«Петля анаконды» и «ось зла»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Даже термины, используемые современными стратегами, говорят о том, что мир не сделал выводов ни из Второй мировой войны, ни из бесконечных войн на Ближнем Востоке. Военно-промышленный комплекс жаждет новых доходов

Разговор с историком и политологом Н. БАЙЛО о последствиях разрыва Договора о ракетах средней и меньшей дальности

— Николай Иванович, США, а вслед за ними Россия в начале февраля заявили, что приостанавливают своё членство в Договоре о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Наверное, такого финала следовало ожидать с учётом того, что в течение ряда лет стороны обвиняли друг друга в нарушениях договора?

— На протяжении всей новейшей истории с создания атомного, а затем термоядерного оружия противостояние двух сверхдержав — СССР и США, характеризовалось доминированием Америки в гонке ракетно-ядерных вооружений и выстраиванием Советским Союзом соответствующего паритета.

Всесторонне рассматривая мотивацию этого противостояния, русофобскую направленность действий англосаксов во главе с США, обнаруживаешь глубокие исторические корни процесса. Россия враждебна западному миру уже в силу того, что он считает её наследницей Византии, избравшей православную религию, а не западные формы христианства. Что и предопределило ценностный разрыв между Россией и Западом. Существованию разрыва способствует постоянное вбивание клиньев противоречий в отношения между ними на протяжении всей последующей истории. Они чётко проявляются в контексте военных доктрин. Если Советским Союзом и в дальнейшем его правопреемницей Россией доктрины строились на необходимости обороняться, то Америкой предусматривались возможности нанесения превентивных, упреждающих ракетно-ядерных ударов по шахтным пусковым установкам межконтинентальных баллистических ракет (МБР) СССР, а потом России.

Гонка вооружений стала неотъемлемой частью противостояния. Когда она достигла своего апогея — возможности многократного гарантированного взаимоуничтожения, США пришли к пониманию необходимости договорными инструментариями снизить порог остроты конфронтации, но не более того.

Договорной процесс не решает проблем конфронтации, не может совместить несовместимое, он лишь временно нивелирует степень угроз. При этом не следует расценивать достигнутые ранее и настоящие договорённости как нечто незыблемое. Вашингтон уже не в первый раз в одностороннем порядке выходит из договоров или же отказывается выполнять обязательные конвенции, принятые ООН. Так произошло с Договором об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) от 1972 года. Выйдя из него в 2002 году, США к настоящему времени развернули на Аляске уже 44 противоракетных комплекса и планируют довести их число до 400. До сих пор ими не ратифицирован Договор о запрещении ядерных испытаний, принятый 50-й сессией ООН в 1995 году. Вашингтон инициировал Конвенцию о запрещении химического оружия, однако сам так и не исполнил обязательств по уничтожению этого вида оружия массового поражения, передвинув срок с 2007-го до 2023 года. В то время как Россия полностью уничтожила свои запасы химического оружия.

Да, Москва приостановила своё участие в соглашении с США об утилизации оружейного плутония от 2003 года. Спрашивается, почему? Для перевода оружейного плутония в состояние, не позволяющее его дальнейшее использование в военных целях, необходимо было изготовить из него МОКС-топливо с последующим его сжиганием в реакторе. Россия разработала это топливо, построила завод по его производству и реактор для безопасного сжигания. Америка же предложила осуществить у себя эту задачу методом разбавления оружейного плутония с последующим захоронением. Но данная технология полностью противоречила сути соглашения, так как не исключала возможности возврата материала оружейного качества.

И как при такой динамике договороспособности США подходить России к обеспечению своей безопасности? Да ещё и с учётом того, что военный бюджет заокеанской державы в 15 раз превышает российский. Бездействовать в ожидании её одностороннего выхода из очередного соглашения? Такой наивности от России ожидать уже не приходится — время миротворческих горбачёвско-ельцинских иллюзий давно кануло в Лету.

Вполне логике действий Вашингтона отвечает и его решение приостановить своё членство в бессрочном Договоре о ракетах средней (1-5,5 тыс. км) и меньшей (0,5-1 тыс. км) дальности. В дальнейшем реально просматривается подобный демарш и по отношению к Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), заключённому в 2010 году.

