Только прозрачная работа судебной системы установит в стране справедливость, укрепит доверие народа к власти

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Вчера в Бишкеке начал свою работу XI курултай судей Кыргызской Республики. На его открытии с речью выступил Президент Сооронбай Жээнбеков.

«Уважаемые участники XI курултая судей Кыргызской Республики!

Данный курултай — очень важное событие не только для судебной системы, но и для всей страны. Наш личный опыт показал, что без независимой и самостоятельной судебной системы невозможно построить развитое государство. Только справедливая и прозрачная работа судебной системы позволит установить в стране справедливость, укрепить доверие народа к власти. Отношение наших граждан, зарубежных партнёров, инвесторов к власти прежде всего зависит от судей и правоохранительных органов.

Реализация серьёзных реформ в стране упирается в обеспечение справедливой работы судебной системы. Есть случаи, когда ряд хороших начинаний приостановили из-за несправедливости судей. Безусловно, общественность требует и продолжит требовать изменить такую ситуацию. В связи с этим мы решительно проведём судебно-правовую реформу. С 1 января 2019 года мы начали жить по нормам новых кодексов и законов. Не обошлось без сопротивления, саботажа тех, кто привык жить по старинке. И сейчас процесс перехода страны на новое правовое пространство сопровождается отдельными препятствиями.

На этом курултае присутствуют судьи всех инстанций. На вас лежит огромная ответственность перед народом. В новых законах намного расширены полномочия судей. Теперь вы обязаны усилить требования к следователям, прокурорам, адвокатам для их чёткого и единого исполнения законов. Ещё раз предупреждаю, что судьи не должны быть причиной задержки реализации реформы. У нас нет другого пути, нам следует довести до конца начатую реформу, и мы не свернём с нашего курса.

Всякая реформа сопровождается трудностями.

Мы впервые осуществляем такую непростую реформу. Безусловно, появятся отдельные недостатки, недоработки. Чтобы не допустить этого, надо принимать правильные решения. Необходимо устранять противоречия, правильно применять законы, проводить разъяснительную работу. Многие вопросы решаются не путем внесений изменений в законы, правильной организацией разъяснительной работы. Прошу Верховный суд решать вопросы, которые возникают в ходе применения кодексов, законов, оперативно, без промедления. Нельзя допускать, чтобы возникало много вопросов из-за плохой организации работ по осуществлению реформы. При возникновении каких-либо вопросов судьям, прокурорам, специалистам Министерства внутренних дел, Государственного комитета национальной безопасности, Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями следует решать их оперативно совместно с экспертами, которые разрабатывали кодексы. Все вы должны работать в одном направлении, без перетягивания одеяла на себя.

Сейчас Жогорку Кенеш, правительство, учитывая мнение общественности, совершенствуют законы. Эту работу надо продолжать.

Цель судебно-правовой реформы — реформирование не только работы судей, но и всей правоохранительной системы. Потому что качество правосудия во многом зависит от деятельности силовых органов. Для соблюдения прав человека работу правоохранительных органов нужно в корне изменить в соответствии с требованиями жизни.

Названные реформы — это дело не только судей, это общее государственное дело. Жогорку Кенеш, правительство и общественность поддерживают этот процесс. Правительству необходимо ускорить осуществление реформы.

До настоящего времени принимались все меры по финансированию судебной системы и укреплению её материально-технической базы, и в дальнейшем такая поддержка продолжится. С каждым годом увеличивается объём выделяемых средств из республиканского бюджета для судебной системы. В 2018 году выделен 1 млрд. 555 млн. 958 тыс. 200 сомов, это на 14,4% больше, чем в 2017-м. А на 2019 год предусмотрено 2 млрд. 154 млн. 617 тыс. 100 сомов, по сравнению с 2018-м рост бюджета составил 38,5%.

В мае 2018 года на заседании Совета по судебной реформе представитель судебной системы на мой вопрос: «Что необходимо для проведения реформы?» ответил: «Политическая воля и финансирование».

Есть политическая воля. Есть и средства. Несмотря на то что в стране есть потребность финансирования других сфер, для судебной системы выделяется достаточно средств. И учителя, медики, представители других сфер нуждаются в увеличении заработной платы. Их заработную плату увеличить, когда в стране начнётся подъём экономики, а судебная власть станет справедливой. Всё тесно взаимосвязано. Учитывая это обстоятельство, мы отдали приоритет судебной системе. Но пока от вас нет соответствующей отдачи.

