Президент советуется со страной, или Как поймать ветер в паруса развития

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Сегодня 70% населения Кыргызстана проживают в регионах, и забота об их развитии стала первоочередной в повестке дня руководства страны. Форум «Национальный диалог по региональному развитию» прошёл в Бишкеке в Большом зале филармонии имени Т. Сатылганова с участием Президента страны С. Жээнбекова, руководителей трёх ветвей власти Кыргызстана, представителей гражданского общества, деловых кругов, донорского сообщества, дипломатического корпуса, международных организаций, а также органов местного самоуправления из всех областей КР. Двухдневная национальная конференция стала достойной площадкой, где делегаты могли поделиться своим видением важнейших проблем по экономическому и социальному подъёму государства, высказать конкретные идеи и предложения по региональному развитию, поискать возможности для роста республики и посеять его зёрнышки для будущего страны.
С большой и содержательной речью перед участниками национального диалога выступил Президент Сооронбай Жээнбеков.

«Уважаемые соотечественники!

Уважаемые наши международные партнёры! Уважаемые руководители местной власти, предприниматели и представители гражданского общества! Мы собрались, чтобы провести общенациональный диалог, посвящённый вопросу развития регионов. В работе форума принимают участие руководители всех ветвей власти, представители бизнеса, гражданского общества и партнёрских организаций-доноров. Многие годы встреча такого формата не проводилась. Главные цели этого форума — обсуждение проблем, препятствующих развитию регионов, и определение путей их решения.

Очевидно, что без развития регионов невозможно достичь развития страны в целом. Вам хорошо известно, что в прошедшем 2018 году все наши основные усилия мы направили на развитие регионов. К сожалению, до сегодняшнего дня экономическая политика государства оставалась неспособной это обеспечить. К примеру, бюджетная, налоговая, денежная, кредитная политики не учитывали специфику регионов. Что, в свою очередь, привело к усилению внутренней миграции. В разы увеличилось количество переселенцев из отдалённых районов, в том числе с приграничных мест. Становится понятно, что вопрос поддержки села, а в особенности населения приграничных и отдалённых горных районов, практически равнозначен сохранению территориальной целостности страны. Поэтому я снова и снова поднимаю вопрос развития регионов и, как Президент, обращаю на это особое внимание. Такие понятия, как регион, сельская местность, село, должны крепко укорениться в сознании каждого чиновника. Из-за чего возникла необходимость развития регионов? Из-за потребности улучшения условий жизни людей, проживающих в сельской местности, создания новых рабочих мест, обеспечения занятости населения и прекращения миграционного потока.

После подписания мною соответствующего Указа начались масштабные работы по комплексному развитию регионов. Выполнено немало задач, направленных на создание благоприятной среды для развития. Остановлюсь на основных из них. В целях сокращения необоснованных проверок бизнеса введён мораторий сроком на два года на проверки государственными контролирующими органами. Новые предприятия на три года освобождены от проверок. Для стимулирования приоритетных секторов экономики внесён ряд изменений в налоговое законодательство. Местным предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, предоставлены льготы по НДС в размере 80%. Торгово-логистическим центрам, МТС и сельскохозяйственным кооперативам предусмотрены льготы по налогу на прибыль, НДС и налогу на имущество. Для повышения экспортного потенциала экономики создана новая лабораторная база по сертификации и стандартизации продукции. Промышленные предприятия, созданные в дотационных районах, освобождены от налога на прибыль, налога с продаж, земельного и имущественного налогов сроком от пяти до десяти лет. Предприниматели, занимающиеся импортом технологического оборудования, освобождены от таможенных пошлин. Рассматривается вопрос о снижении ставок социальных выплат с 2% до 12% для предприятий швейной отрасли. Постановление об этом приняло правительство, теперь надо принять специальный закон. Мы создали новый институт — институт бизнес-омбудсмена, призванный защищать интересы предпринимателей.