Поэтому России нельзя игнорировать уроки истории. Тем более что США вновь пытаются реанимировать проект милитаризации космоса. Восприятие Америки в ипостаси миротворца, какой она себя пытается представить мировому сообществу при том, что ведёт агрессивную внешнюю политику с опорой на свою военную мощь, не охарактеризуешь иначе, как ложное мироощущение. Россия от этого синдрома, судя по её действиям, наконец-то избавилась.

Истинную позицию США, бывшей союзницы СССР во Второй мировой войне, чётко высвечивает план «Дропшот» №17 от 19 декабря 1949 года. По нему предполагалось в 1957 году развязать войну с Советским Союзом. Предусматривалось нанесение авиаударов 180 атомными бомбами по 20 крупнейшим городам СССР, по 70% электростанций, 90% объектов нефтяной промышленности и 85% сталелитейной. И только разработка атомного, а затем и термоядерного оружия Советским Союзом предотвратила эту катастрофу. На новом историческом этапе конфронтации США применяют сегментарные принципы нанесения точечных ударов по России путём экономических санкций, пытаясь подорвать её обороноспособность. Причём грубо попираются положения договорённостей в рамках ВТО. Руководствуясь своей геополитической ментальностью — диктовать миру собственные требования, США всячески пытаются оказывать давление на Россию с целью принудить её «играть» по американским правилам.

Но в условиях возрастающей военной мощи РФ, развивающейся семимильными шагами экономики Китая действующий американский миропорядок входит в полосу геополитической турбулентности. Ставкой его сохранения остаётся ядерная триада США (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы). Этим и объясняется их решение о приостановлении своего членства в ДРСМД.

Говорят, в политике не бывает случайностей, а если они происходят, значит, так было задумано. При этом рушится режим сохранения контроля над одной из систем ракетно-ядерного оружия.

Сегодня, глядя на современный мир, неизбежно приходишь к пониманию, что роль ядерного фактора в качестве инструмента управления миром для США возрастает всё больше. Эта деструктивная позиция, естественно, вызывает противодействие России.

— Работая над книгой об отце, руководившем в 1960-1970-е годы одной из геологических партий, которые вели геологоразведку в Прибалхашье, я наткнулась на воспоминания казахстанского учёного, специалиста по мощным лазерам и оптике плазмы Мурата Уали, который как раз в те годы работал на Сары-Шаганском научно-исследовательском испытательном полигоне систем противоракетной обороны. Путь отца в экспедицию каждый раз пролегал мимо этого полигона, расположенного на самом берегу Балхаша. Нам, детям, отец ничего о нём не рассказывал, да и были мы слишком маленькими, чтобы вести с нами разговоры на эту тему. Но вот Мурат Уали, ныне публицист и драматург, пишет: «Это был самый секретный полигон Советского Союза. Хотя развёртывание систем ПРО было ограничено Договором по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-2), испытания некоторых элементов ПРО продолжались. Поэтому всё, что связано с Сары-Шаганским полигоном, было под грифом особой секретности». Так вот, возможно, и ДРСМД на самом деле нарушался не только американской, но и российской стороной?

— По заявлению МИДа России, американцы нарушали ДРСМД ещё с 1999 года, начав испытания боевых беспилотников, которые по своим военно-техническим характеристикам совпадают с запрещёнными договором крылатыми ракетами наземного базирования. Далее США стали использовать баллистические ракеты-мишени для испытаний своей системы ПРО, а с 2014 года — размещать в Европе пусковые установки противоракет Мk-41, которые можно использовать для запуска ударных ракет средней дальности «Томагавк». Эти установки уже развёрнуты в Румынии и Польше. Рассматривается их размещение в Японии.

Россия начиная с 1999 года неоднократно заявляла о нарушениях договора американской стороной, называя конкретные факты. Но ответом было молчание. США устами Барака Обамы впервые обвинили Россию спустя 15 лет, в 2014 году, однако фактов при этом не привели. В 2017-м американцы обвинили россиян в разработке новой крылатой ракеты наземного базирования 9М729. Москва, подтвердив её наличие, заявила, что по своим военно-техническим характеристикам она не нарушает ДРСМД и что она является не новым видом, а модернизацией ракеты 9М728, имеющейся на пусковом комплексе «Искандер-М». По мнению американцев же, 9М729 — клон морской КР 3М-54 «Калибр», а у неё дальность до 2 600 км у неядерных и порядка 3 500 км у ядерных модификаций. Однако при пусках на суше, то есть для авиации и сухопутных носителей этих ракет, таких дальностей зафиксировано не было. Значит, фактически договор не нарушался.

