Main Menu

Телега впереди лошади

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Почему эта поговорка, ироничный смысл которой в нарушении принятого и логичного порядка действий, поступках вопреки здравому смыслу, уже давно стала руководящим принципом при появлении законов, постановлений и иных нормативных актов, разрази меня гром — не понимаю.

Нельзя ставить телегу впереди лошади. Сначала задачи, а потом то, как их выполнять. А не наоборот: сначала реформа, а что в конце концов должно из этого получиться — непонятно. Вроде аксиома, но у нас в Кыргызстане не ищут путей лёгких, а тем более — логичных.

Для начала возьмём многострадальную «осагу». Рассуждая объективно (и отвлечённо от нашей действительности), можно утверждать, что это дело нужное: какая-никакая компенсация в случае ДТП да будет. Дорогостоящее КАСКО наш народ не потянет, хотя выплаты по ней там, где система работает, покрывают весомую часть убытков. Хорошо, пришлось нашим чиновникам по душе ОСАГО — давайте внедрять. И тут, как обычно, перед «лошадью» выехала «телега». Самым главным оказалось утвердить размеры штрафов за отсутствие страхового полиса, «красный день», после которого следует начать штрафовать, и придумать уравнение с коэффициентами, решив которое, граждане могут узнать размер страхового взноса. Ну и достаточно. Всё остальное, то есть нормативно-правовое обеспечение, порядок выплат, обеспечение гарантии выплат в случае возмещения ущерба потерпевшей стороне, осталось за кадром. Любят у нас всё решать в рабочем порядке.

Закон вступил в силу с 7 февраля, но задолго до этого у потенциальных субъектов страхования возникло сразу много вопросов и сомнений. Расчёты страховых взносов взяты явно с потолка. Вроде бы не велики деньги — около

3 000 сомов в год, но где гарантия, что, получив эту сумму с каждого из примерно миллиона-полутора автовладельцев, страховая компания не растворится без следа или, если не исчезнет, сможет ли она покрыть убытки в случае наступления страхового случая. Ведь для того чтобы гарантированно возмещать потерпевшим потери при таком бардаке на наших дорогах, бездумном и преступном пренебрежении правилами дорожного движения, нужно быть как минимум Рокфеллером.

А вот теперь пришла пора поговорить о той самой «лошади», которая пришла следом за ОСАГО и встала после «телеги». Проект «Безопасный город» необходимо было внедрять первым, лет за пять до этого злосчастного ОСАГО. Чтобы к тому времени, когда созрела идея страхования, на автодорогах воцарилась маломальская дисциплина, а горожане привыкли к тому, что существуют светофоры, пешеходные переходы, стоп-линия, двойная сплошная, остановки для транспорта и прочие элементы культуры и порядка на дорогах. То есть причины, приводящие к страховым случаям, заметно бы сократились, и тогда при введении ОСАГО появился бы смысл говорить о полноценных выплатах по страховке. Почему на пути «Безопасного города» много лет возникали «буераки, реки, раки», и почему до сих пор неясно, сколько процентов от штрафов станут получать соучастники проекта, — уже тема для другого разговора. Первые ласточки, то есть камеры на перекрёстках стали работать только 12 февраля, но каковы результаты на сегодняшний день! Взять для примера наши неукротимые маршрутки: стали высаживать пассажиров только на остановках, пусть пока там, где рядом зоркий глаз камеры. А вдруг это и есть начало поголовной дисциплинированности на дорогах? Согласитесь, если начать с видеоконтроля на дорогах, со временем уравновесилось бы и отношение к страхованию, оно стало бы понятным и вызывало большее доверие.

Приведу высказывания старожилов популярного форума Diesel.elcat.kg (поверьте, не только чиновники — исключительно умные люди, оказывается, и у простого народа мозги работают). Пусть их мнения порой и спорны, и резко откровенны, но немалая часть граждан обеими руками подписалась бы под ними:

