Сооронбай ЖЭЭНБЕКОВ: “Я вышел из народа, и моя цель — быть своим среди народа”

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Президент Сооронбай Жээнбеков выступил на заседании Жогорку Кенеша.

«Уважаемые соотечественники!

В последнее время наблюдается излишняя политизированность в обществе и некоторые политические группы предприняли различные действия с целью обратить на себя внимание общественности. В свете этих событий наш многонациональный народ ещё раз продемонстрировал свою мудрость и присущую ему политическую зрелость. Ещё раз дал понять, что для него главные ценности — целостность государства, мир и единство в обществе. Доказал, что не поддаётся провокациям и является истинным свободолюбивым народом с сильным духом, крепкими историческими корнями, высоко ценящим мир и согласие. Народ и общественность выразили своё стремление к совместной эффективной работе по достижению общих целей. Мне хотелось бы выразить глубокую признательность нашему народу, который всегда ставит во главу угла объективность и справедливость и поддерживает все мои добрые начинания.

Уважаемый Дастан Артисбекович!

Уважаемые депутаты!

Для сегодняшних ветвей власти важно не покладая рук работать во благо народа и продвигать инициативы, пользующиеся поддержкой общественности. Мы работаем над исполнением обещаний, данных народу, и реализацией наказов избирателей. Со дня нашей последней встречи, когда я поделился с вами своим видением перспектив развития страны, произошли серьёзные изменения, сделаны перспективные шаги вперёд благодаря совместным усилиям Жогорку Кенеша, правительства и судебной власти.

Имели место важные изменения во внешней политике. На постоянной основе укреплялись взаимоотношения со стратегическими партнёрами и соседними странами. В результате переговоров на высшем уровне с Российской Федерацией успешно решён ряд проблем наших соотечественников. Недавно состоялся государственный визит Владимира Владимировича Путина в Кыргызстан, в рамках которого достигнуты многообещающие договорённости. По итогам плодотворных переговоров подписан объёмный пакет соглашений. Россия, как наш стратегический союзник, неизменно оказывает весомую поддержку нашей стране. Теперь за правительством — реализация этих соглашений, направленных на улучшение жизни народа.

Укреплены доверительные взаимоотношения с ближайшими соседями — Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. С Турцией достигнуто взаимопонимание по многим вопросам, накопленным за последние годы, мы их открыто обсуждаем и решаем. Я провёл переговоры с господином Си Цзиньпином в Пекине об улучшении сотрудничества между нашими странами, об укреплении взаимоотношений с нашим ближайшим соседом, надёжным и стратегическим партнёром Кыргызстана — с Китайской Народной Республикой. В этом году Кыргызстан председательствует в ШОС, а в июне текущего года в Бишкеке состоится саммит этой организации. Также в этом году под нашим председательством в Бишкеке пройдёт саммит ОДКБ. В этом году планируются государственный визит в Кыргызстан Председателя КНР господина Си Цзиньпина и официальный визит премьер-министра Индии господина Нарендры Моди. Недавно принята концепция, определяющая приоритетные направления внешней политики.

Я провёл совещание с участием послов и консулов Кыргызстана за рубежом. На встрече отмечены актуальные задачи по защите национальных интересов Кыргызстана, а также наших соотечественников за рубежом. Перед нашими представителями за рубежом поставлена задача привлекать инвестиции в экономику Кыргызстана. В настоящее время продолжается делимитация государственной границы с Узбекистаном и Таджикистаном. Межправительственные рабочие группы на постоянной основе ведут переговоры по данному вопросу, и в настоящее время работа продолжается в соответствующем русле.

Уважаемые депутаты!