Нарушения со стороны США фиксировались всеми видами российской разведки, в отличие от американской. Кроме того, Москва всё время предлагала проводить, согласно договору, инспекции по его соблюдению. Но понимания по этим предложениям у США не находила.

— Как создавался ДРСМД, просуществовавший треть века? Может, уже тогда в него были заложены подводные камни, которые и привели к нынешнему разрыву?

— В послевоенный период на территории Европы противостояли две крупнейшие военные группировки вооружённых сил СССР и США. В середине 1970-х годов Советский Союз начал развёртывать на западных рубежах своей, подчёркиваю, своей, территории, баллистические ракеты средней дальности «Пионер» (до 5 тыс. км). США развернули свои ракеты Pershing-11 и крылатые ракеты наземного базирования BGM-109G в ФРГ, Британии, Бельгии, Италии, Нидерландах. Сложившаяся ситуация привела к поэтапным переговорам по ограничению этих видов вооружений и заключению в 1987 году ДРСМД. В то время М. Горбачёв, находясь в плену миротворческих иллюзий, игнорируя мнение военных, уничтожил в два раза больше ракет, чем США (1 830 против 859), почти в три раза больше пусковых установок (851 против 283). Уничтоженные советские ракеты могли нести почти в четыре раза больше ядерных боеголовок (3 154 против 846). Горбачёв, войдя в разоруженческий раж, самолично инициировал уничтожение самой технически перспективной на то время ракеты «Ока», которая не подпадала под условия договора — её дальность составляла 400 км.

Ещё одна важная деталь: советские ракеты были уничтожены под наблюдением американцев. США же разобрали свои и складировали.

Практически состоялось далеко не паритетное сокращение ракет средней и меньшей дальности. Это объяснялось убеждённостью Горбачёва, Ельцина в миротворческой роли США. Такое заблуждение доминировало в советском руководстве до начала 2000-х годов, поэтому оно инициировано объединение Германии, вывод советских войск из Европы, роспуск Организации Варшавского Договора. Но все действия СССР, а потом России привели к обратному эффекту — продвижению НАТО к границам России и вовлечению в его ряды новых стран.

В российском медиапространстве, несмотря на враждебные действия США, до сих пор сохраняются и культивируются иллюзии относительно миротворческой направленности позиции Вашингтона в ядерной конфронтации с Россией. Но развивающиеся события убеждают в противном, и нынешнее высшее военно-политическое руководство РФ принимает адекватные меры по обеспечению безопасности страны.

— Как вы считаете, насколько значительную роль сыграл ДРСМД в сдерживании гонки вооружений?

— Вне всякого сомнения, его значение в сдерживании гонки ракетно-ядерных вооружений сложно переоценить. В течение 30 лет было по сути законсервировано целое направление наращивания военного потенциала. Это способствовало снижению уровня угроз и напряжённости между двумя странами.

— Почему разрыв произошёл сейчас и почему именно в правление Трампа?

— Позиция Америки по отношению к ДРСМД не связана с непосредственной угрозой этого вида вооружений её территории со стороны России. Она недосягаема для российских КР средней дальности. А вот наличие систем вооружений такого класса у Китая и Северной Кореи представляет серьёзную угрозу для США. По данным ежегодного доклада Министерства обороны Конгрессу США, Китай располагает более 300 баллистических ракет средней дальности, которые могут держать под прицелом всю Азию и даже достают до Аляски, где развёрнута система ПРО Соединённых Штатов. Это не может не напрягать Вашингтон. С другой стороны, северокорейцы своими ракетами с ядерными боеголовками в состоянии нанести удары по военным базам США в Южной Корее и на Окинаве. Поэтому не случайно Трамп почти сразу после заявления о выходе из договора заявил о том, что не исключает возможности разработать новое соглашение по контролю над вооружениями, но уже подтянув к нему Китай и другие страны.

Другим важнейшим фактором выступают требования военно-промышленного комплекса США, ставленником и лоббистом которого является Трамп. По его требованию он увеличил и без того огромный военный бюджет страны. В связи с этим уместно напомнить ёмкую оценку ВПК, прозвучавшую в прощальном выступлении в 1959 году президента США Д. Эйзенхауэра: «…Я вам хочу сказать, самая опасная сила в нашей стране, представляющая угрозу всему миру, — это военно-промышленный комплекс…»

Действия Трампа можно также вкупе рассматривать и как реакцию, защитный политический ход в ответ на выдвинутые демократами обвинения в «симпатиях» к России.

