Представитель культурного кода страны

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

На исходе ушедшего года исполнилось 85 лет со дня рождения известного государственного деятеля республики, яркого представителя нашей национальной творческой интеллигенции, внёсшего весомый вклад в развитие отечественной культуры и искусства — Марклена Касымовича Баялинова. Забегая вперёд, с сожалением констатируем, что это знаменательное событие в его биографии осталось незамеченным в глазах широкой общественности страны.

Впрочем, также оказались обойдены вниманием все предыдущие знаковые этапы его жизни, такие как 70-, 75- и 80-летние круглые даты. Найти этому вразумительное объяснение весьма проблематично. Возможно, соответствующие органы просто упустили их из виду, либо в силу своей природной скромности и тяжёлой болезни (он перестал видеть и не выходит из дому) он сам не захотел их отмечать.

М. Баялинов родился 15 декабря в тогдашней столице республики — Фрунзе в семье народного писателя Киргизской ССР, одного из первых родоначальников нашей национальной литературы, сыгравшего большую роль в её зарождении, становлении и развитии, — К. Баялинова. Будучи первоклассным прозаиком, публицистом, редактором и переводчиком и в разные годы стоявшим у руля Союза писателей Киргизской ССР, он внёс большую лепту в подготовку и воспитание целой плеяды молодых писателей, поэтов, журналистов, драматургов, издательских работников республики. Разумеется, такая яркая личность не могла не оказать благотворного влияния на формирование характера, культуры, умонастроения, эстетических вкусов, возможно, и выбор будущей профессии своего сына.

Как не раз вспоминал сам Марклен Касымович, с самых ранних детских лет его окружали выдающиеся мастера нашей культуры и искусства, которые частенько заглядывали в их дом, вели интересные беседы, обсуждали узловые вопросы, относящиеся к данной сфере творческой деятельности. Это великий сказитель-манасчи С. Каралаев, коммузисты К. Орозов и И. Туманов, уникальный языковед К. Карасаев, великий хирург И. Ахунбаев, писатели М. Элебаев и Т. Сыдыкбеков, поэты А. Токомбаев, Ж. Боконбаев, Ж. Турусбеков, М. Алыбаев, композитор А. Малдыбаев, певцы М. Баетов, А. Огонбаев, художник Г. Айтиев, учёные-лингвисты Т. Байжиев и З. Бекенов и многие другие. Нетрудно догадаться, какое неизгладимое впечатление эти звёзды первой величины производили на молодого Марклена, какую роль сыграли в его становлении как яркого деятеля нашей отечественной культуры…

Как вспоминает народный писатель Мар Ташимович Байжиев, который с детства вырос вместе с ним, учился в средней школе №6, считавшейся тогда одной из лучших в столице, оба принимали активное участие в общественной жизни, в частности, играли в её сборной команде по футболу. Ещё тогда от своих сверстников Марклен отличался вдумчивым характером, волевым нравом, образцовой учёбой и старательностью во всём. Кроме прочего, природа щедро наделила его статной фигурой, красивой внешностью, на что окружающие обращали постоянное внимание.

После окончания школы М. Баялинов поступает на филологический факультет флагмана высшего образования СССР — Московского государственного университета им. М. Ломоносова. После двухлетнего обучения в его стенах по настоянию родителей переводится в Киргизский госпединститут и оканчивает его, получив профессию педагога, филолога-русиста.

Истоки его трудового пути берут своё начало в 1955 году, когда его приняли на работу в аппарат Министерства культуры республики на должность инспектора отдела по делам искусств. С этого момента начинается его творческая деятельность, вобравшая в себя без малого 35 лет. Благодаря глубокому освоению целей, задач, содержания и особенностей порученного участка работы, творческого подхода к своим обязанностям, высокой исполнительской дисциплине он шаг за шагом успешно прошёл почти все ступени на поприще культуры и искусства страны. Рядовой инспектор, заместитель начальника, начальника отдела — вот путь, который он прошагал в течение 15 лет. Разумеется, это было благодатной почвой для его будущих высоких постов, которые он позже занимал.

Недюжинные организаторские способности Марклена Касымовича зримо раскрылись в период, когда его выдвинули на ответственную должность первого заместителя министра культуры Киргизской ССР. Если иметь в виду, что тогда министром культуры была выдающийся государственный и общественно-политический деятель легендарная Кулуйпа Кондучаловна Кондучалова, в течение более чем четверти века безупречно возглавлявшая этот важнейший участок работы, то всё встанет на свои места. Пройти её уникальную школу, трудиться под её руководством делало честь любому человеку, какую бы должность он не занимал в сфере культуры. К их числу с полным правом можно отнести знаменитых деятелей отечественной культуры и искусства — кинорежиссёра международного значения, заложившего основу «киргизского чуда» в киноискусстве Т. Океева, Героя Кыргызской Республики, народного писателя Б. Жакиева, упомянутого выше драматурга и киносценариста М. Байжиева, композиторов К. Молдобасанова, Т. Эрматова и Н. Давлесова, киноактёра, народного артиста СССР, художника С. Чокморова, кинорежиссёров М. Убукеева, Б. Шамшиева, Г. Базарова, народного художника СССР, скульптора Т. Сыдыкова, народных артистов СССР А. Мырзабаева, Б. Минжылкиева, Х. Мухтарова, К. Сартбаеву, С. Токтакунову, А. Токомбаева и десятки других прославленных имён подобных мастеров. Бесспорно, в достижении ими таких высот в творчестве есть немалая заслуга М. Баялинова, который с самого начала курировал те участки, где они трудились.

