Спасибо вам, «Мастер»!

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

На прошлой неделе ушёл из жизни Георгий Данелия. Ещё один из великих режиссёров советского кинематографа.

Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия — удивительные, талантливые, чувствовавшие время и сумевшие передать его ощущение в своих работах. Каждая их картина становилась — уже по прошествии стольких лет можно уверенно об этом утверждать — шедевром. Их премьеры собирали залы, лучшие артисты Советского Союза мечтали сниматься у них, и по сей день мы продолжаем с удовольствием пересматривать в бесчисленный раз и «Карнавальную ночь» Э. Рязанова, и «Брильянтовую руку» Л. Гайдая, и «Джентльменов удачи» Г. Данелии. Список всенародно любимых картин, созданных этими режиссёрами, можно продолжать и продолжать. Мы пересматриваем их киноработы, зная наизусть каждую фразу, каждое движение актёров в кадре и всё равно напряжённо следим за сюжетом — это и есть магия кино. И Георгий Николаевич был одним из тех, кто умело затрагивал тонкие струны души зрителя, заставляя смеяться, грустить и верить во что-то очень светлое.

Уже одна из первых работ, созданная режиссёром  по сценарию Геннадия Шпаликова, «Я шагаю по Москве» стала явлением в советской культуре. Герои картины явились воплощением молодого поколения страны, возродившейся после тяжелейшей войны. Она наполнена удивительным светом, пространством и ожиданием чего-то большого от предстоящей жизни. По оценке кинокритиков Данелия  этой работой ввёл понятие лирической комедии. В этом жанре он создаст ещё очень много кинокартин. Одна из отличительных черт Данелии, как художника, — отношение к своим персонажам.  Это люди из близкого нашего окружения, в общем, понятные зрителю, и всё, что вокруг них — наша обыденная среда. В процессе развития сюжета  за счёт схожести обстоятельств зритель проникается историей и начинает видеть жизнь  глазами главного героя, его чувствами, болью, он перестаёт давать оценки. Сколько очень противоречивых эмоций вызывает сантехник Афанасий из «Афони». Персонаж, в общем, мало симпатичный, но между тем в итоге всех перипетий, сколько понимания и любви вызывает он у зрителя. В фильме «Осенний марафон» главный герой Бузыкин изменяет жене, врёт любовнице. С точки зрения общественной морали, он не очень порядочный человек. Но мы сочувствуем, сочувствуем ему и женщинам, оказавшимся в этом любовном треугольнике, где нет плохих или хороших, где оказались просто запутавшиеся люди, желающие любить и быть любимыми.  А в «Джентльменах удачи» Данелия выступает вместе со сценаристом Викторией Токаревой. Воришки Косой, Хмырь и неудачливый делец Василий Али-Бабаевич просто завоёвывают сердца зрителей своей непосредственностью.

И очень хочется вспомнить о «Кин-дза-дза». Мне кажется, это фильм-предсказание, предзнаменование. Когда состоялась премьера этой ленты, она воспринималась очень оригинальной  фантастикой, свободной, яркой. Но прошло время, рухнул Союз,  и всё то, что пришлось пережить советским людям в эпоху дикого капитализма, вдруг заставило увидеть эту картину другими глазами и в чём-то почувствовать себя прорабом Машковым и студентом Гедеваном, оказавшимся на непонятной и чужой планете. Где цвет штанов становится мерилом жизненных ценностей, где пацаки должны приседать перед чатланами, где население боится стражей порядка, и за кц можно всё достать. А фраза  «правительство живёт на другой планете» с годами получила совсем другое понимание. И снова эта нотка сюжетной линии Данелии: вероломные, жадные актёры Уэф и Би всё же вызывают сочувствие у зрителя как жертвы обстоятельств.

Фильмы Г. Данелии стали олицетворением чего-то очень хорошего в нашей жизни, ведь коммерческие и государственные каналы в праздники крутят их один за другим, как и ленты Гайдая, Рязанова. Останутся ли их картины с молодым поколением, станут ли идеи и мысли, звучащие там, мерилом человеческих ценностей и добрых чувств? Мне кажется, да. Как и настоящее искусство, они не имеют срока годности, они на все времена.  Хочется сказать  вслед ушедшему мастеру спасибо, за то, что его талант формировал и делал нас, зрителей, лучше, честнее, добрее, и за то, что его картины будут продолжать приносить нам и улыбки, и светлую грусть.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Добавить комментарий