Пользуясь случаем, обращаюсь к уважаемым соотечественникам, представителям местных властей, всем кыргызстанцам. Обновление судебно-правовой сферы — неотъемлемая часть развития страны. Сейчас мы приводим судебную систему в соответствие с требованиями народа. Заработали новые нормы в области проступков, и мы вышли на новый уровень в сфере защиты прав и свобод граждан. С 1 января заработал институт судебных следователей, Единый реестр преступлений и проступков, институт пробации. Чем выше уровень юридической грамотности нашего народа, чем больше он поддерживает эти изменения, тем легче проводить реформу.

Уважаемые судьи!

Сегодня на своём курултае вы определите основные направления деятельности судей в новом правовом пространстве. В связи с этим обозначу задачи на перспективу и приоритетные направления вашей деятельности. Во-первых, это, безусловно, обеспечение верховенства закона в судебных органах и борьба против коррупции. В настоящее время в судебной системе, как и прежде, встречаются факты судебных ошибок, нарушение законов и этики судей. Я далёк от мысли, что все вы плохо работаете, но, как говорится, бочку мёда портит ложка дёгтя, и среди вас немало отдельных личностей, не достойных носить высокое звание «судья». Их действиями недовольна общественность, граждане. Очень жаль, когда представители ветви власти, которые обязаны защищать закон, сами идут на незаконные поступки. Как пример можно привести последние факты, которые бросают тень на всю судебную систему.

Есть отдельные случаи, когда судьи, преследуя личные корыстные цели, закрывают глаза на тяжесть действий преступника, смягчают ответственность, искажают преступные действия. Некоторые судьи принимали решения, направленные на захват объектов недвижимого имущества иностранных граждан. Кроме того, отдельные судьи допускали грубые нарушения при рассмотрении уголовных дел, связанных с наркотическими веществами.

В частности, отдельные судьи Ошской области смягчили действия и применили амнистию в отношении иностранного преступника, которого задержали с 14 кг гашиша. Позже на основе протеста прокуратуры решение судебных инстанций было отменено, уголовное дело рассматривается заново. В настоящее время в отношении этих судей возбуждены уголовные дела, проводится расследование.

Кроме того, недавно я возвратил Совету по отбору судей дело кандидата на должность судьи, который рассматривал такие уголовные дела. Он в своё время приостановил уголовное дело человека, задержанного с 27 килограммами героина и 5 килограммами гашиша, отправил его на пересмотр в районный суд.

Как это можно понять?

Наркомания — это проблема не только Кыргызстана, но и всего мира. Преступления, связанные с наркотиками, входят в категорию тяжких, угрожающих здоровью нации, её будущему. Поэтому действие судов, принявших подобное решение, — это действие, направленное против национальных интересов.

Всем известно ещё одно плачевное явление — многие дела рассматриваются долго, а иногда годами. В мой адрес поступает очень много жалоб о фактах неоправданного затягивания сроков рассмотрения дел. Таким образом, судьи сами допускают бюрократию и волокиту в судебных делах.

К примеру, о фактах беспричинного затягивания сроков рассмотрения судебных дел я говорил и в декабре 2018 года на втором заседании Совета по судебной реформе. тогда я привёл в пример судебное дело гражданина, рассмотрение которого длилось с 2013 года по сегодняшний день. Это дело 4 раза рассматривалось в Верховном суде, во всех четырёх случаях решения по сути не принималось и дело отправлялось на повторное рассмотрение.

Ещё один пример. Возьмём уголовное дело, по которому преступник, выстрелив в человека, сделал его инвалидом. Пока не стану называть имена. Это уголовное дело возбуждено в 2005 году. С тех пор в порядке надзора это дело 7 раз рассматривалось Верховным судом. Он по итогам этого семикратного рассмотрения, не принимая окончательного решения, перекладывал ответственность на местный суд.

В мой адрес поступило обращение от человека, судебное дело которого рассматривается уже восьмой год, а окончательного решения суда до сих пор нет. Это уголовное дело возбудили ещё в 2011 году. До сегодняшнего дня Верховный суд дважды отменял решения местных судов и отправлял дело на новое рассмотрение. А окончательного решения по нему до сих пор нет. Возможно, его вновь рассмотрит Верховный суд.

Подобных случаев, когда Верховный суд вновь и вновь рассматривает одно и то же судебное дело, очень много. Поскольку здесь речь идёт о судьбе человека, я считаю, что обязательно надо принимать решение. В будущем Верховный суд должен продолжить реформу системы, не рассматривать дела, как и местные суды, и признать основной своей миссией обобщение судебной практики и усиление работы пленума.