— Но ведь не только Трамп, но и Владимир Путин ещё в 2007 году на встрече в Москве с госсекретарём США Кондолизой Райс и министром обороны Робертом Гейтсом не исключил возможного выхода России из ДРСМД, заявив: «Нам будет сложно оставаться в рамках этого соглашения, когда другие государства активно развивают такие системы вооружений. В том числе государства, которые находятся в непосредственной близости от наших границ».

В самом деле, может, назрела пора расширить состав участников договора?

— За три десятилетия, прошедшие после заключения ДРСМД, ситуация в мире принципиально изменилась. Парадокс заключается в том, что указанным классом вооружений обладает целый ряд стран, а Китай, Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея располагают и ядерными боеголовками. При этом только у двух ядерных сверхдержав — России и США системы наземного базирования запрещены договором.

Поэтому Путин в своё время вполне обоснованно высказал свою точку зрения. И в этом нет ничего предосудительного. Сформировалась новая объективная реальность, и она требует расширения действия ДРСМД на все страны, обладающие названным видом вооружений.

— Какова вероятность, что остальные государства присоединятся к соглашению? Хотя бы те, кто владеет ядерным оружием. Нужен ли этот договор, к примеру, Индии и Пакистану, которые много лет находятся в сложных отношениях друг с другом? В интересах ли он Израиля?

— Не вдаваясь в подробности, изложу свою точку зрения. Полагаю, что на данном историческом этапе ни одна страна, а тем более обладающая ядерным потенциалом, к ДРСМД не присоединится. Тому есть ряд объективных причин у каждой из них. Это очевидно, исходя из отношений Китая и США, Китая и Индии, Индии и Пакистана, Северной Кореи и США. Поэтому ожидать существенного сдвига в этом вопросе не приходится.

— И всё-таки давайте отдельно поговорим о Китае. Почему не в его интересах присоединение к ДРСМД?

— Геополитические интересы, включая экономические, диктуют в современном мире необходимость жёсткой борьбы за лидерство. В том числе между США и КНР. В их отношениях немалую роль играет противостояние по статусу Тайваня, поддерживаемого Америкой. К этому фактору подключается всё усиливающееся в противовес Вашингтону китайское военное влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому не приходится сомневаться в том, что имеющийся ракетно-ядерный потенциал, включая ракеты средней дальности ядерных модификаций, не может устраивать этого мирового экономического гиганта, обладающего второй экономикой мира.

Экономические показатели КНР за 2018 год свидетельствуют о продолжающемся стремительном техническом прорыве. Страна превзошла по количеству запусков в космос не только Россию, но и США. Впервые в мире в январе текущего года осуществила посадку своего исследовательского аппарата на обратную сторону Луны. Поэтому амбиции Пекина вполне обоснованны. Таким образом, глубоко закрытый в информационной плоскости для мировой общественности, Китай остаётся, по моему мнению, вполне предсказуемым по отношению к ДРСМД.

— Хотелось бы также поговорить о Северной Корее. При каких условиях эта маленькая, закрытая от всего мира страна захочет вести переговоры о контроле над её вооружениями?

— К сожалению, в мире не осталось ценностей, есть, повторюсь, только интересы. Поэтому единственным аргументом сохранения своего суверенитета Северная Корея небезосновательно видит обладание ракетно-ядерным потенциалом. Участь Югославии, Ирака и Ливии не оставляет руководству КНДР иных шансов обеспечить свою безопасность. Гарантии, о которых рассуждал Трамп на состоявшихся недавно переговорах с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, ничего не стоят. Яркое подтверждение тому — выход США из ядерной сделки с Ираном, который не поддержали даже союзники Вашингтона — страны ЕС. Северная Корея прекрасно знает цену таковых гарантий.