В 2018 году улучшилось финансирование экономической и социальной инфраструктуры регионов. На эти цели привлечены средства международных финансовых организаций и республиканского бюджета. В прошлом году «РСК Банк», «Айыл Банк», Кыргызско-Российский фонд развития при поддержке Гарантийного фонда предоставили кредиты и гарантии на общую сумму более 25 млрд. сомов, хотя мы ставили перед собой задачу довести эту сумму только до 20 млрд. сомов. Для увеличения количества новых предприятий в регионах Кыргызско-Российский фонд развития снизил порог прямого финансирования с $1 млн. до $200 тысяч. В результате в прошлом году количество профинансированных через него проектов в регионах увеличилось в 6 раз. Более 50% данных средств выделены перерабатывающей отрасли и агропромышленному комплексу. Кыргызско-Российский фонд развития начал открывать свои представительства в регионах, перестав считаться «элитным» фондом, работающим за закрытыми дверями. Он станет фондом, работающим в интересах начинающих предпринимателей и фермеров. В прошлом году во всех областях он открыл свои региональные консультационные центры.

В целях оказания финансовой поддержки развитию регионов реализованы льготные государственные программы кредитования. «РСК Банк» предоставил около 9 тысяч кредитов на общую сумму более 8 млрд. сомов. Их объём по регионам увеличился на 852 млн. сомов, или на 11%. В настоящее время 71% кредитов «РСК Банка» направляются в регионы. Самым отдалённым сёлам они предоставляются по самым низким ставкам — 12% годовых на 3 года, до 150 тысяч сомов. Для финансовой поддержки развития регионов реализованы государственные льготные программы кредитования. В прошлом году «Айыл Банк» выделил кредиты на общую сумму 13,2 млрд. сомов. Это на 2,5 млрд. сомов больше по сравнению с показателями предыдущего года. Их количество выросло примерно на 5 тысяч. В рамках программы «ФСХ-6» населению выдано более 11 300 сельскохозяйственных кредитов на общую сумму 5,6 млрд. сомов. Для последующих заёмщиков процентные ставки кредитов составили: для растениеводства и животноводства — 10% годовых, на переработку — 6%, на садоводство и развитие племенного хозяйства — 8% годовых. Кредитование по данным направлениям продолжится в этом году в рамках программы «ФСХ-7», а объёмы кредитования ещё увеличатся. Как вам известно, в 2016 году мы создали Государственный гарантийный фонд. Во время поездок по регионам многие инициативные жители в качестве основной проблемы для получения кредита обозначали отсутствие у них залогового имущества. И именно Гарантийный фонд помогает им решать эту проблему. Объём средств, выдаваемых им, увеличился в 3 раза, были предоставлены гарантии 656 проектам на 755 млн. сомов. Гарантийный фонд и банки-партнёры в два раза увеличили объём выданных кредитов, в результате выдано кредитов на сумму около 3 млрд. сомов. Этот показатель также увеличим, средства направим в регионы, в особенности в перерабатывающую отрасль. Руководитель Гарантийного фонда ездит по всем регионам, и мы видим, что дан хороший старт усилиям в данном направлении. Проводится работа и по укреплению финансовых основ развития местного самоуправления. Так, решено поэтапно передавать долю налога на прибыль в местные бюджеты. В 2019 году они дополнительно получат 2,1 млрд. сомов за счёт увеличения доли налога на прибыль из расчёта 50/50% на 70/30%. В республиканском бюджете отдельной статьёй предусмотрены 2 млрд. сомов для развития регионов. Этими средствами в первую очередь поддержим экспортоориентированные направления.