О себе скажу, что я в течение пяти лет (1967-1972), будучи секретарём ЦК ЛКСМ Киргизской ССР, ведающим вопросами агитации, пропаганды и культурно-массовой работы, являлся членом коллегии министерства, принимал активное участие в рассмотрении и обсуждении всех вопросов, вынесенных на повестку дня её заседаний, защищал интересы наших молодых творческих работников. После комсомола меня утвердили заместителем заведующего отделом культуры ЦК КП Киргизии, и я ещё теснее начал работать с министерством, его руководством, подразделениями, особенно с Маркленом Касымовичем.

В те годы это министерство было самым большим ведомством республики, поскольку в его структуру входила вся система полиграфии и книгоиздательства, также кинематографии страны. Позже они отпочковались от него и стали самостоятельными государственными комитетами. В 1972 году М. Баялинова назначили председателем Государственного комитета по делам кинематографии (Госкино) Киргизской ССР. В течение 12 лет, бессменно находясь на этом посту, являясь членом правительства, он сумел сделать очень много для дальнейшего развития кыргызского киноискусства. Именно в эти годы сняты и вышли на всесоюзный экран такие замечательные киноленты, как «Белый пароход», «Потомок белого барса», «Золотая осень», «Красное яблоко», «Восхождение на Фудзияму», «Ранние журавли» и другие, многие из которых участвовали в популярных кинофестивалях, и их удостоили престижных призов и наград в различных номинациях.

В 1975 году М. Баялинов написал либретто балета-оратории по мотивам повести Ч. Айтматова «Материнское поле», который имел большой успех у любителей балетного искусства. Его композитору К. Молдобасанову и исполнительницам главных ролей — балеринам Р. Чокоевой и А. Токомбаевой присвоили высокие звания лауреатов Государственной премии СССР.

В последующие два года (1984-1985) он генеральный директор Киргизского государственного театра оперы и балета имени А. Малдыбаева, где вплотную занимался вопросами укрепления материально-технической базы и повышения уровня репертуарной политики.

В 1985 году его назначили министром культуры Киргизской ССР. В течение пяти лет на этом высоком государством посту он вновь наглядно продемонстрировал своё глубокое и всестороннее знание и понимание всех многообразных направлений культуры и искусства, много сил и энергии приложил к расширению и укреплению инфраструктуры объектов культуры, подготовке профессиональных кадров для их учреждений, развитию народного творчества во всех регионах республики.

Все, кто хорошо знал, работал вместе с ним, в один голос отмечают его естественную скромность, высокую культуру, редкую внутреннюю интеллигентность.

Народный писатель Кыргызстана, профессор Б. Жакиев, который бок о бок трудился с ним почти 20 лет на различных должностях, подчёркивает его умение тонко улавливать и поддерживать любую новую полезную инициативу, прислушиваться к мнению и советам других и высокую самодисциплину. На взгляд драматурга и режиссёра Ж. Кулмамбетова, он красавец-мужчина, настоящий эрудит, обладающий обширными знаниями и богатым жизненным опытом профессионал своего дела. Точно так же думает и известный общественно-политический деятель, заслуженный врач республики Жуман Акималиев, долгие годы находящийся в дружественных отношениях с Маркленом Касымовичем.

Что касается меня, то я больше четверти века постоянно общался с ним, работали в одной культурно гуманитарной сфере страны и, думаю, что хорошо понимали друг друга. По-моему глубокому убеждению, Марклен-аксакал уже оставил глубокий след в истории нашей страны, внёс достойный вклад в развитие её экономики и культуры, сыграл большую роль в формировании художественных и эстетических вкусов людей и стал частью культурного кода нашей родины.

В завершение хочется особо отметить поистине мужественный подвижнический труд его супруги, верной спутницы жизни — Евгении Александровны, которая в последние годы болезни, не отходя ни на шаг, заботится и опекает его, облегчая тяжёлую участь, выпавшую на долю своего мужа.

Все мы желаем им обоим долгих лет жизни, смелого сопротивления превратностям судьбы и надежды на лучшее.

Тилектеш ИШЕМКУЛОВ, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики.

От редакции: Марклен Касымович долгие годы был автором нашей газеты. Хоть с опозданием, наш коллектив поздравляет его со знаменательной датой.

Добавить комментарий