Часто встречаются факты, когда выносится несправедливое решение. В 2016-2018 годах за нарушение закона освобождены от работы 10 судей, а 26 привлечены к дисциплинарной ответственности. По десяти судьям Совет судей или Дисциплинарная комиссия дали согласие на привлечение их к уголовной ответственности. Незаконные решения судов отрицательно влияют на судьбы людей, развитие страны и безопасность будущих поколений.

Мы должны поставить точку в этих явлениях.

Изменились времена, изменилась страна. Вы, представители судебной власти, должны понять это. У нас открытое общество. Неблаговидне дела очень быстро становятся общим достоянием.

Второе. Пока не налажена кадровая политика в судебной системе. Кадровый потенциал должен быть на высоком уровне. В дальнейшем следует повышать качество подбора на вакантные места судей. Считаю, следует ужесточить порядок отбора кандидатов и впредь не допускать назначения на должность судей неграмотных и нечистоплотных людей.

В 2018 году Совет по отбору судей направил на моё имя предложения по 88 кандидатам для назначения на должности судей Верховного суда, его Конституционной палаты и местных судов. Из них представления на 32 кандидатуры возвращены. Это говорит о том, что Совет по отбору судей не соблюдает предъявляемых к его работе требований, при отборе кандидатов на должности судей ставку делает не на профессионализм будущих судей, а на какие-то другие критерии.

Уважаемые члены Совета по отбору судей!

Вы выбираете не только судей. Не забывайте, что ваш выбор влияет на судьбы многих людей, целого государства.

Третье. Это обеспечение доступности правосудия для широких слоёв граждан. Цифровизация работы судов станет большим подспорьем в этом деле. Цифровизация становится синонимом защиты прав граждан и эффективности работы судов. А всё потому, что широкое применение цифровых технологий создаёт более эффективные, чем ранее, условия для защиты конституционных прав граждан, уменьшает коррупцию. Улучшает доступность правосудия для всех граждан, особенно для уязвимых слоёв населения.

Цифровизация, как известно, — это документооборот без бумаги. Сегодня всё судебное производство, документооборот, обмен письмами осуществляются в бумажном формате, и на их перепечатывание расходуем тонны бумаги. Рассмотрение дел также проводится в бумажном варианте. На поиски необходимых документов уходит несколько дней. Запросы в ГРС об аресте имущества или в МВД — об обеспечении явки свидетелей на судебные процессы готовятся в бумажном формате. Иногда переписка идёт годами. Значит, и судебные процессы проводятся годами, нарушаются сроки рассмотрения дел. Нет ничего сложного, чтобы перевести всё это в электронный формат.

Для того чтобы ускорить цифровизацию, должны измениться сами судьи. Большинство из них не хотят работать на компьютере, они привыкли к бумаге и ручке. По старой привычке на них работают секретари, помощники. Нам нужны современные «цифровые судьи». Компьютерная грамотность должна стать частью профессиональной компетентности судей. Это надо делать в ближайшее время и быстро, мы уже опаздываем. Надеюсь, что руководство судебной системы покажет пример в этом деле, и всю деятельность судей переведут в электронный формат. Времени мало. Мы обязаны завершить такой перевод.

К примеру, в Казахстане 91 процент гражданских исков подаются в электронном формате. Надо обеспечить все суды системами видеосвязи, это позволит наблюдать за судебными процессами на расстоянии. Показ хода судебных заседаний в режиме онлайн открывает дорогу к принятию судьями справедливых решений. Это повысит доверие граждан к судебной власти. С внедрением автоматизированной информационной системы судов сможем создать государственный реестр судебных актов. В него войдёт весь оцифрованный архив.

Эти и другие практические меры, их реализация напрямую связаны с программой развития судебной системы Кыргызской Республики на 2019-2023 годы. Правительство и Совет по отбору судей слишком затянули с разработкой этой программы. Правительству следует доработать данную программу и быстрее внести на рассмотрение Жогорку Кенеша.

Четвёртое. Надо внедрить новые порядок и правила уголовного правосудия. В них предусмотрены новые компетенции судов, в том числе новый упрощённый порядок судебного производства. Расширены рамки полномочных прав судей и судебного контроля в ходе досудебных и судебных разбирательств. Внедрён институт следственных судей, теперь повышена их роль в контроле досудебного производства. Введение подтверждений свидетельских показаний, или депонирование, понятия допроса свидетелей на расстоянии поставят заслон необоснованному переносу судебных заседаний и затягиванию дел.

Наряду с этим необходимо развивать судебную систему. Здесь стоит вопрос об эффективной системе административной юстиции. Надо вновь организовать межрайонные суды и вместе с тем реализовать возможность создания административных судов на их базе.

