Main Menu

Такси, такси, вези, вези…

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Ежедневно на дороги Бишкека выезжают тысячи водителей, занимающихся частным извозом. Выезжают на свой страх и риск, впуская в салон авто незнакомцев и порой не зная, чем может закончиться очередная поездка. С чем сталкиваются в своей работе бишкекские «бомбилы», удалось услышать от случайного знакомого — водителя такси.

Я езжу на такси очень редко, при крайней необходимости, и такой случай как раз представился на днях — в спешке пришлось поймать такси на улице. Попалась обычная старая, видавшая виды иномарка. Водитель закурил и только потом спросил: «Вы не против?»

— Если я сейчас скажу «против», вы что, сигарету выбросите? — спросила я в ответ. — Об этом надо заранее спрашивать.

— За то время, что я таксую, насмотрелся на разных людей, — обиделся таксист. — Одних везёшь и чувствуешь себя личным водителем Путина — столько понтов! А с другими проще. Тут не угадаешь, вот и спрашиваю.

Слово за слово, и мы разговорились. Водитель (назовём его, например, Бакытом) таксует уже шестой год. Раньше работал арматурщиком на стройке в России, получил травму — неудачно упал с лестницы, пришлось вернуться домой в Бишкек. На заработанные тогда деньги купил машину, которая его сейчас и кормит.

— Так получилось, что деваться было некуда, вот и пошёл в такси, — рассказал он. — Думал, что поработаю пару месяцев и уйду, но до сих пор катаюсь. А что остаётся делать? У меня трое детей, надо их растить, обеспечивать. Нормальную работу в Бишкеке найти не могу — мне сорок лет и нет никакого образования. Права и те купил, знаете ведь, как у нас всё делается.

— Чем же в молодости занимались, почему учиться не пошли?

— Работал. Надо было родителям помогать, нас в семье было пятеро. Да и не задумывался в молодости о том, что дальше. Не думал, что так будет.

Сейчас очень жалею, что в своё время не учился в институте, не получил высшее образование. Мог бы, например, пойти учиться на юриста и сейчас работать в офисе. Недавно подвозил одного юриста, он сказал, что зарабатывает тысячу долларов в месяц! Вот это жизнь! А у меня…

Я пригляделась к водителю внимательнее, выглядел он намного старше сорока — виски седые и глубокие морщины вокруг глаз. Порой жизнь старит людей не по годам.

— А я днём и ночью за рулём, — продолжил Бакыт. — Машину приходится постоянно ремонтировать, она у меня старая, капризная — то одно «полетит», то другое. Самое тяжёлое время наступает, когда машина ломается. Я и езжу-то со страхом, жду, что вот-вот сейчас что-нибудь откажет, а в голове всегда мысль, что что-то может случиться.

Тут я невольно начала прислушиваться к шумам машины — может, стоит выйти и пересесть в другую? Спросила, не боится ли Бакыт за своих пассажиров.

— Боюсь, но что делать?.. Надо работать. Хотя в последнее время стал самих пассажиров бояться. Люди у нас совсем озверели. Недавно был случай, подсел ко мне пьяный мужик. Рассказывал всю дорогу, что едет к своей подруге в Бакай-Ата. Попросил позвонить с моего телефона, потому что у него села батарейка. Позвонил, они поругались. Едем дальше, вдруг она сама мне перезванивает. Просит не везти его к ней, потому что он, когда пьяный, дурной. А мы уже почти приехали, он обещал расплатиться по приезду. Я подумал, пусть сами разбираются, моё дело — довезти. Подъехали к дому, он за деньгами пошёл, я стою, жду. Вдруг из ворот выходит тот мужик с топором в руках и ко мне. Следом женщина бежит, кричит на всю улицу: «Помогите! Он нас всех убьёт!» Мужик сильно пьяный был, женщину жалко стало, я подумал, что справлюсь с ним. Изловчился, отобрал у него топор, повалил на землю. Но тут женщина начала уже на меня бросаться и кричать «Помогите! Байке убивают!» Дурдом какой-то! Я скорей в машину сел и уехал оттуда. Потом он мне на телефон каждый вечер пьяный звонил и угрожал.

— Не страшно после такого на работу выходить?

