Служба начинается с военкомата

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Одна из ключевых функций Главного управления местных органов военного управления Государственного комитета по делам обороны КР состоит в том, чтобы оптимально обеспечивать мобилизацию и призыв граждан на военную службу для укомплектования Вооружённых сил страны. На страницах газеты о сегодняшнем положении дел, других насущных проблемах, весеннем призыве и патриотическом воспитании молодёжи корреспонденту «СК» рассказывает начальник управления, полковник Арстанбек Калканович КЕРИМАЛИЕВ.

— Арстанбек Калканович, в чём особенности весеннего призыва граждан Кыргызстана в этом году?

— Сразу отмечу, что согласно Закону КР «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» Государственным комитетом по делам обороны подготовлены и внесены на рассмотрение проекты президентского Указа и постановления правительства республики о проведении с 1 марта 2019 года призыва граждан на срочную военную и альтернативную службы. Сейчас, до начала призыва, военными комиссариатами на местах проводится изучение граждан, подлежащих призыву на эти виды службы. Изучение проходит по месту жительства призывников через беседы с ними, их родителями и представителями органов местного самоуправления.

В феврале на базе Республиканского сборного пункта в Бишкеке и Ошского областного сборного пункта перед началом призывной кампании со всеми должностными лицами военкоматов проведены двухдневные инструкторско-методические занятия с привлечением врачей и других специалистов. Их детально ознакомили со всеми изменениями и дополнениями, внесёнными в основополагающие документы, касающиеся призыва, а также рассмотрели недостатки, допущенные в предыдущем призыве. Все граждане призывного возраста от 18 до 25 лет, не имеющие права на отсрочку или освобождение от призыва, обязаны прибыть в военкоматы по месту жительства для изучения и прохождения в дальнейшем призывной комиссии.

— Итак, с началом весны стартует весенний призыв, а сколько новобранцев будет в нашей республике?

— Этой весной планируется призвать в Вооружённые силы страны более 3 000 кыргызстанцев и направить их для укомплектования соединений и частей СВ, СВО, ГДКО, ГПС, НГ и других воинских формирований. В первую очередь в войска станут призываться граждане старших призывных возрастов (от 20 лет и старше), окончившие вузы и имеющие высшее, среднетехническое образование, а также различные специальности, необходимые в ВС Кыргызстана. Также подлежат призыву граждане, имеющие право и согласные на прохождение альтернативной службы.

— Одним из ключевых факторов работы военкоматов является их деятельность по постановке призывников на воинский учёт. Как она осуществляется сейчас?

— Работа в этом стратегическом направлении с проводится декабря в военных комиссариатах страны согласно плану мероприятий на 2018/2019 учебный год. Первичной постановке на воинский учёт подлежат граждане, постоянно либо временно проживающие на территории района и города, кроме лиц, которые отбывают уголовное наказание, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Эта работа позволяет уточнить количество призывников, определить состояние их здоровья и годность к военной службе, установить общеобразовательный уровень и наличие конкретных специальностей, а также предварительно распределить призывников по воинским частям и учреждениям ВС республики, отобрать кандидатов для подготовки по военно-техническим специальностям и поступления в военные учебные заведения. Сама первичная постановка на воинский учёт проводится ежегодно. В декабре её проходят юноши, которым 16 лет исполняется в наступающем году, а в январе-феврале — те ребята, которым 16 лет исполняется в год первичной постановки на воинский учёт. Скажу также о том, что Госкомитет по делам обороны постоянно проводит целенаправленную работу по совершенствованию нормативно-правовых актов, касающихся призыва на военную и альтернативную службы. Делается это в целях качественного комплектования Вооружённых сил страны молодым пополнением.

— Как же сегодня конкретно осуществляется комплектование призывников?

— Если мы возьмём призыв на срочную военную службу в 2018 году, то он, в отличие от предыдущих, имел ряд особенностей. Они были обусловлены изменениями и дополнениями, внесёнными в Закон КР «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» в период 2016-2018 годов. В результате количество призывников, желающих отслужить срочную военную службу, заметно увеличилось. Этот факт послужил основанием принятия Госкомитетом по делам обороны следующих изменений. Так, в Закон «О государственной службе» вошло дополнение о том, что на службу в правоохранительные органы и органы прокуратуры принимаются только граждане, прошедшие военную службу. Согласно же изменениям, внесённым в Закон «О всеобщей воинской обязанности, о военной и альтернативной службах», начиная с 2016 года ликвидированы военные кафедры, и лица с высшим образованием могут теперь получить офицерское звание только после прохождения срочной военной службы.

Эти факторы привели к тому, что у нас в разы повысилось количество желающих отслужить срочную военную службу, чтобы в дальнейшем трудоустроиться в государственные структуры. Этот же фактор позволил увеличить число призывников, имеющих высшее образование, а также заметно повысил конкуренцию при наборе в войска. Сейчас комплектование призывников осуществляется по территориальному и экстерриториальному принципам. Согласно первому, новобранцы призываются в воинские части, расположенные в области, где те проживают. А по второму принципу юноши призываются в воинские соединения, расположенные за пределами их места проживания.

— Что ещё делается для улучшения качества призывного контингента?

— Конкретно для этого руководством ГКДО внесены изменения и дополнения в соответствующие нормативно-правовые акты, в связи с этим при комплектовании призывных команд на областных сборных пунктах осуществляется конкурсный отбор, и основной акцент делается на состояние здоровья и уровень физического развития призывника. Там же на сборных пунктах перед отправкой в части проводится углублённый медицинский осмотр призывников с участием членов военно-врачебной комиссии ВС и медицинских специалистов военных госпиталей. Призывники также сдают зачёты по физической подготовке, определяющие их силу (упражнения по подтягиванию), быстроту (бег на 100 метров) и выносливость (бег на 3 километра). Процесс сдачи зачётов снимается на видео, что позволяет исключить при отборе коррупционные проявления. Проводится также отбор призывников по морально-деловым качествам, которые определяются с помощью психологических тестов.

