Main Menu

Служба начинается с военкомата

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Одна из ключевых функций Главного управления местных органов военного управления Государственного комитета по делам обороны КР состоит в том, чтобы оптимально обеспечивать мобилизацию и призыв граждан на военную службу для укомплектования Вооружённых сил страны. На страницах газеты о сегодняшнем положении дел, других насущных проблемах, весеннем призыве и патриотическом воспитании молодёжи корреспонденту «СК» рассказывает начальник управления, полковник Арстанбек Калканович КЕРИМАЛИЕВ.

— Арстанбек Калканович, в чём особенности весеннего призыва граждан Кыргызстана в этом году?

— Сразу отмечу, что согласно Закону КР «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» Государственным комитетом по делам обороны подготовлены и внесены на рассмотрение проекты президентского Указа и постановления правительства республики о проведении с 1 марта 2019 года призыва граждан на срочную военную и альтернативную службы. Сейчас, до начала призыва, военными комиссариатами на местах проводится изучение граждан, подлежащих призыву на эти виды службы. Изучение проходит по месту жительства призывников через беседы с ними, их родителями и представителями органов местного самоуправления.

В феврале на базе Республиканского сборного пункта в Бишкеке и Ошского областного сборного пункта перед началом призывной кампании со всеми должностными лицами военкоматов проведены двухдневные инструкторско-методические занятия с привлечением врачей и других специалистов. Их детально ознакомили со всеми изменениями и дополнениями, внесёнными в основополагающие документы, касающиеся призыва, а также рассмотрели недостатки, допущенные в предыдущем призыве. Все граждане призывного возраста от 18 до 25 лет, не имеющие права на отсрочку или освобождение от призыва, обязаны прибыть в военкоматы по месту жительства для изучения и прохождения в дальнейшем призывной комиссии.

— Итак, с началом весны стартует весенний призыв, а сколько новобранцев будет в нашей республике?

— Этой весной планируется призвать в Вооружённые силы страны более 3 000 кыргызстанцев и направить их для укомплектования соединений и частей СВ, СВО, ГДКО, ГПС, НГ и других воинских формирований. В первую очередь в войска станут призываться граждане старших призывных возрастов (от 20 лет и старше), окончившие вузы и имеющие высшее, среднетехническое образование, а также различные специальности, необходимые в ВС Кыргызстана. Также подлежат призыву граждане, имеющие право и согласные на прохождение альтернативной службы.

— Одним из ключевых факторов работы военкоматов является их деятельность по постановке призывников на воинский учёт. Как она осуществляется сейчас?

— Работа в этом стратегическом направлении с проводится декабря в военных комиссариатах страны согласно плану мероприятий на 2018/2019 учебный год. Первичной постановке на воинский учёт подлежат граждане, постоянно либо временно проживающие на территории района и города, кроме лиц, которые отбывают уголовное наказание, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Эта работа позволяет уточнить количество призывников, определить состояние их здоровья и годность к военной службе, установить общеобразовательный уровень и наличие конкретных специальностей, а также предварительно распределить призывников по воинским частям и учреждениям ВС республики, отобрать кандидатов для подготовки по военно-техническим специальностям и поступления в военные учебные заведения. Сама первичная постановка на воинский учёт проводится ежегодно. В декабре её проходят юноши, которым 16 лет исполняется в наступающем году, а в январе-феврале — те ребята, которым 16 лет исполняется в год первичной постановки на воинский учёт. Скажу также о том, что Госкомитет по делам обороны постоянно проводит целенаправленную работу по совершенствованию нормативно-правовых актов, касающихся призыва на военную и альтернативную службы. Делается это в целях качественного комплектования Вооружённых сил страны молодым пополнением.

— Как же сегодня конкретно осуществляется комплектование призывников?

— Если мы возьмём призыв на срочную военную службу в 2018 году, то он, в отличие от предыдущих, имел ряд особенностей. Они были обусловлены изменениями и дополнениями, внесёнными в Закон КР «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» в период 2016-2018 годов. В результате количество призывников, желающих отслужить срочную военную службу, заметно увеличилось. Этот факт послужил основанием принятия Госкомитетом по делам обороны следующих изменений. Так, в Закон «О государственной службе» вошло дополнение о том, что на службу в правоохранительные органы и органы прокуратуры принимаются только граждане, прошедшие военную службу. Согласно же изменениям, внесённым в Закон «О всеобщей воинской обязанности, о военной и альтернативной службах», начиная с 2016 года ликвидированы военные кафедры, и лица с высшим образованием могут теперь получить офицерское звание только после прохождения срочной военной службы.

Эти факторы привели к тому, что у нас в разы повысилось количество желающих отслужить срочную военную службу, чтобы в дальнейшем трудоустроиться в государственные структуры. Этот же фактор позволил увеличить число призывников, имеющих высшее образование, а также заметно повысил конкуренцию при наборе в войска. Сейчас комплектование призывников осуществляется по территориальному и экстерриториальному принципам. Согласно первому, новобранцы призываются в воинские части, расположенные в области, где те проживают. А по второму принципу юноши призываются в воинские соединения, расположенные за пределами их места проживания.

— Что ещё делается для улучшения качества призывного контингента?

— Конкретно для этого руководством ГКДО внесены изменения и дополнения в соответствующие нормативно-правовые акты, в связи с этим при комплектовании призывных команд на областных сборных пунктах осуществляется конкурсный отбор, и основной акцент делается на состояние здоровья и уровень физического развития призывника. Там же на сборных пунктах перед отправкой в части проводится углублённый медицинский осмотр призывников с участием членов военно-врачебной комиссии ВС и медицинских специалистов военных госпиталей. Призывники также сдают зачёты по физической подготовке, определяющие их силу (упражнения по подтягиванию), быстроту (бег на 100 метров) и выносливость (бег на 3 километра). Процесс сдачи зачётов снимается на видео, что позволяет исключить при отборе коррупционные проявления. Проводится также отбор призывников по морально-деловым качествам, которые определяются с помощью психологических тестов.