— Сразу после того, как Трамп выступил с заявлением о выходе из договора, Владимир Путин дал указание министрам: обороны — Сергею Шойгу и иностранных дел — Сергею Лаврову впредь не инициировать никаких переговоров по разоружению. Он мотивировал это тем, что Россия выдвинула достаточно много предложений, но каждый раз её не только не поддерживают, но и изыскивают предлоги для демонтажа уже существующей безопасности. «Все наши предложения, как и прежде, в этой сфере остаются на столе. Двери для переговоров открыты. …Подождём, пока наши партнёры созреют для того, чтобы вести с нами равноправный, содержательный диалог по этой важнейшей тематике и для нас, и для наших партнёров, да и для всего мира», — сказал российский лидер.

Итак, Россия не собирается инициировать. Не означает ли это, что мир, уже не сдерживаемый ничем и «не инициируемый никем», если можно так выразиться, втянется в новую гонку вооружений?

— Бесконечно инициировать переговорный процесс — это бесперспективное дипломатическое занятие, к тому же оно расценивается противостоящей стороной как показатель слабости. Имеющий уши да услышит — это изречение не для США. Они могут услышать только сильного. И в этом качестве Россия продемонстрировала свои возможности: «Подождём, пока наши партнёры созреют для того, чтобы вести с нами равноправный диалог…» Это единственно верный подход в сложившейся тупиковой ситуации.

Если проанализировать историю цивилизации, то гонка вооружений в той или иной степени сопровождает человечество весь период его существования, отличаясь только качественными показателями вооружений и объёмами финансовых затрат. Такова реальность человеческого бытия.

— На той же встрече с Шойгу и Лавровым Путин сказал, что Россия не будет втягиваться в затратную для неё гонку вооружений, тем не менее он дал указание начать разработку нового вида вооружения (гиперзвуковой ракеты наземного базирования средней дальности). Пока — в рамках бюджета 2019 года. Но ведь гонка будет требовать всё новых и новых средств. Не повторятся ли 1980-е годы, когда, втянув СССР в гонку, США его обескровили?

— Гонка вооружений — неизбежное состояние существующего мира. Хочешь мира — готовься к войне. Не хочешь кормить свою армию — будешь кормить армию врага. Эти изречения красноречиво свидетельствуют о сути реалий мирового процесса.

Для России важно не повторять ошибок 1980-х годов, когда военно-политическое руководство СССР повелось на небезызвестную стратегическую оборонную инициативу (СОИ) США. Страна оказалась втянутой в разорительную гонку вооружений. Ни один заявленный Америкой элемент СОИ так и не был осуществлён. Но масштабы гонки вооружений в Советском Союзе стали запредельными. Приведу только две ошеломляющие цифры: СССР построил в этот период 250 атомных подводных лодок и выпустил 62 тысячи танков, не считая остальных видов вооружений.

Сегодня положение иное. Россия в отличие от США совершила военно-технический прорыв в разработке принципиально новых видов ракетно-ядерного оружия. Пентагон подобными пока не располагает. Ставка Москвы на качественные, а не количественные параметры новейших образцов ракетно-ядерного оружия сдерживания позволяет ей не быть втянутой в масштабную гонку вооружений.

Да, надо понимать, осуществление военных прорывных проектов обойдётся России недёшево, но они не будут разорительными. Так, к примеру, стоимость программы истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35 обошлась США в $1,5 триллиона, цена одного истребителя составляет порядка $100 миллионов. Российский аналог СУ-57 стоит в 2,5 раза меньше. В то же время у военного ведомства США к F-35 даже при его огромной цене имеется много претензий военно-технического характера.

Так вот, в ответ на демарш Трампа Москва приняла решение в короткие сроки, за 2019-2020 годы, провести адаптацию или, выражаясь языком военных, перепривязку пусковых установок морского базирования крылатых ракет серии 3М-54 «Калибр» в наземном варианте. Россию возможно уличить только в одном: весьма вероятно, что она сознательно и целенаправленно разрабатывала этот тип морских крылатых ракет для межвидового применения в перспективе, то есть для наземного использования. Этим, на мой взгляд, объясняются заявленные Министерством обороны кратчайшие сроки перепривязки. Но данный подход ни в коей мере не нарушал ДРСМД.

При этом уместно отметить важную деталь: во время заключения ДРСМД Россия в отличие от США не располагала крылатыми ракетами морского базирования. Когда же она впервые с акватории Каспийского моря нанесла ими удары по позициям боевиков в Сирии, это вызвало шок в Вашингтоне. Тот не владел информацией о наличии такого класса вооружений у России. Но, подчёркиваю, крылатые ракеты морского базирования не имеют никакого отношения к ДРСМД. Теперь именно они позволяют России в короткие сроки и в объёме военного бюджета 2019 года решить вопрос создания КР наземного базирования. Несомненно, разработка, испытания и модернизация крылатых ракет морского, воздушного базирования постоянно проводились Россией, это было её правом и не нарушало договор.

У России также имеется гиперзвуковая ракета «Кинжал» воздушного базирования. Её дальность полёта не более 1 500 км, это точная копия баллистического «Искандера». В заначке имеется межконтинентальная баллистическая ракета «Рубеж», в прошлом году успешно завершились её испытания пуском через всю страну с полигона Плесецк Архангельской области до Куры на Камчатке. Американцы подозревали, что это ракета средней дальности до 5,5 тыс. км. Но если её загрузить одним боевым блоком, то это МБР, а если шестью — то ракета средней дальности.

Для создания гиперзвуковой ракеты средней дальности возможно использовать ещё одно морское изделие, находящееся на этапе испытания: гиперзвуковую противокорабельную ракету 3М22 «Циркон». Она может быть адаптирована к наземному базированию на пусковой установке «Искандер-М». На испытаниях она показала скорость 9М (скорость звука) и дальность более 1 тыс. км. Насколько более — неизвестно…

Так что очень скоро не запрещённые ДРСМД морские крылатые ракеты семейства «Калибр» могут появиться на пусковых установках наземного базирования «Искандер-М» в вариантах повышенной дальности полёта и с более мощными боевыми частями, включая ядерные заряды в несколько сот килотонн. Для сравнения: на Хиросиму была сброшена атомная бомба мощностью в 21 килотонну.

Итак, резюме: Россия располагает целым набором незапрещённых договором готовых систем, да ещё совместимых с имеющимися на суше пусковыми комплексами.

К сожалению, напряжённость в мире возрастает, конфронтация усиливается. США поэтапно и последовательно размещают свою военную инфраструктуру по периметру российской границы, формируя юго-западную дугу, включающую Финляндию, Прибалтику, Польшу, Румынию, Грузию. Решается задача охватить Россию так называемой «петлёй анаконды».

Предпринимались и предпринимаются попытки использования национального эгоизма как геополитического ресурса при выстраивании дуги политической нестабильности и в Центральной Азии. В подобной ситуации военная самодостаточность России выступает гарантией её суверенитета. И как никогда актуально образное выражение царя Александра II: «У России есть только два верных союзника — армия и флот». И этой заповеди надо следовать.

— Как-то в интервью нашей газете вы сказали, что гордитесь тем, что в своё время в качестве председателя Комитета Жогорку Кенеша по делам СНГ инициировали соглашение о размещении в Канте военной базы ОДКБ. В последние два года российская и кыргызская стороны как бы прощупывают друг друга на предмет размещения в КР второй военной базы — на юге страны, чтобы нейтрализовать угрозы со стороны Афганистана. Вот и новый посол КР в России Аликбек Джекшенкулов, едва приступив к должности, в интервью ТАСС выразил косвенную заинтересованность Бишкека в открытии такой базы. Пойдёт ли на это Россия, учитывая возможный рост военных расходов в связи с разрывом соглашения по ракетам средней и меньшей дальности?

— Уточню: в ходе переговоров с российским военно-политическим руководством я изначально предлагал возможность дислоцировать военную базу ОДКБ именно на юге страны, с тем чтобы в случае террористической угрозы с афганского направления немедленно нейтрализовать её. Причины последующего размещения базы в Канте мне неизвестны. Военным виднее, на то они и специалисты.

Что касается открытия теперь второй базы на юге, то нужно учитывать, что Россия располагает в координатах региона военной базой на территории Тад-жикистана. Дислоцирующаяся там 201-я мотострелковая дивизия в 2018 году была доукомплектована и получила военно-техническое усиление. Кроме того, Россия оказала военно-техническую поддержку таджикской армии.

Таким образом, она значительно усилила свою военную группировку на афганском направлении и повысила боеспособность тад-жикских вооружённых сил. Пока особой нужды в открытии второй базы, вероятно, нет. Как будут развиваться события, время покажет. Но если возникнет необходимость, вторая база однозначно будет открыта.

— Спасибо за интервью.

Кифаят АСКЕРОВА.

Добавить комментарий