При реализации ирригационной программы мы ставим перед собой амбициозные цели. Требования высокие. Мы обязательно должны реализовать эту программу. В её рамках начнём комплексно решать вопросы, то создадим новые рабочие места, а это поспособствует уменьшению внутренней миграции. Согласно ирригационной программе, до 2026 года освоили более 65 тысяч гектаров новых орошаемых земель. Появятся новые населённые пункты и хозяйства и более 240 тысяч новых рабочих мест. Проекты программы поделены на 3 группы. В первую группу включены 14 объектов строительства, для которых уже определены источники финансирования. Это объекты, которые финансируются за счёт китайского гранта, кредита Исламского банка развития и республиканского бюджета. Во вторую группу входят 17 объектов, которые планируем построить за счёт инвесторов. В настоящее время переговоры по ним находятся на стадии завершения. Проекты первой и второй групп намечено реализовать до 2023 года. В их рамках сдадим в эксплуатацию 31 водохозяйственный объект на общую сумму 18 млрд. сомов. В результате появятся 27 тысяч гектаров новых орошаемых земель. Теперь Министерству сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации следует ускорить работу в данном направлении. Не стоит ограничиваться переговорами только с теми донорами, которые сами проявляют заинтересованность, и просто ждать, пока другие обратятся. Ищите партнёров, доноров. Нужно самим проявлять инициативу, надо работать. Следует активно реализовать проекты не только по ирригации, но и перерабатывающей промышленности.

Мы говорим, что Кыргызстан — страна чистой воды, но при этом половина населения в быту в ней нуждается. Если нет чистой воды, значит здоровье нации находится под угрозой. Если нет чистой воды, как станем развивать туризм? Ещё одна наша амбициозная цель — в ближайшие 5 лет все регионы Кыргызстана обеспечить чистой водой! В этой стратегии 650 населённых пунктов её получат. По вопросам финансирования идут переговоры с Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком, Исламским банком развития и Азиатским банком развития. Мы находим средства на реализацию этих проектов, теперь задача местной власти — эффективно и по назначению их использовать. В то же время надо обеспечить непрерывность функционирования системы чистой питьевой воды, доступность для каждого дома, каждой семьи. Нужно устанавливать счётчики и научиться экономно использовать воду. Уважаемые представители местной власти, вам следует создавать ассоциации и работать честно, без коррупции. Воры, делающие деньги за счёт питьевой воды, люди, запускающие руки в народные средства, никогда не преуспеют.

Ещё один злободневный вопрос в регионах — это состояние дорог. В прошлом году по республике мы построили 250 км дорог. Впредь в каждом районном центре ежегодно решено асфальтировать не менее 3 км дороги. На следующем этапе приступим к ремонту внутренних дорог айыльных аймаков.

В стране проводится судебно-правовая реформа. Народу донесена информация о её сути, вносимых изменениях. Самое главное — наказания за совершение преступления и за совершение проступка теперь отличаются. Наша цель — не обязательное заключение под стражу свернувшего с правильного пути гражданина, а возвращение его в общество через использование других видов наказания и перевоспитание. Это также станет задачей для местных руководителей. Дела в производстве прокуратуры и других силовых структур теперь не будут носить скрытый характер, исчезнет возможность по своему усмотрению открывать и закрывать дела. Через Единый реестр каждый гражданин получит доступ к ходу следствия, судебному процессу.

Вместе с судебной реформой мы осуществим и реформу правоохранительных органов. В прошлом году Министерство внутренних дел, сократив центральный аппарат, увеличило количество участковых инспекторов и инспекторов по делам несовершеннолетних на 125 человек. И в этом году МВД планирует увеличить количество этих сотрудников ещё на 300 человек. По количеству жителей есть норматив, согласно которому в городе на каждые 3,5 тысячи человек должен работать один участковый инспектор, а в сёлах — на 4,5 тысячи человек. Сегодня ситуация в разных регионах выглядит по-разному. Есть районы, где на одного инспектора приходится от 4,5 тысячи до 7,5-8 тысяч жителей. Мы приведём в порядок это соотношение.

Судебно-правовая реформа, необходимая для развития страны, очень нуждается в поддержке народа. Ни одну реформу нельзя реализовать без недостатков. Правительство и парламент работают над устранением недочётов и внесут соответствующие изменения. И мы должны твёрдо придерживаться выбранного направления. Самое главное — цель судебно-правовой реформы заключается в установлении справедливости, которую требует народ. Она направлена не на защиту судебной системы или интересов силовых структур, а на обеспечение защиты интересов простых граждан, интересов нашего народа.

Ещё одно из наших важнейших направлений деятельности — продолжение системной борьбы с коррупцией в стране на всех уровнях власти. Хотелось бы открыто сказать, что коррупция, как оказалось, пустила корни в нашей стране намного глубже, чем мы предполагали. Много фактов уже раскрыто, в ближайшее время раскроем ещё больше. Без очищения общества от коррупции нам не удастся вытащить страну из экономического болота. Борьба против неё только тогда становится эффективной, когда она пользуется поддержкой народа. В этих целях принят закон, предусматривающий защиту для гражданина, заявившего о коррупционных действиях, который уже вступил в силу. Борьба с коррупцией, требующая поддержки всего общества и усилий всех ветвей власти, продолжится. Уважаемые представители местной власти, вы не должны занимать пассивную позицию в качестве наблюдателя и обязаны оказывать всестороннюю помощь.

Подводя итоги, следует сказать, что предпринимаются все усилия, направленные на реализацию государственной политики по развитию регионов. В этом деле теперь решающую роль сыграют усилия, неустанный труд и чистые намерения в интересах народа представителей местной власти. Мне довелось долгие годы проработать в сельской местности. Не понаслышке знаю обо всех проблемах на местах. Внутренний потенциал здесь достаточно широк. Многие вопросы можно решить через мобилизацию населения. Пока не наблюдаются действенные усилия, нет инициативы. Вам следует стать инициативнее, активнее. Создание условий для населения, развития бизнеса, партнёрства с гражданским обществом, эффективное управление местными ресурсами и развитие районов и сёл зависят от вас самих.

Есть успешные примеры в деле развития регионов. Но пока они не приобрели повсеместный, системный характер. Безработица, коррупция, неэффективная деятельность государственных и местных органов власти — это основные проблемы, которые больше всего волнуют народ. Остановлюсь на некоторых проблемах. Уверен, что вы обсудите их на форуме и выработаете предложения по их решению.

Первое. В настоящее время отсутствует системная и единая политика по комплексному развитию районов. Не наблюдается тесного взаимодействия между государственными и районными органами власти. Министры не знают о насущных проблемах на местах. У них нет практики встреч с местным населением и обсуждения наболевших вопросов местного значения. Местная власть не имеет отношения к отраслевой политике. Методы управления территориями устарели, изжили себя, и уже не отвечают требованиям развития регионов. Некоторые вопросы, которые можно решать на местах, в отдельных случаях необоснованно доходят до уровня центральной власти. Большинство вопросов, которые население поднимает во время встреч со мной, находится в компетенции местных органов власти. Тогда почему наш народ вынужден обращаться по этим проблемам к центральной власти? Необходимо тщательно проанализировать эту ситуацию. В настоящее время соответствующая рабочая группа работает над укреплением института акимов. Надо ускорить процесс внесения изменений в законодательство. Эту работу следует проводить согласно требованиям развития района и увеличения местных доходов. Кроме этого, надо повысить профессиональный потенциал представителей местных органов власти, организовав специальные курсы повышения квалификации для руководителей сёл, районов. Они должны чётко понимать цели общереспубликанского, отраслевого и регионального развития и эффективно исполнять свои обязанности. Поэтому Государственная кадровая служба совместно с Государственной академией управления при Президенте должны проводить специальные курсы, такая задача уже поставлена перед ними.

В то же время надо разработать и утвердить критерии, определяющие результаты деятельности полномочных представителей правительства в регионах, акимов и местных органов самоуправления. Ещё одно обстоятельство — вопрос о необоснованных проверках деятельности местных органов власти. Сегодня Счётная палата превратилась в своего рода карательный орган. Это неправильно, мы должны помогать айыл окмоту и акимам, предоставляя консультационные услуги по правильному ведению расчётов.

Второе. Взаимодействие госорганов и местных органов власти с нашими партнёрами по развитию весьма слабое. Практически все области и крупные города-побратимы городов и областей других государств. Но эта возможность тоже не используется в полной мере. Для развития городов и областей следует искать партнёров, инвесторов, реализовать совместные бизнес-проекты. Ещё один момент: отсутствие должной координации донорской помощи снижает эффективность реализуемых проектов. У меня есть информация, что из-за этого у доноров появляются некоторые проблемы. Поэтому следует с особым вниманием отнестись к выступлениям наших партнёров и учитывать их мнения. Правила должны быть чёткие и ясные для всех — и для доноров, и для инвесторов, и для народа.

Надо прекратить хаотичное развитие регионов, и для координации этого процесса следует определить один госорган. Изменение системы управления регионами позволит ускорить реализацию инвестиционных проектов. Это жёсткое веление времени.

Всего существуют 120 нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местной власти. Все они — действующие законы и постановления. На самом деле, как показывает практика, местные руководители не всегда хорошо знают эти нормативные акты и не всегда их используют. Если вопрос координации развития регионов возложим на один госорган, немало работы появится в сфере улучшения законодательной базы. Думаю, пришло время разработать и принять кодекс по местному самоуправлению.

Третье. Местные органы самоуправления пока не в полной мере используют свои возможности. К примеру, местные предпосылки и потенциал не используются для создания благоприятной экономической среды и бизнес-климата для малого и среднего бизнеса. У нас немало успешных предпринимателей, находящихся за пределами страны или работающих в Кыргызстане, которые хотели бы внести свой вклад в экономику страны. Однако нет последовательной работы по мобилизации их возможностей.

Мы также должны научиться использовать возможности местных бизнесменов. Я встречался с крупными предпринимателями-меценатами и предложил им создать ассоциации для открытия производства на своей малой родине или же в других регионах. К примеру, одному предложил инвестировать в переработку кожи, другому — шерсти, ещё одному — в переработку хлопка. Следует использовать и другие возможности.

На средства, поступающие от разработки недр, созданы фонды по развитию регионов. Но и они используются неэффективно. Эти средства надо направить не только на социальные объекты, но и на перерабатывающую отрасль, приносящую стабильный доход и создающую новые рабочие места. Кроме этого, необходимо продолжить перенаправление финансовых средств в регионы, на финансирование экспортоориентированных предприятий. Национальный банк должен предложить коммерческим банкам стимулы для финансирования региональных проектов. Через внедрение цифровых технологий надо обеспечить доступность кредитов, чтобы они стали дешёвыми и предоставлялись в короткий срок без бюрократических проволочек. В настоящее время «Айыл Банк», «РСК Банк» оказывают поддержку региональным предпринимателям. Руководители коммерческих банков, вы также могли бы не оставаться сторонними наблюдателями, а как граждане этой страны принять участие в процессе развития регионов. Если хотя бы один коммерческий банк в каждом регионе поддержит по одному крупному проекту, то увеличится количество предприятий. Уверен, что в данном направлении вы в рамках закона начнёте работать совместно с Национальным банком.

Четвёртое. В регионах одним из серьёзных препятствий для бизнеса является подключение к инженерной инфраструктуре. Есть случаи, когда предприниматели вынуждены в течение полутора-двух лет проходить через процедуры согласования и получения разрешения. Это, конечно же, значительно увеличивает расходы бизнеса. Из-за отсутствия утверждённых генеральных планов населённых пунктов практически невозможно выделить производственные зоны для создания нового производства и расширения действующего. В своё время мы приняли программу, предусматривающую ежегодное выделение 50 млн. сомов на разработку генеральных планов сёл. Эту работу надо полностью завершить до 2025 года. Ещё один момент. Сложность процедур предоставления разрешительных документов на строительство и излишняя бюрократия порождают коррупцию на местах. Уважаемые представители местной власти, слишком много препятствий для получения инвесторами, бизнесменами разрешительных документов от учреждений архитектуры, энергетиков. Несмотря на наличие определённого Президентом направления, его поддержку, распоряжения и постановления правительства, вы ещё на начальном этапе работы препятствуете инвестору, надеясь на получение каких-то выгод. Вместо того чтобы создавать условия для желающих работать, вы, наоборот, норовите поставить ему подножку. У нас есть информация и анализы о том, кто из вас чем занимается.