«Опыт России, где ОСАГО введено в 2003 году, показывает, что и на сегодняшний день, спустя 15 лет (!) нужного эффекта так и не добились. В наших условиях это будет мошенничество, которое и Мавроди не снилось. Итак: 1. Эффективная сумма страховки, покрывающая ущерб, составляет примерно 7-8 тысяч сомов? А какая средняя зарплата в Кыргызстане? В регионах? К слову, сейчас добровольная страховка на недорогое авто стоит примерно $100 в год. 2. Государственный и муниципальный транспорт страховки, скорее всего, иметь не будет, так как ляжет это непреодолимым бременем на бюджет. В итоге за ДТП по вине госслужащих (ну тех же гаишников например) будете платить вы, добрые люди Кыргызстана! 3. Допустим, ваша машина застрахована в Бишкеке, а ДТП (даже царапина) произошло в Бооме или Токтогуле. Сколько времени вы будете ждать страховых комиссаров для регистрации страхового случая? Попытка же договориться на месте, как сейчас, может обнулить/удорожить вашу страховку. 4. Рост ДТП и мошенничество — в перспективе введения ОСАГО. Добавим сюда же, что при большой загрузке выплаты компенсаций затянутся на годы. 5. Во сколько возрастёт коррупция на дорогах после введения ОСАГО? Во сколько — при регистрации ДТП? У многих граждан Казахстана и России страховка просто «для гаишника», по ней ничего не выплатят — это не секрет. Надо ли это Кыргызстану? 6. Введение ОСАГО подразумевает введение техосмотра, но какие условия есть для этого? В РФ, например, доработали процедуру по техосмотру, и теперь весь техосмотр фиксируется на видео, которое хранится в организации, проводящей техосмотр, и за техосмотр организация несёт ответственность. Это пока только проект, но как у нас будет в этом случае? Ответ простой: коррупция и фиктивный ТО. 7. Речи о том, что кыргызская страховка будет в Казахстане и России, пока не ведётся. В соответствии с нормами ЕАЭС, такой обязанности на данный момент тоже нет. Российские страховки в Казахстане не работают, и наоборот тоже. Причина проста — в этом случае стоимость страховки будет значительно увеличена».

По поводу размера страховых взносов: «За последние пару лет из уст чиновников слышал настолько разнящиеся цифры, что, точно знаю, этих данных, которые были бы хотя бы близки к реальности, нет ни у кого в стране. Как вы собираетесь «пересчитать»? Да ещё и в меньшую сторону?

С момента инициирования закона много лет назад они обязаны были за эти годы организовать сбор статистики именно для того, чтобы посчитать сумму. Никто в этом направлении не пошевелился. Я уже в этой теме приводил сравнение статистик, нашей и не нашей. Отличаются в 10 раз. В меньшую сторону. Вы думаете, это потому что в нашей стране ездят аккуратнее и культурнее? Нет. Это потому, что статком рисует цифры с потолка, просто чтобы были… Ну как в универе на скучных лабораторках… Если услуга стоит подозрительно дёшево, значит при её оказании будет занижено качество услуги, если вообще она будет оказываться. Вы же не пойдёте стричься за 20 сомов? А почему же тогда вы будете страховаться за 1 000, когда знаете, что в других странах это стоит гораздо дороже? Учитывая подход к культуре вождения в этих самых странах…»

«Ещё одна претензия к ОСАГО — недоверие к страховым компаниям. Всего в Кыргызстане работают 18 таких фирм, в том числе одна государственная компания. За два десятка лет, несмотря на плохо развитый страховой рынок, они собрали с населения миллиарды сомов, а выплатили в виде компенсаций лишь 2,5% от них. Председатель Ассоциации пассажирских перевозчиков Бишкека Алтынбек Доспаев сомневается, что с новым видом страхования будет по-другому.

— Во всём мире страховые компании выплачивают людям хотя бы 30% от собранных денег, и только в Кыргызстане ни о каких компенсациях речи не идёт. Мы запросили статистику из Нацстаткома по видам обязательного страхования, которые уже действуют. За последние годы выплаты по перевозке опасных грузов составили ноль сомов, по эксплуатации опасных производственных объектов — ноль, по страхованию перевозчиков перед пассажирами — тоже ноль. С ОСАГО разве что-то изменится? — задаётся вопросом Доспаев.»

На фоне такого раздрая вселяет надежду то, что правительство поддержало инициативу депутатов ЖК о внесении изменений в Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» в части переноса срока вступления его в силу на 2021 год. Ещё бы официального постановления на эту тему дождаться… Не стоит решать все проблемы лихой кавалерийской атакой, нужно время для того, чтобы жизненно необходимые законы притёрлись, вошли в норму и стали эффективно работать. Те же новые кодексы уголовно-правового блока, действие которых с 1 января 2019 года анонсировали, выкатили список с фантастическими суммами штрафов и стали ждать, когда пресловутая телега поедет без лошади. Теперь возникают такие правовые коллизии, когда стыкуются нормы прежнего законодательства и введённых без подготовки, в том числе финансовой, изменений в законы, что диву даёшься.

…В заключение — обнадёживающее сообщение от «Репортёра» АКИpress: «На улице Ахунбаева 5 февраля водитель маршрутки №188, двигаясь в восточном направлении, выехал на встречную полосу движения. По данному вопросу пресс-служба УОБДД Бишкека сообщила, что водитель маршрута №188, принадлежащего ОсОО «Байшам Транс», оштрафован на 13 тысяч сомов в соответствии с новыми кодексами».

Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Добавить комментарий