Поднялся рейтинг Кыргызстана. Встреча с журналистами

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В агентстве «Кабар» состоялась пресс-конференция с участием заместителя министра экономики Автандила Алыбаева по основным показателям социально-экономического развития республики за январь-декабрь 2018 года и январь 2019-го.

Как отметил замминистра, развитие национальной экономики в течение 2018 года происходило в условиях сохранения неоднозначной ситуации во внешней среде: сохранение геополитических рисков, нестабильность на финансовых рынках, «торговые войны», волатильность мировых цен на нефть и обменный курс доллара США, что оказало негативное воздействие через вторичные каналы на складывающиеся в 2018 году макроэкономические показатели страны.

По предварительной оценке Национального статистического комитета, по итогам за январь-декабрь 2018 года объём валового внутреннего продукта сложился в сумме 557,1 млрд. сомов, реальный темп прироста составил 3,5% (в 2017-м составлял 4,7%). Дефлятор ВВП сложился на уровне 101,5%.

Без учёта предприятий по разработке месторождения Кумтор реальный темп роста ВВП составил 103,5%, за соответствующий период 2017 года аналогичный показатель составлял 105,1%.

Экономический рост обеспечили все сектора экономики: в сельском хозяйстве объёмы выросли на 2,7%, строительстве — на 7,8%, сфере услуг — на 2,1%, промышленности — на 5,5%.

Отвечая на вопросы журналистов, начальник управления макроэкономической политики Насирдин Шамшиев сообщил, что итоги за январь 2019 года показали восходящий тренд развития экономики. Мы движемся вперёд, основными факторами, повлиявшими на данный тренд, стали: увеличение добычи металлических руд (по итогам января 2019-го прирост в 2,4 раза); стали больше производить угля, сырой нефти и природного газа (на 20,3%), основных металлов (на 44,5%); выросли оптовая и розничная торговля, а также ремонтные услуги автомобилей и мотоциклов на 3,6% (в январе 2018 года прирост был всего на 3%); в сельском хозяйстве объёмы реально возросли на 1,7%, сфере услуг — на 1,1%, промышленности — на 18,0%, строительстве — 0,9%.

Внешнеторговый оборот республики за январь-декабрь 2018 года составил $6 672,0 млн. и по сравнению с январём-декабрём 2017-го увеличился на 6,6%, в том числе экспорт составил $1 764,6 млн. и сложился на уровне 2017 года, импорт — $4 907,4 млн. (рост на 9,2%, или на $412,7 млн. ).

В январе-декабре 2018-го среднемесячная номинальная заработная плата одного работника (без учёта малых предприятий) составила 16 218,0 сома и по сравнению с январём-декабрём 2017 года увеличилась на 5,4%, а её реальный размер, исчислённый с учётом индекса потребительских цен, возрос на 3,8%.

Инфляция составила 100,4% (январь 2019-го к декабрю предыдущего года), аналогичный показатель в прошлом году был другой — 100,6%. Среднегодовое значение инфляции (январь 2019 года к январю 2018-го) составило 100,4%, тогда как за январь 2018-го к январю 2017 года было 103,2%.

Замминистра А. Алыбаев рассказал о проводимой работе по улучшению инвестиционного климата и мерах по привлечению инвестиций. Так, в рейтинге «Ведение бизнеса», согласно последним данным Всемирного Банка Doing Business 2019, за 2017-2018 годы проведены реформы, которые позволили поднять общий рейтинг страны с 77-го места на 70-е.

Для оказания государственной поддержки фермерам и дехканам, чтобы они своевременно провели сельхозработы в текущем году, и дальнейшего развития производства утверждена Программа финансирования сельского хозяйства — 7.

Значительно упрощена процедура подготовки проектов государственно-частного партнёрства, разработана новая редакция закона «О государственно-частном партнёрстве».

Теперь для согласования проектов ГЧП с уполномоченным государственным органом потребуется меньше времени, так как устранены бюрократические преграды. Утверждение проектов заменено обязанностью государственного партнёра уведомлять уполномоченный государственный орган о подготовке проекта ГЧП. Полномочия государственного органа по управлению финансовыми рисками по утверждению тендерной документации заменены полномочиями по согласованию тендерных документов, только в случае, если проект ГЧП получает финансирование из государственного бюджета.

Наряду с этим тендер можно проводить при наличии одной заявки на участие в квалификационном отборе при наличии не менее одного тендерного предложения на стадии отбора победителя тендера. Принятие данного закона позволит ускорить процесс инициирования, реализации проектов и в целом развить механизм ГЧП.

Проект закона одобрен постановлением правительства и рассмотрен в первом чтении депутатами Жогорку Кенеша. В настоящее время находится в парламенте на рассмотрении комитета по фискальной и экономической политике ЖК.

На сегодняшний день на стадии активной реализации находятся 15 проектов ГЧП в различных секторах экономики, включая таможенную логистику. В 2018 году в рамках ГЧП реализованы инвестиционные проекты на общую сумму более $12 млн.

Таким образом, общая численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса (без учёта крестьянских и фермерских хозяйств) составила 480,6 тыс. человек. Удельный вес малого и среднего бизнеса в общем объёме ВВП составил 38,2%, или 140 512,6 млн. сомов.

В целях введения нового финансового инструмента, направленного на предоставление возможности субъектам предпринимательства, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, доступа к денежно-кредитным ресурсам посредством использования складского свидетельства, выдаваемого владельцем специализированного товарного склада, принят Закон «О товарных складах и складских свидетельствах».

В Гражданском кодексе содержатся общие положения относительно складских свидетельств. Однако механизм оборота этих бумаг, регулирование требований к товарным складам, выпускающим складские свидетельства, и обеспечение добросовестности действий участников рынка законодательно не прописаны.

Преимуществом полученного складского свидетельства является то, что эта ценная бумага всегда имеет реальное наполнение. Кроме того, система складских свидетельств позволяет сельхозпроизводителю держать выращенный урожай в условиях, позволяющих сохранить качество продукции на длительное время. Дехканин может сразу не продавать выращенный своими руками урожай, а дождаться более выгодной цены на рынке и вместе с тем получить краткосрочный кредит под залог складского свидетельства либо реализовать свою продукцию (без физического перемещения) через биржу.

Принято постановление правительства «Об утверждении Концепции создания и организации деятельности центров обслуживания предпринимателей», согласно которому планируется открыть в республике центры обслуживания предпринимательства.

В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов предпринимателей принято постановление правительства «Об уполномоченном лице по защите прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (бизнес-омбудсмен)».

Начальник управления регулирования предпринимательской деятельностью Акылай Кожомбердиева считает, что бизнес-омбудсмен будет содействовать прозрачности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления с целью предотвращения коррупции.

В настоящее время образован состав Наблюдательного совета бизнес-омбудсмена и в качестве постоянных участников со стороны бизнес-ассоциаций определены:

— AmCham (Американская торговая палата);

— Ассоциация рынков, предприятий торговли и сферы услуг;

— Международный деловой совет;

— Объединение юридических лиц бизнес-ассоциации JIA;

— Торгово-промышленная палата Кыргызской Республики.

Со стороны правительства в наблюдательный совет вошёл заместитель министра экономики Э. Алишеров.

Галина ЛУНЁВА.

Добавить комментарий