Мы всегда стремимся к сохранению согласия в обществе, сохранению единства народа. Ставим надёжный заслон любым действиям деструктивных сил, непрерывно работая над обеспечением мирной жизни народа. Наше бесценное достояние — это политическая стабильность в стране, единство общества, межнациональное согласие. Поэтому вопрос укрепления согласия в обществе, сохранения общественного порядка всегда находился в центре моего внимания. Принятие решительных мер для сохранения безопасности внутри страны и на границе, защита мира и спокойствия в государстве всегда были и остаются нашими главными обязанностями. Мы обращаем особое внимание на укрепление армии, надёжной охраны наших границ. Значительно улучшилось материально-техническое обеспечение армии. Построены 11 новых комплексов застав. В 2018 году построены и сданы в эксплуатацию 10 жилых домов и несколько социальных объектов. В начале 2019 года наши Вооружённые силы мы обеспечили 125 единицами автомобильной и специальной техники. Зарплата военнослужащих-контрактников была повышена на 30%. 12 пунктов пропуска через государственные границы были оснащены современным оборудованием. В рамках третьего этапа обновление автопропускных пунктов «Достук» и «Бор-Добо» завершится в 2020 году.

В настоящее время, как вам известно, проводится судебно-правовая реформа. Основное её направление — деятельность судов, прокуратуры и других силовых структур больше не будет иметь скрытый характер. Соответствующим гражданам обеспечат доступ к информации о ходе следствия, об этапах судебного процесса. В приоритетном порядке внедряется механизм видеонаблюдения за деятельностью судебных и правоохранительных органов. Благодаря этому удастся обеспечить прозрачность их работы и уменьшить коррупционные явления. В прошлом месяце состоялся съезд судей. На нём отмечено, что во многих случаях именно задержка судебной реформы становится препятствием для реализации планов в других сферах. Открыто озвучены и недостатки, определены задачи по неукоснительному проведению реформ.

Ещё одно важное направление — мы продолжаем системную борьбу с коррупцией в стране. Задачи, озвученные во время прошлогоднего заседания Совета безопасности, реализуются на практике. В прошлом году в результате борьбы с коррупцией государству возвращены средства и имущество на 5,7 млрд. сомов. Процесс избавления общества от коррупции останется беспрерывным, имеющим приоритетный характер. Борьба с коррупцией, очистка рядов правоохранительных и судебных органов, государственной власти в целом будет бескомпромиссной! Эта работа продолжится в ускоренном темпе и не остановится ни при каких обстоятельствах.

Уважаемые депутаты!

С целью развития экономики создана привлекательная законодательная база для внешних и внутренних инвесторов. Увеличение экспортного потенциала страны всегда находится в центре моего внимания. И в этом направлении работа станет непрерывной. В рамках моего соответствующего указа проводится работа по развитию регионов. Правительству предстоит решить немало задач в этой сфере. Недавно состоялся Национальный диалог с участием представителей местных органов самоуправления, всех ветвей власти, гражданского общества и международных организаций. На нём подведены итоги прошлого года и определены новые задачи. Я осведомлён о том, что в настоящее время в некоторых сёлах, районах и айыл окмоту создаются местные фонды и есть перспективные начинания, направленные на развитие сёл. В том числе по привлечению инвестиций в сельскую местность. Новый элемент в данном направлении — фонды, создаваемые для содействия развитию своей малой родины. Мне хотелось бы призвать всех к повсеместной пропаганде данного опыта. Глубоко уверен, что поднять регионы можно, если только мы сумеем мобилизовать наших граждан и внутренние ресурсы, правильно использовать созидательную энергию инициативной молодёжи. В прошлом году «РСК Банк», «Айыл Банк» и Кыргызско-Российский фонд развития при поддержке Гарантийного фонда выделили в общей сложности более 25 млрд. сомов кредитных гарантий. При осуществлении политики регионального развития мы смогли направить ресурсы финансовых организаций государства в регионы. Этот показатель стал основной движущей силой в направлении поддержки сёл. Необходимо активно использовать механизмы государственно-частного партнёрства по реализации проектов в регионах. Об этих и других вопросах открыто говорилось на Национальном диалоге, и были поставлены соответствующие задачи перед местными органами власти. Теперь следует, чтобы и главы айыл окмоту, и акимы, и руководители областей проявили инициативу в достижении целей и выполнении задач. В целом прошлый год оказался полон различных событий и стал годом многих успешных начинаний и изменений. Ожидается, что в скором времени правительство отчитается за свою деятельность за прошлый год. Мы все получим информацию.

Уважаемые соотечественники!

Наш народ сумел достойно пережить многие лишения и испытания в богатейшей своей истории и сквозь века сохранить себя, как нацию. Во все времена он бережно хранил свою уникальную самобытную культуру, родной язык, дух нации. В современном мире нам предстоит освоить технологические достижения человечества, сохраняя в то же время свои традиции, обычаи, являющиеся нашей национальной особенностью. Наша главная задача — устоять перед мировой конкуренцией. Считаю важным шагать в будущее через укрепление духовного единства как единый народ и единая нация. При таких условиях в нашей стране кыргызы должны стать основополагающей силой, укрепляющей единство и согласие нашего многонационального народа. Перед различными мировыми угрозами и духовными экспансиями мы устоим благодаря своим знаниям, культуре и национальным ценностям. Для этого надо не ограничиваться процессами внутри страны, а обратить внимание на мировые тенденции, изучить их и с учётом этого уточнить наши планы на перспективу.

Уважаемые соотечественники!

Мы — развивающаяся страна с открытой экономикой. Мировые тенденции оказывают влияние на наше развитие. Если нам удастся их умело использовать, то сможем добиться усиления темпов развития страны. Я хотел бы обратить ваше внимание на глобальные тенденции, которые уже оказывают влияние на нас, и их в обязательном порядке надо учесть в будущем. Мы живём в удивительное и уникальное для всего человечества время. До начала ХХ века численность населения земного шара составляла всего 1,6 млрд. человек. В настоящее время эта цифра равна 7,7 млрд. и констатирует, что всего за 120 лет население Земли увеличилось на 6 млрд. человек. Такой быстрый темп роста численности населения наблюдается в Азии, в основном, в странах, расположенных рядом с нами. Значит, в этом месте усилится конкуренция за природные ресурсы, воду и продовольствие. Динамика изменений ближайших соседей также высокая. Население Китая каждый год увеличивается на 7 млн. человек. В Казахстане — на 240 тысяч человек, в Узбекистане — на 550 тысяч, а в Таджикистане — около 200 тысяч человек. В Кыргызстане же ежегодный рост населения составляет 122 тысячи человек. Около 700 тысяч наших граждан находятся за рубежом, в миграции. Мы должны тщательно изучить эту ситуацию и изменить не только нашу миграционную политику, но и социальную политику в целом. Как я обозначил выше, у нас есть шанс идти вперёд не за счёт количества человеческих ресурсов, а за счёт его качества. Поэтому нам надо обращать особое внимание на образование и сохранение здоровья, мы нуждаемся в развитии человеческого потенциала, в освоении и успешном внедрении новых технологий. Но чтобы обеспечить обновление в сфере образования и здравоохранения, нам следует укрепить социальное положение наших соотечественников. С 2011 года не увеличивалась зарплата медиков. Мы её подняли в прошлом году. И в этом году планируется повышение размера их зарплаты. Зарплату учителям повысим осенью, не позднее начала учебного года. Правительство сейчас занято соответствующими расчётами. Бог даст, у наших учителей в школах с нового учебного года станет уже другая зарплата. Заработная плата специалистов министерств, ведомств и органов местного самоуправления также низкая. Её начнём увеличивать поэтапно.

Уважаемые соотечественники!

Мы обязаны иметь в виду следующую глобальную тенденцию. Со временем меняются основные технологии, определяющие лицо мировой экономики. До начала 1980 года их ряды пополнились атомной энергетикой, квантовой электроникой, лазерными технологиями, электронными вычислительными машинами, спутниковой связью. С 1980-х годов до сегодняшнего дня базовыми технологиями в мире стали: микроэлектроника, персональный компьютер и оптико-волоконная связь. Обогатились не только страны-производители этих технологий, но и страны, которые сумели на высшем уровне их освоить и применить. К сожалению, мы не смогли принять участия в разработке этих технологий. В век технологических изменений мы оказались заняты политикой. И эти достижения прошли мимо нас. Теперь наш долг перед подрастающим поколением — наверстать эти упущенные возможности. Согласно прогнозам, активное внедрение глобальных технологий, способных изменить мир, придётся на период после 2020 года. К ним относятся информационные технологии, био- и нанотехнологии, композитные материалы, новая экология. Пусть мы сами не разрабатываем этих технологий, но мы должны их очень хорошо изучить и освоить. Очевидно, уважаемые депутаты, что если мы не примем участие в следующем этапе глобальных технологий, то перспективы нашего развития будут весьма туманны.

Мы отстаём от внедрения в общественную жизнь технологий, способных стать фундаментом экономического развития, которые уже давно активно используются другими странами. Мы нуждаемся в том, чтобы активно внедрять новые достижения в нашу жизнь. Поэтому обращаем особое внимание на цифровизацию страны. Во всех регионах нужно использовать новые технологии и дать новый импульс нашему темпу развития. Цифровизация всего общества — веление времени. Внедрение новых технологий в сферу предоставления государственных услуг, межведомственного документооборота станет хорошим подспорьем для нашего развития. Исключим человеческий фактор, ликвидируем коррупционные проявления. На сегодняшний день 47 госорганов подключились к системе «Тїндїк», из которых 16 госорганов начали онлайн-обмен документами. Таким образом, мы сможем исключить ненужные процедуры и излишнюю необходимость наличия справки. На следующем этапе к данной системе подключатся коммерческие банки и другие частные стороны, появится возможность обмена требуемой информацией. Кроме этого, внедрена система электронного патентирования, а также налоговая отчётность в электронном виде. Это позволит создать комфортные условия для наших предпринимателей и сократить бюрократию. В настоящее время готовится проект фискализации налоговых процедур. Мы сможем исключить теневой оборот товаров через внедрение механизмов маркировки товаров, электронной счёт-фактуры и онлайн-ККМ. В результате бюджет получит дополнительные средства. Я, как Президент и как гражданин, весьма заинтересован в продвижении этого проекта. Внедрение электронной системы расчётов в таможенной и налоговой сферах позволит исключить коррупционную схему в них. Если этот проект внедрим, то прекратятся разговоры о том, что таможня и налоговая работают в частных интересах нынешних властей.

Начала работу система электронного контроля в сфере ветеринарии и фитосанитарии. Она создаст благоприятные условия для наших предпринимателей при экспорте отечественной продукции на рынки ЕАЭС. С использованием передовых технологий реализуются проекты «Безопасный город» и «Безопасное дорожное движение». Через систему электронной визы Кыргызстан посетили более 27 900 иностранных граждан. Внедрена специальная электронная площадка для проведения аукциона по предоставлению в аренду государственного имущества. В рамках проекта Digital CASA начинается подготовка к обеспечению регионов Интернетом и строительству регионального дата-центра. Правительство проводит определённую работу по направлениям, о которых я вёл речь. Но для того, чтобы шагать в ногу со временем, надо работать в ещё более ускоренном темпе.

В настоящее время в регионах нет ни одного полноценного банка. С развитием системы электронных платежей и мобильного банкинга в регионах должны появиться банковские услуги. Национальный банк запаздывает с выполнением данной задачи. Если в ближайшее время эту работу не активизировать и не появятся конкретные результаты, то разговаривать по-другому. Перед Национальным банком поставлена ещё одна задача. Во время Национального диалога я подробно рассказывал об этом. Национальный банк должен предложить стимулы для коммерческих банков для финансирования региональных проектов. Если коммерческие банки профинансируют хотя бы по одному крупному проекту в регионах, то появится возможность для реализации более 25 проектов.

