Блокадный «Титаник» на «Дороге жизни»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

В столичном кинотеатре «Россия» прошёл премьерный показ военно-исторической драмы «Спасти Ленинград» российского режиссёра и сценариста Алексея Козлова, посвящённой героической блокадной эпопее города на Неве.

Во вступительном слове перед началом просмотра посол России в Кыргызстане Андрей Крутько приветствовал кыргызстанских блокадников Ленинграда, которые присутствовали на премьере, и рассказал о фильме, снятом российскими кинематографистами к 75-летию снятия блокады города. Съёмки фильма проходили в Санкт-Петербурге, а военный порт «Осиновец» был воссоздан на озере Ильмень. Макет героической Баржи №752, перевозившей людей через Ладогу, был построен на АО «Ленинградский Северный завод», а первоначально фильм назывался «Блокада. Начало. Я помню тебя таким».

Картина повествует о событиях сентября 1941 года, когда происходит экстренная эвакуация людей из осаждённого города. Баржа №752 должна вывезти людей из блокадного Ленинграда через Ладожское озеро — «Дорогу жизни». Волею судьбы юные влюблённые — курсант Костя (его играет 27-летний внук замечательного актёра Андрея Миронова и его тёзка Андрей Миронов-Удалов) и его девушка Настя (в этой роли дебютировала 16-летняя Мария Мельникова — дочь известной актрисы Анастасии Мельниковой, которая в этом фильме играет мать девушки Марию Николаевну) оказываются на борту этого ветхого судна, где вместе с ними разместилось ещё более тысячи жителей города. Ночью баржа попадает в сильный шторм и даёт течь. Однако первыми, кто может добраться до баржи, будут не спасатели, а вражеские самолёты. История этого фильма основана на реальных военных событиях, о начале великой «Дороги жизни». В картину Алексея Козлова (его полная фильмография включает около 30 картин, из них 20 режиссёрских работ, 12 сценарных и 4 актёрские, наиболее известные его фильмы — «Запрет», «Чума», «Береговая охрана», «В сторону от войны») нужно вглядеться пристальнее, поскольку это вовсе не очередной патриотический проект, снятый к важному историческому событию, как может поначалу показаться.

На экране идёт третий месяц Великой Отечественной войны, немцы заблокировали советский флот на Неве, но, несмотря на периодические бомбёжки, город продолжает жить. Поступает приказ высшего командования найти любую возможность вырваться из Ленинграда, один из вариантов — прорваться через Ладогу, используя старые суда, даже баржи. Для того чтобы поддержать боевой дух солдат, генерал (актёр Виталий Кищенко) отправляет на первое идущее в опасный рейс судно собственного сына Костю, который появляется на барже вместе со своей любимой девушкой Настей. Волею судьбы на судне также оказывается сотрудник органов безопасности Петручик (актёр Гела Месхи), который годами раньше посадил отца Насти в тюрьму как врага народа. Отца девушки мы также увидим в ленте, когда он, получив амнистию, уходит в ополчение и сражается на легендарном «Невском пятачке». Уже по актёрскому составу (в фильме играют известные российские актёры Дмитрий Щербаков, Вадим Андреев, Инга Оболдина, Валерий Дегтярь, Сергей Жирков, Михаил Морозов, Николай Горшков) зритель видит разноликое количество персонажей, их принадлежность к различным слоям общества, что позволяет героям выглядеть на экране полнокровно и реалистично.

«Спасти Ленинград» — это масштабный кинопроект, драматический фильм-катастрофа, который увлекает зрителя и держит публику в захватывающем напряжении так, что при просмотре невольно возникает аналогия с уже классическим «Титаником». И не зря, потому что некоторые трагедийные эпизоды и сцены весьма сильно играют на эмоциях зрителей. Режиссёрскую и сценарную работу А. Козлова по праву можно назвать авторской, картина снята (операторы Глеб Фавелов и Алексей Доронкин) искренне, с любовью и почти детальной погружённостью в тему. Есть, правда, в фильме некоторая оборванность сюжетных линий, их незавершённость, но они особо не влияют на общее впечатление от всей картины. В фильме «Спасти Ленинград» авторы хорошо продумали и подобрали все детали, чтобы, увидев картину, зритель мог ясно разглядеть сюжетные линии и осознать, что стоит за мыслями, поступками людей, вынужденными спасаться из окружённого города единственно возможным путём. Острая динамика действий, присутствующая в картине, порой такова, что зритель по-настоящему замирает, услышав крики и увидев людей, понявших, что в трюме баржи сильная течь. В итоге сюжетная конструкция фильма представляет собой кинополотно, состоящее из множества символов, которые каждый зритель может трактовать по-своему. Если их все разгадать, сложится вся образная картина и смысловые лучи протянутся от одного элемента к другому, образовав узор.

И потому зрители после просмотра, скорее всего, будут вспоминать не сюжетные и технические несостыковки, а увлёкшие их прерывающиеся сюжетные линии, великолепную работу режиссёра, операторов, композитора (автор музыки Юрий Потеенко) и талантливой команды актёров, в которой никто не вызывает ни малейшего отторжения при просмотре, и ни в ком не видно фальши, а всё потому, что режиссёр А. Козлов, видимо, потративший немало времени на то, чтобы найти своих героев, снова всё сделал точно, образно и технично. В качестве примера из фильма «Спасти Ленинград» можно привести и экшен-сцены на барже, которые вполне выдерживают сравнение с голливудскими эталонами. По-настоящему профессионально творческая команда подошла к съёмкам сложных эпизодов картины. Для съёмок была построена огромная конструкция, позволяющая воспроизводить качку во время девятибалльного шторма, а актёры несколько недель провели в воде, выполняя опасные трюки, практически не прибегая к помощи каскадёров.

Завершают картину кадры памятного шествия «Бессмертного полка» по нынешнему Санкт-Петербургу, и где-то в идущем многоликом человеческом потоке виден плакат с надписью «Баржа №752». Эти волнующие кадры усиливают эхо трагедии на Ладоге, увиденной на экране. Создатели фильма назвали его «Спасти Ленинград», это означает отстоять великий город и найти путь к тому, чтобы выжить и выстоять, несмотря на все тяжкие испытания. Мы увидели трагическую страницу истории в художественном воплощении (при этом страницу, ранее не доступную широкой публике, хотя документы об эвакуации жителей Ленинграда по воде были рассекречены ещё несколько лет назад). Авторы фильма справились с художественной задачей, которая основывалась на том, чтобы напомнить об ужасах войны, заявить, что память поколений не пустой звук. В заключительных кадрах картины, где мы видим Санкт-Петербург сегодняшнего дня, где запечатлены те, кто потерял родных, павших в первые месяцы блокады, в том числе на легендарной ладожской «Дороге жизни». Фильм очень зрелищный, весьма интересный по своему монтажу, поскольку перемежающиеся в нём сюжетные эпизоды словно осколки чьей-то разбившейся в жестоком военном лихолетье жизни.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Добавить комментарий