Остановлюсь и на вопросе создания суда присяжных. Соответствующий закон принят ещё в 2009 году, но его реализация, по подсчётам правительства, требует изыскания немалых средств. Вследствие этого по предложению правительства парламент перенёс сроки его исполнения на начало 2015-го, а затем до 2020 года. И на сегодня у госорганов нет твёрдой уверенности, что это можно реализовать. Учитывая это обстоятельство, тщательно проанализировав ситуацию, для нахождения оптимального варианта, считаю, что будет правильным создать рабочую группу с участием правозащитников и других экспертов.

В-пятых, достижение единообразности судебного опыта, который полностью станет находиться в компетенции Верховного суда и его пленума. Должен быть единый судебный опыт. В связи с этим создание судебного опыта и обеспечение единообразности толкования законов — одна из приоритетных задач Верховного суда. Очень важна эта работа особенно при единообразном использовании новых кодексов и законов. Чтобы выполнить эту задачу, надо повысить профессионализм судейского корпуса.

В-шестых, в стране нужно укрепить благоприятный инвестиционный климат. Это одна из самых важных задач экономической политики нашего государства. Вы знаете, что инвестиционная привлекательность зависит от многих факторов. Несомненно, один из основных — это безупречная и эффективная национальная судебная система. Независимый и справедливый суд — основа деятельности каждого государства. Без этого ни одна страна не сможет успешно развиваться и создать благоприятный инвестиционный климат.

Поэтому в целях создания в стране благоприятного инвестиционного климата, защиты законных интересов инвесторов в рассмотрении дел экономического характера от судов требуется справедливое, профессиональное отношение.

Уважаемые судьи!

На курултае вы рассмотрите проблемные вопросы борьбы с коррупцией, этического поведения судей, повышеия их ответственности. Судья должен сохранять на высоком уровне морально-этические требования и на службе, и в повседневной жизни. Судье следует по умолчанию принимать ограничения, прописанные в этических стандартах поведения судей. Только за 2018 год приняты решения об освобождении от должностей нескольких судей за небезупречное поведение. Уверен, что судьи извлекут из этого соответствующие уроки. Процесс очищения от судей, бросивших тень на судебную систему, продолжится.

Все судьи должны ценить свой высокий статус и глубоко понимать, что вместе с большими полномочиями на них возложена большая ответственность. Само слово «судья» должно стоять наряду с такими понятиями, как справедливость, честность, культура. Нет места в судебной системе человеку, который не придерживается этих понятий! Самое главное, надо бояться Закона и Всевышнего! Надо иметь совесть. В связи с этим всем, кто сидит в этом зале, расскажу пример из хадисов.

Пророк сказал: «Суд бывает трёх видов. Два — в аду, один — в раю. Если судья вынесет справедливое и правдивое решение, то его место в раю. А те, кто выносят приговор, не разобравшись в деле, или, зная правду, выносят несправедливое решение, то их ожидает ад».

Уважаемые участники курултая!

На курултае вы изберёте новый состав Совета судей. К сожалению, нынешний состав не смог показать эффективную работу. Для её активизации по всем направлениям, уверен, новый состав извлечёт уроки из этого опыта. Верю, что следующий совет, чтобы улучшить качество правосудия, не допустит вынесения несправедливых решений. Также необходимо не допускать вмешательства в процесс правосудия и давления на суд. Здесь Совету судей надо на соответствующем уровне выполнять свой конституционный долг по защите прав судей и их законных интересов.

Уважаемые судьи!

Обеспечение правосудия имеет прямое, важное влияние на развитие страны. Способствует благоприятному инвестиционному климату, росту экономики и благополучной жизни каждого кыргызстанца. Только когда судьи сами окажутся заинтересованы в реформах, направленных на защиту интересов судебно-правовой сферы, прав и свобод граждан, мы сможем достичь успеха. Поэтому судебно-правовая реформа не может остаться на бумаге, наши граждане в своей повседневной жизни реально должны чувствовать, что судебная система работает справедливо, судьи честно рассматривают дела.

Уважаемые участники курултая!

Конечно же, есть добросовестные судьи, и их большинство, которые преданны своему делу, неравнодушны к судьбе каждого гражданина, выносят честные, справедливые решения. Мы хотим, чтобы их было ещё больше. Я выражаю признательность судьям, судебным работникам и ветеранам судебной системы, работающим честно. Мы приложим все усилия, чтобы установить справедливую судебную систему.

Поздравляю всех вас с недавно прошедшим праздником — Днём работников судебной системы Кыргызской Республики. Желаю вам крепкого здоровья, справедливости, успехов в ответственной деятельности.

Пусть Всевышний хранит наш Кыргызстан и дарует народу согласие и мир!»

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.

Добавить комментарий