— Какие ещё меры принимаются, дабы исключить и искоренить коррупционные проявления при проведении призыва?

— Во-первых, военкомы всех рангов несут персональную ответственность за соблюдение законности при принятии решений о призыве граждан на службу, пре-доставлении отсрочек от призыва или освобождении от службы. В этом формате также изменился и порядок призыва и прохождения гражданами альтернативной службы. Если раньше на неё призывались исходя из религиозных убеждений призывников, наличия у них судимости, состояния их здоровья и семейного положения, то сейчас критерии призыва в части судимости и состояния здоровья исключены из закона. В то же время введён новый критерий, такой как «изъявление желания выполнить общественно-полезную работу». Согласно ему, на «альтернативку» могут быть призваны граждане, годные к военной службе, но в связи с выполнением наряда по призыву на срочную военную службу не отправленные в воинскую часть и изъявившие в письменной форме желание выполнять общественно полезные работы. То есть у призывника есть право выбора, он сам исключительно добровольно принимает решение призваться на срочную военную службу либо выбирает её альтернативный вариант.

— Что же, по сути, означает выполнение призывником общественно полезных работ?

— Общественно полезные работы — это выполнение призванным на альтернативную службу в свободное от его основной деятельности или учёбы время бесплатного труда на пользу общества и государства, вид которого определяется исполнительными органами местного самоуправления по согласованию с местными органами военного управления — военкоматами. Само прохождение альтернативной службы предусматривает для граждан, призванных по семейным обстоятельствам, внесение денежного взноса в размере 180 расчётных показателей в доход республиканского бюджета. А для граждан, являющихся членами зарегистрированной религиозной организации, вероучение которой не допускает пользование оружием и службу в ВС, а также граждан, изъявивших желание заняться общественно полезным трудом, — выполнение общественно полезных работ продолжительностью 108 часов за весь период службы, а ещё и внесение денежного взноса в размере 250 расчётных показателей в республиканский бюджет. Для выполнения общественно полезных работ призванные на альтернативную службу поступают в распоряжение исполнительных органов МСУ. В городах призывники направляются в мэрию, а потом — в конкретное муниципальное территориальное управление, ТОС или ТСЖ, а в сёлах их распределяют по айыл окмоту. На эти работы также могут привлекаться призванные на альтернативную службу по религиозным убеждениям.

— А как желающие из выпускников вузов могут получить офицерское звание?

— Военнослужащие с высшим образованием, выслужившие 11 месяцев срочной военной службы и хорошо себя зарекомендовавшие, и желающие получить офицерское звание, могут пройти месячные военные сборы по программе подготовки лейтенантов запаса.

— Какие позитивные тенденции в патриотическом воспитании будущих воинов характерны для этого весеннего призыва?

— Кроме традиционных уроков мужества и встреч призывной молодёжи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-«афганцами» и участниками баткенских событий, Госкомитет по делам обороны в марте проведёт совместно с Национальной консерваторией имени К. Молдобасанова республиканский конкурс «Жоокер ыры» на лучшее исполнение военно-патриотических песен среди учащихся общеобразовательных организаций. А в этом мае на базе одной из войсковых частей под эгидой ГКДО состоится республиканская спартакиада среди школьников по военно-прикладным видам спорта.

— Сейчас в Кыргызстане введена в действие автоматизированная информационная система «Единый реестр нарушений». Какие мероприятия в этом формате проводятся вашим управлением?

— В рамках реализации её внедрения в Госкомитете по делам обороны создана рабочая группа, которая провела работу по техническому оснащению, закупке оборудования и рассмотрению нормативно-правовой базы. Офицерами нашего управления проведено обучение сотрудников военкоматов республики. Кроме этого, в рамках кардинальных реформ, реализации в КР концепции «электронного правительства», перевода документооборота в электронный вариант и развития «цифровой демократии» ГКДО в целях совершенствования воинского учёта планирует ввести электронный воинский учёт призывников и военнообязанных.

Эта система позволит идентифицировать гражданина, каждому присваивается личный военно-идентификационный номер, который невозможно продублировать, что обеспечивает ведение оперативного персонального учёта военнообязанных и призывников, а также контроль получения гражданами военно-учётных документов. База данных формируется с момента постановки гражданина на первичный воинский учёт и дополняется в дальнейшем информацией о его военно-учётных данных вплоть до снятия с воинского учёта и передачи его данных в архив. Электронный учёт также позволит свести к минимуму фальсификацию данных призывников и военнообязанных, что создаст барьер для незаконной выдачи учётно-воинских документов (удостоверения о первичной постановке на воинский учёт и военного билета).

Также в рамках Года цифровизации, объявленного Президентом КР, перехода госуслуг на цифровой формат и внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия «Тундук» ГКДО предусмотрено сотрудничество с Министерством труда и социального развития по льготным категориям граждан (участники ВОВ, воины-«афганцы», ветераны Чернобыля и Баткена). Взаимодействие двух ответственных ведомств позволит исключить для граждан, оформляющих льготы, бумажную волокиту и бюрократизм, с которыми те регулярно сталкивались при сборе необходимых справок. Для качественного взаимодействия информационных систем ГКДО проведены мероприятия по урегулированию нормативно-правовой базы и создан специальный отдел с назначением в его штат специалистов в сфере IT-технологий.

Беседовал Сергей СИДОРОВ.

Добавить комментарий