Пятое. Отсутствие программы развития промышленности создаёт препятствия для размещения производства в регионах и привлечения инвестиций. Нет точных критериев отбора инвестиционных проектов предпринимателей в регионах, их приоритетности и финансирования. Локальные конфликты между инвесторами и местным населением демонстрируют отсутствие эффективной площадки взаимодействия. Эта проблема — результат отсутствия взаимодействия между соответствующим государственным комитетом и местной властью и должной работы с населением, что значительно снижает возможности по привлечению иностранных инвесторов. Думаю, правительство и местная власть должны незамедлительно приступить к решению данного вопроса.

Шестое. Важнейшим приоритетом развития регионов является использование современных IT-технологий. Через электронную систему «Тїндїк» 189 услуг переведём на цифровой формат. Таким образом, прекратится практика, когда население вынужденно ходит по инстанциям для получения различных справок или других документов. Нужную информацию теперь станет искать чиновник, а не гражданин. Устраним и бюрократические препятствия для оформления пенсии, получения единовременной выплаты на ребёнка — «балага сїйїнчї» и пособий. Ликвидируем человеческий фактор при оказании услуг, что позволит устранить коррупционные элементы. Платформу муниципального управления «Цифровой аймак» следует объединить с межведомственной электронной системой «Тїндїк» и ввести в эксплуатацию. 1 857 школ в республике или 86% подключены к Интернету. Остальные 245 школ планируется подключить до конца этого года. Это имеет важное значение для цифровизации регионов. Надо вести широкомасштабную разъяснительную работу среди широких слоёв населения, особенно в сельской местности, о преимуществах использования новых технологий. Представители местной власти, реализация политики цифровизации среди населения — ваша прямая обязанность.

Седьмое. Нужно улучшить качество предоставления образовательных услуг и услуг здравоохранения на местах. Обеспечение достойной жизни для граждан, сохранение их здоровья и предоставление качественного образования — наша основная задача. В этом году необходимо ввести в секторе образования и здравоохранения систему электронной оплаты услуг через использование цифровых технологий.

Действующую систему административно-территориального устройства следует привести в соответствие с требованиями сегодняшних экономических и социальных отношений. А также пересмотреть систему управления и провести административно-территориальную реформу, отвечающую развитию страны. В настоящее время уже проводится ряд реформ, которые надо завершить и после заняться административно-территориальным реформированием. Причём следует всё тщательно, всесторонне, не спеша продумать, взвесить все «за» и «против».

По данному вопросу уже создана соответствующая рабочая группа, которая рассматривает все поступающие предложения. Мы ждём их также и от вас.

Уважаемые руководители госадминистраций и местных органов власти! В этом году региональная политика государства направлена на то, чтобы развитие регионов реализовать параллельно с процессом цифровизации. Продолжится работа по укреплению специализации регионов, усилению их конкурентоспособности и государственной поддержки экспортоориентированных предприятий. Повышение уровня жизни и потенциала граждан в регионах остаётся приоритетной задачей государства на ближайшие годы. Она потребует участия государственного и муниципального управления, бизнеса, гражданского общества, международных партнёров и местного сообщества. Мы стремимся построить открытое общество без коррупции и повысить благосостояние всего народа. Жители городов и сёл в ближайшее время должны почувствовать результаты успехов в реализации государственной политики по развитию регионов.

Этот форум должен стать уникальной площадкой для ведения национального диалога по определению нужных системных изменений для развития регионов. Нам надо обсудить вышеобозначенные вопросы, определить основные направления развития и согласовать наши действия. Пользуясь моментом, выражаю глубокую признательность нашим партнёрам-донорам за оказываемую помощь. Желаю успехов работе форума, а участникам — крепкого здоровья и благополучия!

Пусть в стране всегда царят мир, стабильность и развитие!

С помощью Всевышнего пусть на благодатной кыргызской земле всегда будет согласие и мирное небо над головой!»

После выступления главы государства состоялась почётная церемония награждения глав региональных государственных администраций, руководителей органов местного самоуправления и предпринимателей, которым Президент торжественно вручил именные часы.

Затем модератор форума, первый вице-премьер правительства К. Боронов предоставил слово участникам форума. Об этом читайте в следующем номере газеты.

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.

Продолжение

1 thought on “Президент советуется со страной, или Как поймать ветер в паруса развития

Добавить комментарий