Стрит-арт — искусство, идущее в массы

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Рисовать на стенах всегда считалось занятием чуть ли не хулиганским. Бдительные граждане и особенно пенсионерки гоняли детвору за то, что те «марают» стены подъездов и многоэтажек. Но всё меняется, и сегодня рисовать на стенах стало если не профессией, то призванием, призванием превращать унылую городскую среду в доброжелательный и радостный мир.

Это о художниках стрит-арта. В Кыргызстане такое художественное явление появилось не так давно, но тем не менее оно уже заметно. В Бишкеке создаётся всё больше объектов, где можно лицезреть образцы современного уличного искусства.

Бишкек. Работа Basicolors
Бишкек. Работа Basicolors

Если исследовать, с каких времён появилось подобное направление, то надо вспомнить, что привычка украшать стены пещер сложилась ещё у наших первобытных предков. Именно благодаря живописцам каменного века историки узнали очень много о том, чем и как жил тогда человек. С удовольствием оставляли записи на стенах и люди последующих веков. Например, древние римляне тоже не прочь были излить душу, оставить политический призыв или даже сплетню на общественных зданиях. Опять же для историков, работающих на местах археологических раскопок, это ценнейший материал для изучения повседневного быта жителей великой империи. Фрески — ещё один жанр живописи, который можно отнести к настенной. Росписи водяной краской делались по сырой штукатурке. Самая знаменитая фреска принадлежит Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Ну а современный стрит-арт получил развитие из такого жанра уличного искусства, как граффити. Граффити — это значки или шрифты. По-разному оценивают специалисты, занимающиеся изучением современной культуры, и время, и страны, где зародился такой тип «художества». Но как массовое явление оно сложилось в Нью-Йорке. Долгое время к неформальной культуре относились с опаской из-за того, что многие уличные банды условными значками-граффити метили свои территории. Поэтому городские власти и полиция ассоциировали уличных художников с преступниками и нарушителями.

Бишкек. Работа Basicolors
Бишкек. Работа Basicolors

Изображениями первых авторов граффити стали «теги» — надписи с псевдонимами, оставляемые на стенах, заборах, вагонах. Особо славились изображения, написанные в труднодоступных местах: например, на большой высоте или на охраняемых территориях. Популярность автора определялась количеством отметок по всему городу. Особенно страдало от действий уличных хулиганов нью-йоркское метро. Соревнуясь между собой, подростки аэрозолями расписывали внутренние и внешние стены вагонов, так что службы просто не успевали очищать поверхности. В конце 1970-х годов, когда поклонники андеграунда распоясались вовсю, управление метро поставило целью изжить их искусство: укреплялись заборы и ограждения депо, а также массовому уничтожению подвергались сами изображения.

Но к этому времени к граффити появилось отношение как к новому виду изобразительного искусства. О наиболее талантливых художниках стали снимать документальные фильмы, писать статьи в газетах, их работы появлялись в художественных галереях. А их творческий посыл успел найти не только поклонников, но и последователей в Европе. Понимая, что бороться с явлением невозможно, власти городов стали предоставлять неформалам уголки и участки для творческого периода выплеска. В СССР, не считая периода своего богатого «заборного» художества, граффити проникли в середине 80-х годах прошлого века. Кстати, в Бишкеке с 1990-х годов на стенах домов и в переходах стали периодически появляться очень странные и не всегда понятные для непосвящённых надписи и рисунки. У нас эта неформальная культура широкого распространения не нашла. То ли исполнители подкачали, то ли общество, ещё больше советское, воспитанное на высоких стандартах реалистической живописи, просто не увидело в этом стиле искусства. Чего не скажешь о стрит-арте.

Со временем в граффити-движение стали приходить люди с художественным вкусом, иным пониманием уличного искусства, они-то и положили начало стрит-арту. Как очень хорошо объясняется в одной из статей, посвящённой этой теме: «Отличие состоит в том, что граффити — это надписи и рисунки, сделанные баллончиками, а стрит-арт — это трафареты, инсталляции и коллажи на улицах города. Как правило, стрит-арт очень органично вписывается в окружающую среду».

Сегодня очень яркие картины, порой высотой в многоэтажную стену здания или небольшие миниатюрки на фасаде, можно увидеть по всему миру. Крупные и малые города поддерживают и помогают мастерам стрит-арта украсить лаконичный урбанистический пейзаж. Например, в Южной Америке славится этим Бразилия и, в частности, город Сан-Паулу. Берлин называют столицей стрит-арта, а остатки берлинской стены городские власти отдали райтерам, так называют граффити-художников. Теперь на месте бывшей границы более ста отдельных работ. Жители Белграда гордятся 20-метровым чёрно-белым изображением Богородицы. Это «Святая Белграда» французского художника Гийома Алби. А в Киеве есть огромный портрет известной поэтессы Леси Украинки, созданный художником из Австралии Гвидо Ван Хелтеном. В Питере есть единственный в мире Музей уличного искусства.

С настенными картинами порой связано немало забавных историй. Так, в одном из городов России давно не ремонтировавшийся подъезд украсили в стиле стрит-арта. Это почему-то очень возмутило руководство ЖЭКа, всё это время не обращавшего внимания на непрезентабельность подъезда. Домоуправление, наконец, выделило средства и закрасило живопись. Правда, жители дома стали счищать краску, чтобы вернуть в свой подъезд праздник.

Стрит-арт в стиле 3D
Стрит-арт в стиле 3D

Последнее время Бишкек также включается в это движение. У нас реализовывался проект «Я люблю Бишкек», проходил фестиваль уличных художников. Так стали появляться большие знаковые картины. Создались даже постоянно работающие содружества таких художников — стрит-арт-группа DOXA и граффити-художники Basicolors. Очень приятно, что работы отечественных райтеров отличаются эстетикой, особым смыслом, заложенным в них. Как мне кажется, одной из первых стрит-арт-картин, которая изменила отношение бишкекчан к такому неформальному виду искусства, стала стилизация знаменитой картины С. Чуйкова «Дочь Советской Киргизии» на стене столичной школы №12.

Сегодня образцы уличной живописи можно увидеть на стенах жилых домов в микрорайонах, на гаражах, общественных зданиях, например на фасаде Кыргызского государственного музыкального училища им. Куренкеева, на стенах бассейна Дворца спорта. У нас есть даже граффити-галерея под открытым небом, что проходит по улицам Льва Толстого и Панфилова.

Во время подготовки этого материала мне пришла мысль: стрит-арт — прекрасная возможность приобщения общества к изобразительному искусству. Увы, люди перестали ходить в музеи, и вот художники нашли способ выйти к зрителю и расплескали краски и идеи на стенах, чтобы мы вновь вернулись к миру прекрасного.

Дмитрий ОЗЕРОВ.

Фото из Интернета и со страниц в Фейсбуке группы DOXA и граффити-художников Basicolors.

Добавить комментарий