— Какие ещё меры принимаются, дабы исключить и искоренить коррупционные проявления при проведении призыва?

— Во-первых, военкомы всех рангов несут персональную ответственность за соблюдение законности при принятии решений о призыве граждан на службу, пре-доставлении отсрочек от призыва или освобождении от службы. В этом формате также изменился и порядок призыва и прохождения гражданами альтернативной службы. Если раньше на неё призывались исходя из религиозных убеждений призывников, наличия у них судимости, состояния их здоровья и семейного положения, то сейчас критерии призыва в части судимости и состояния здоровья исключены из закона. В то же время введён новый критерий, такой как «изъявление желания выполнить общественно-полезную работу». Согласно ему, на «альтернативку» могут быть призваны граждане, годные к военной службе, но в связи с выполнением наряда по призыву на срочную военную службу не отправленные в воинскую часть и изъявившие в письменной форме желание выполнять общественно полезные работы. То есть у призывника есть право выбора, он сам исключительно добровольно принимает решение призваться на срочную военную службу либо выбирает её альтернативный вариант.

— Что же, по сути, означает выполнение призывником общественно полезных работ?

— Общественно полезные работы — это выполнение призванным на альтернативную службу в свободное от его основной деятельности или учёбы время бесплатного труда на пользу общества и государства, вид которого определяется исполнительными органами местного самоуправления по согласованию с местными органами военного управления — военкоматами. Само прохождение альтернативной службы предусматривает для граждан, призванных по семейным обстоятельствам, внесение денежного взноса в размере 180 расчётных показателей в доход республиканского бюджета. А для граждан, являющихся членами зарегистрированной религиозной организации, вероучение которой не допускает пользование оружием и службу в ВС, а также граждан, изъявивших желание заняться общественно полезным трудом, — выполнение общественно полезных работ продолжительностью 108 часов за весь период службы, а ещё и внесение денежного взноса в размере 250 расчётных показателей в республиканский бюджет. Для выполнения общественно полезных работ призванные на альтернативную службу поступают в распоряжение исполнительных органов МСУ. В городах призывники направляются в мэрию, а потом — в конкретное муниципальное территориальное управление, ТОС или ТСЖ, а в сёлах их распределяют по айыл окмоту. На эти работы также могут привлекаться призванные на альтернативную службу по религиозным убеждениям.

— А как желающие из выпускников вузов могут получить офицерское звание?

— Военнослужащие с высшим образованием, выслужившие 11 месяцев срочной военной службы и хорошо себя зарекомендовавшие, и желающие получить офицерское звание, могут пройти месячные военные сборы по программе подготовки лейтенантов запаса.

— Какие позитивные тенденции в патриотическом воспитании будущих воинов характерны для этого весеннего призыва?

— Кроме традиционных уроков мужества и встреч призывной молодёжи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-«афганцами» и участниками баткенских событий, Госкомитет по делам обороны в марте проведёт совместно с Национальной консерваторией имени К. Молдобасанова республиканский конкурс «Жоокер ыры» на лучшее исполнение военно-патриотических песен среди учащихся общеобразовательных организаций. А в этом мае на базе одной из войсковых частей под эгидой ГКДО состоится республиканская спартакиада среди школьников по военно-прикладным видам спорта.

— Сейчас в Кыргызстане введена в действие автоматизированная информационная система «Единый реестр нарушений». Какие мероприятия в этом формате проводятся вашим управлением?

— В рамках реализации её внедрения в Госкомитете по делам обороны создана рабочая группа, которая провела работу по техническому оснащению, закупке оборудования и рассмотрению нормативно-правовой базы. Офицерами нашего управления проведено обучение сотрудников военкоматов республики. Кроме этого, в рамках кардинальных реформ, реализации в КР концепции «электронного правительства», перевода документооборота в электронный вариант и развития «цифровой демократии» ГКДО в целях совершенствования воинского учёта планирует ввести электронный воинский учёт призывников и военнообязанных.

Эта система позволит идентифицировать гражданина, каждому присваивается личный военно-идентификационный номер, который невозможно продублировать, что обеспечивает ведение оперативного персонального учёта военнообязанных и призывников, а также контроль получения гражданами военно-учётных документов. База данных формируется с момента постановки гражданина на первичный воинский учёт и дополняется в дальнейшем информацией о его военно-учётных данных вплоть до снятия с воинского учёта и передачи его данных в архив. Электронный учёт также позволит свести к минимуму фальсификацию данных призывников и военнообязанных, что создаст барьер для незаконной выдачи учётно-воинских документов (удостоверения о первичной постановке на воинский учёт и военного билета).

Также в рамках Года цифровизации, объявленного Президентом КР, перехода госуслуг на цифровой формат и внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия «Тундук» ГКДО предусмотрено сотрудничество с Министерством труда и социального развития по льготным категориям граждан (участники ВОВ, воины-«афганцы», ветераны Чернобыля и Баткена). Взаимодействие двух ответственных ведомств позволит исключить для граждан, оформляющих льготы, бумажную волокиту и бюрократизм, с которыми те регулярно сталкивались при сборе необходимых справок. Для качественного взаимодействия информационных систем ГКДО проведены мероприятия по урегулированию нормативно-правовой базы и создан специальный отдел с назначением в его штат специалистов в сфере IT-технологий.

Беседовал Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий