.

На днях Валентине Воропаевой исполняется

80 лет. Коллектив редакции «СК» поздравляет нашего постоянного автора

со знаменательной датой. Долгие вам лета,

Валентина Алексеевна!



« (Previous News)



Related News

Кыргызская мечта о «Кодокане»

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ святая святых мирового дзюдо — японском центре «Кодокан» в Токио теперь хранится фотография легендарногоRead More

Народ не забудет

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Кыргызстане готовятся к проведению 100-летия видного государственного и политического деятеля Турдакуна Усубалиева. Соответствующий указRead More

Добавить комментарий