Main Menu

На таких людях, как Майрам Юсупова, держится духовный мир

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Порой её величество природа щедро одаривает своего любимца умом, красотой, трудной, но интересной судьбой и приятным, но твёрдым характером. Среди них — Майрам Ажибековна Юсупова (1939-2015). Мягкая, нежная красота, аристократизм, тонкий вкус органически сочетались с её природным педагогическим даром, организаторскими и дипломатическими способностями, умением в каждом дуновении природы видеть прекрасное, одухотворённое, обрамлять себя и близких изяществом и красотой.

Её история жизни тесно связана с выдающимися людьми республики. После окончания Кыргызского государственного университета работала в лаборатории академика Константина Кузьмича Юдахина, знаменитого автора кыргызско-русского и русско-кыргызского словарей. Затем в Терминологической комиссии Академии наук под руководством известного учёного, академика Мусы Мырзапаязовича Адышева. В эти годы ею опубликовано несколько научных статей, свидетельствующих о её исследовательских способностях. Майрам Ажибековну рекомендуют в аспирантуру. Но в 1967 году судьба преподносит замечательный подарок: с супругом Ишенбаем Абдуразаковичем Абдуразаковым она переезжает в столицу Советского Союза — Москву. И. Абдуразакова руководство республики направляет на учёбу в Высшую дипломатическую школу при Министерстве иностранных дел СССР. После её окончания Ишенбая Абдуразаковича оставляют работать в центральном аппарате МИДа СССР. С этих пор Майрам Ажибековна окунулась в сложную, но весьма интересную жизнь дипломатов. В 1971 году Ишенбая Абдуразаковича командируют на работу в посольство СССР в Японии, а в 1975-1978 годы он — консул Генконсульства СССР в Саппоро. И так, с некоторыми перерывами, более чем в 20 лет, жизнь и деятельность четы Абдуразаковых-Юсуповых оказалась связана с Японией. Так как потом будут ещё две командировки — 1981-1986, 1990-1994 годы… В перерывах между ними Майрам Ажибековна занялась педагогической деятельностью. Три года она обучала кыргызскому языку студентов ВГИКа из мастерской знаменитого Алексея Баталова. В следующий приезд в 1988 году она блестяще защищает кандидатскую диссертацию по филологии в Институте языкознания Академии наук Казахской ССР. В командировках в Стране восходящего солнца Майрам Ажибековна постоянно чем-то занималась: работала в библиотеке посольства, налаживала творческие связи с художниками, деятелями культуры и искусства Японии, активно познавала японскую традиционную культуру. Внимательно знакомилась, изучала и занималась чайной церемонией, японскими танцами. Училась в школе икебаны «Согэцу». Все эти знания и обширные связи пригодились потом, когда она стала директором Кыргызского национального музея изобразительных искусств…. После приезда семьи из Японии в 1994 году в Кыргызстан Майрам Ажибековну пригласили в Бишкекский гуманитарный университет, где она два года преподавала японский язык. Работая со студентами, она учила их тонкостям японской культуры, значениям икебаны, чайной церемонии.

Её талант организатора, государственника особенно раскрылся на посту директора Кыргызского национального музея изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Здесь она проработала с 1996-го по 2008 год. Музей ожил, начали проводиться яркие презентации и выставки художников как Кыргызстана, так и зарубежные. В центре деятельности директора стояла задача — выход музея на международный уровень. Так, благодаря неустанному труду она стала «мостиком» кыргызско-японских культурных связей. В музее директор организовала выставку икебаны, совместно с деятелями культуры Японии демонстрировала традиционную чайную церемонию, проводились курсы оригами для детей, икебаны — для взрослых. В знак благодарности и почтения к ней японская сторона способствовала пополнению фондов музея произведениями японских художников. К примеру, работами великого мастера японской традиционной гравюры Натори Сюнсэн (1886-1960), работами известного мастера каллиграфии Рюсэки Моримото (1940-2017).

Майрам Юсупова организовала арт-клуб «Друзья музея», с которым проводила различные выставки, встречи, в свою очередь артклубовцы помогали директору в пополнении фонда музея. Начались удивительные по содержанию, привлекающие множество молодёжи, любителей культуры Ночи в музее. В дипломатическом дамском клубе она устраивала знакомство с самобытной культурой кыргызов, их традиционным прикладным искусством, духовными ценностями и традициями народа. Выход музея на международный уровень ознаменовался ещё и большим проектом, осуществлённым Майрам Ажибековной, — «Западно-восточные диалоги. Великий Шёлковый путь». Его цель — открытие новых возможностей Великого Шёлкового пути, культурного диалога между Востоком и Западом. Проект получил поддержку ЮНЕСКО, многих международных организаций. Кыргызстанский музей изобразительного искусства стал своеобразной лабораторией для творческих встреч и совместных проектов деятелей культуры Кыргызской Республики, Японии, США, Германии, Франции, Южной Кореи и других стран.

Майрам Ажибековна Юсупова являлась председателем Национального комитета ИКОМ — Международного совета музеев мира; как член Комиссии при Президенте Кыргызстана по увековечению памяти выдающихся деятелей республики, внесла вклад в восстановление исторической справедливости в отношении репрессированных личностей.

Пожалуй, одним из удивительных качеств этого талантливого человека можно считать не только её миссию Супруги, Матери, но и Сподвижницы, Друга, Соратника, Оберега выдающегося деятеля Кыргызской Республики, легендарного дипломата и мыслителя Ишенбая Абдуразаковича Абдуразакова. Благодаря самоотверженному решению всех экономических, хозяйственных вопросов, социально-культурных и традиционных общественных отношений она создала для Ишенбая Абдуразаковича великолепную обстановку и возможность спокойно работать, исследовать, читать лекции и участвовать во множестве как республиканских, так и международных форумов, конференций, круглых столов, трудиться на педагогическом поприще.

Жизнь и самоотверженная деятельность удивительной Личности — Майрам Ажибековны Юсуповой — пример для будущих поколений интеллигенции Кыргызстана. Именно на таких личностях держался и держится духовный и культурный мир нашего народа.

Ишенгуль БОЛДЖУРОВА,

профессор, доктор педагогических наук.

P.S. Сегодня в Национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева откроется вернисаж-выставка японского искусства, посвящённая 80-летнему юбилею Майрам Юсуповой.






Related News

Народ не забудет

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Кыргызстане готовятся к проведению 100-летия видного государственного и политического деятеля Турдакуна Усубалиева. Соответствующий указRead More

На том берегу далёкого странствия

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ эти дни  коллектив «Слова Кыргызстана»  и профессионалы архивного дела вспоминают Нину Александровну Величко — Read More

Добавить комментарий