Кадры решают всё

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Заметки о Кыргызском национальном университете им. К. И. Скрябина

Продовольствие, как знают все, за исключением, возможно, наивного городского ребёнка, производят простые крестьяне. Для эффективного, самодостаточного производства они нуждаются в современных технологиях получения и переработки сельхозпродукции, которые могут предоставить им грамотные агрономы, зоотехники, ветеринары и т. д. и т. п.

Многократно в своих научных, публичных статьях и выступлениях я писал и говорил, что обеспечение продовольственной безопасности численно растущего населения чрезвычайно важная, ключевая задача государств Средней Азии в ХХI веке. Особенно в связи с глобальным изменением климата и связанным с этим процессом неизбежным катастрофическим дефицитом водных ресурсов в засушливом регионе. Видимо, поэтому мой коллега, ректор Кыргызского национального аграрного университета им. К. И. Скрябина, член-корреспондент НАН, профессор Рысбек Нургазиев пригласил меня посетить университет. Лично он сам, проректоры: по учебной работе — профессор А. Иргашев, по научной работе — профессор Т. Чортонбаев радушно встретили меня и устроили впечатляющую экскурсию по всем этажам университета, начиная с подвальных оздоровительно-спортивных залов. В недалёком прошлом я несколько раз по разным общественным делам посещал этот университет. Тогда он ничем не отличался от множества других, испытавших последствия постсоветской разрухи и не сумевших оправиться. То, что я увидел, приятно впечатлило.

Обсуждение результатов лабораторных исследований по вирусологии
Обсуждение результатов лабораторных исследований по вирусологии

Во-первых, всё здание — аудитории, конференц-зал и прочие помещения — с большим дизайнерским вкусом отремонтировано в стандарте «евро» и обставлено удобной современной мебелью. Например, таких кресел, как в большом конференц-зале, нет даже в филармонии, академическом оперном зале и других республиканского значения помещениях. В аудиториях установлены современные средства интерактивного обучения. Есть большая современная библиотека, замечательные музеи, посвящённые знаменитым выпускникам университета, и многое другое. В университете работают 29 докторов и 93 кандидата наук. На мой недоумённый вопрос, откуда такие огромные деньги на всё это великолепие, получил ответ: всё за счёт выигранных грантов и тесного сотрудничества с Всемирным банком, организациями ООН, Всемирным фондом окружающей среды (GEF), Японским агентством международного сотрудничества, университетами КНР и многими другими организациями и исследовательскими центрами Европы, Азии. Коротко говоря, создана максимально благоприятная обстановка для получения знаний, и это, несомненно, — необходимое условие.

Профессор Р. З. Нургазиев во время обсуждения научных исследований
Профессор Р. З. Нургазиев во время обсуждения научных исследований

Но больше всего в концепции образовательного процесса университета меня обрадовала её направленность на овладение будущими специалистами навыками и умениями в применении фундаментальных теоретических знаний на практике — ахиллесовой пяты некогда передового советского образования. Ещё одно, на что я обратил внимание. Ректор во время проведения для меня презентации, обращаясь к студентам, подчёркивал важность изучения в первую очередь русского языка. Он абсолютно прав. На сегодняшний день образование, наука в нашей республике — это ветви на могучем древе русской науки и останутся таковыми в ближайшем будущем. Ведь в истории кыргызов не существовало науки, как системы познания законов природы и применения их в жизненной практике. К достижениям мировой цивилизации мы приобщились через русский язык, который, между прочим, развивался и обогащался, помимо немецкого, французского, английского, и тюркскими (кыргызским) языками. Надо подчеркнуть: значение квалифицированных кадров для аграрного сектора республики чётко осознавалось с самого начала и развития Киргизского сельскохозяйственного института им. К. И. Скрябина (так именовался он до 1996 года), создание инфраструктуры, студенческих общежитий, учебно-производственных хозяйств рассматривалось как важнейшая государственная задача. И многие ректоры института по возможности ресурсов государства вносили определённый вклад в его сохранение и развитие.

Возрождение единственного аграрного вуза республики после постсоветской разрухи Кыргызстана началось в 2010 году, когда ректором университета назначили члена-корреспондента НАН профессора Р. Нургазиева. Масштабы преобразований впечатляют как в части материально-технического обеспечения, так и в образовательном и научно-исследовательском контенте. В частности меня, как научного работника, очень порадовало, что первостепенное внимание придаётся оснащению лабораторий академии современным научным оборудованием, ибо аксиома — современная наука не может и не будет функционировать без него. Также невозможно провести корректную оценку состояния и качества сельскохозяйственных земель (актуальнейшая проблема землепользования в республике) без научного оборудования. Ближайшая цель — преобразовать Аграрную академию в учебно-научно-производственный комплекс. Для этого на одном из полигонов Аграрной академии уже строится единственный реально действующий в стране Технопарк. Уверен, что эту цель удастся успешно достигнуть, а правительство и Министерство сельского хозяйства, будем надеяться, всемерно помогут в контексте выполнения Указа Президента о развитии регионов. Меня могут спросить, почему это краткое эссе посвящено только Аграрному университету? Есть ещё два-три университета, достигшие таких же успехов. Повторюсь, Кыргызский национальный университет им. К. И. Скрябина — единственный, который готовит квалифицированные кадры для сельского хозяйства — отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность страны.

Кулубек БОКОНБАЕВ,

член-корреспондент НАН КР, профессор.

Добавить комментарий