— Страшно, конечно, но выхода нет. Надо работать. Приходится рисковать. Но это ещё что… У моих знакомых таксистов, бывало, пассажиры и стёкла на ходу разбивали, и душить кидались. Но это, в основном, наркоманы и алкоголики, нормальный человек разве будет такое делать?

Для самообороны Бакыт возит с собой кусок трубы. Если что, с ним и ключ удобнее крутить, если колесо надо поменять, и себя можно защитить. Не самое надёжное оружие, но всё же лучше, чем ничего. Кроме «психов» и пьяных клиентов, есть ещё одна опасная для таксистов категория пассажиров — «кидалы». Такие попадаются часто.

— Сбегают, обманывают, не платят, — говорит Бакыт. — Если раньше так только самые дерзкие делали, то сейчас посмотришь — вроде порядочный человек, а тоже уйдёт за деньгами и не вернётся. Но чаще всего так молодые девушки делают. Не хотят платить и придумывают всякое.

— Предлагают расплатиться «натурой»?

— И это тоже. Но обычно это такие девушки, с которых не то что такую «плату» брать, смотреть противно. Пьяные, прокуренные… Называешь им цену за поездку, а они тебе: «Байке, может, как-нибудь договоримся?» Но с ними лучше не связываться. У знакомых таксистов были случаи, когда такие пассажирки потом в милицию заявляли, что их водитель изнасиловал. Я для таких случаев себе камеру в салон поставил, видите? — Бакыт показал на небольшой экран на передней панели. — Так что улыбнитесь, вас снимает скрытая камера!

Я смотрю на мигающий глаз видеокамеры, на изрядно выгоревшую на солнце переднюю панель, на потёртую обшивку сидений, на поношенную куртку таксиста. Мне почему-то совсем не смешно и улыбаться не хочется. Пока мы едем, мой водитель пару раз проскакивает перекрёстки практически на красный свет. Хотя я не говорила, что тороплюсь. Интересуюсь, откуда привычка нарушать, а как же «Безопасный город»?

— Ну, нарушаю иногда, немного, так, чтобы беды не натворить, — говорит таксист. — Все же нарушают. Если по правилам ездишь, на светофоре стоишь — сразу сигналят, мол, недовольные. А «Безопасный город» всё равно работать не будет, я так думаю. Вот я машину купил, а многие ездят по доверенности. Как их будут штрафовать? Я прописан у брата в селе, а живу в Бишкеке. Как меня будут штрафовать? Куда эти штрафы придут? И так половина Бишкека живёт.

По словам Бакыта, таксовать выгоднее по ночам и в плохую погоду — транспорта мало, клиенты платят, не торгуются. Одного такого он запомнил лучше всех.

— Молодой парень, только что приехал из России, с заработков, — рассказал Бакыт. — Попросил отвезти его отдохнуть и «расслабиться», за всё платил. Всю ночь мы с ним катались по кафешкам, по клубам… Под утро мне самому себе пришлось такси брать, чтоб до дома доехать. Весело было… И заплатил он мне тогда очень хорошо. Одно плохо — жена потом со мной неделю не разговаривала.

За шесть лет жена Бакыта так и не привыкла к его работе, а срок-то немалый. Интересуюсь, изменилось ли что-нибудь за это время в такси?

— Бессмысленно это всё стало, — ответил таксист. — Раньше работал, хватало, чтобы что-то откладывать, а сейчас одни убытки. Всё обесценилось. Шесть лет назад, если за ночь тысячу сомов зарабатывал, это были деньги, а сейчас что такое тысяча сомов? Даже один раз на базар сходить не хватит. А в последний год у людей достаток намного меньше стал, стали меньше зарабатывать. Раньше всё равно полегче было, чем сейчас. Грустно всё это, — сделал вывод Бакыт.

Мы доехали до места, разговорчивый таксист высадил меня возле дома. Уехал не сразу, а подождал немного, пока я зайду в подъезд. Мне вспомнился известный фильм «Брат», герой которого садится в такси в Москве и по дороге в аэропорт слушает жалобы таксиста на жизнь, а потом, прилетев в США, по дороге из аэропорта слушает точно такие же жалобы на жизнь, но уже от другого, американского таксиста. Вроде бы комичный эпизод, но что-то в этом есть — «бомбилы» везде одинаковые. Вот только там они ругают жизнь из вредности или по привычке, а у нас — от безысходности.

Марина ДУБОВЧЕНКО.

Фото из Интернета.






Добавить комментарий