Цифровизация изменит суть предоставления услуг и станет источником внедрения новых технологий в общественную жизнь. Она — своеобразная база для освоения новых технологий. Если сумеем успешно решить данную задачу, откроется путь для изучения и применения био- и нанотехнологий. Единственный путь, способный помочь нам не остаться на задворках мировой цивилизации и передать будущему поколению развитое государство, — это незамедлительное и решительное освоение новых технологий. Одно из важных глобальных изменений — изменился сам центр всемирной экономической активности. Он перемещён на Азиатский континент. В первую очередь это обусловлено экономическим развитием Китая и Индии. А у нас появилось уникальное условие для развития. С одной стороны, мы с Китаем — ближайшие соседи, с другой — члены ЕАЭС. У многих стран нет этого шанса стать своеобразным мостом между этими двумя глобальными экономическими зонами. Мы не должны упустить эту возможность, и нам следует умело воспользоваться ею.

Уважаемые депутаты!

Значительное улучшение жизни народа — наша главная цель и обязанность. Пути претворения в жизнь наших планов, сроки реализации чётко определены в Национальной стратегии развития. Соответствующая работа идёт, и я остановлюсь на некоторых из них. Для достижения вышеперечисленных целей во главу угла ставится задача по внедрению новых технологий в экономику, сферу образования и здравоохранения. Все школы мы обеспечим Интернетом и компьютерной инфраструктурой. Выполним задачи по охвату дошкольным образованием, повышению качества образования, обеспечению профессиональным образованием, отвечающим требованиям рынка труда. В том числе реализуем проект «Школа будущего». В его рамках в каждом регионе намечено построить около десяти школ с уклоном подготовки специалистов в сфере точных наук и изучения различных языков. Каждый ученик таких школ будет владеть кыргызским, английским и русским языками. В данных школах начнут преподавать не педагоги, а менеджеры, банкиры и предприниматели. Ожидается, что форматом обучения станет профессиональное образование и научно-образовательный комплекс. На сегодняшний день 86% школ в республике уже подключены к Интернету, до конца текущего года остальные также полностью обеспечим. До 2023 года не менее 80% детей дошкольного возраста охватили дошкольным образованием и подготовкой к школе. При подготовке детей к школе решено использовать современные теле-, аудио- и информационные технологии. Как вам известно, страна, которую волнует будущее, обращает особое внимание на воспитание детей дошкольного возраста. Поэтому правительство должно со всей ответственностью отнестись к этой задаче.

В сфере здравоохранения также планируются новые проекты создания комфортных условий для наших граждан. К примеру, в рамках реализации проекта «Современные больницы» до 2023 года построим хирургический корпус Бишкекской городской детской клинической больницы. В 2019-2024 годах в Бишкеке, Оше, Таласе — 3 перинатальных центра, обеспеченных современными технологиями, телемедицинским оборудованием. Система скорой помощи также кардинально изменится. Автоматизированную систему управления с использованием современных информационных технологий в Бишкеке полностью завершим в декабре 2019 года. Эту работу в 2020-м продолжим в Оше и Караколе. Наши граждане часто обращаются ко мне с различными заявлениями и жалобами. Многие говорят и пишут о том, что некоторые центры семейной медицины в день работают только по три часа, а в другое время у них закрыты двери. Хочу отметить, что семейный врач и медсестра всегда должны быть доступны каждому человеку и каждой семье. Деятельность центров семейной медицины организуем по совершенно другому принципу. Главная цель — обеспечение возможности быстрого доступа к специалистам семейной медицины и к медицинским услугам. Этот проект в пилотном режиме запустим в Бишкеке с июля 2019 года. Данные центры начнут оказывать круглосуточные услуги населению. Для этого внедряются онлайн-консультации через Интернет, телефон, услуги электронной очереди. Для укрепления здоровья граждан до 2022 года в Джалал-Абаде, Баткене, Оше, Нарыне и Токмоке построим 5 комплексов укрепления здоровья. Подобные комплексы уже действуют в других областях. Спорту также уделим особое внимание. Наши спортсмены радуют нас новыми успехами, им выражаю благодарность.

Уважаемые соотечественники!

В настоящее время в Кыргызстане количество зарегистрированных детей-сирот составляет 1 151. Наши задачи — уточнить их список и создать условия для того, чтобы они росли и воспитывались в семье. История констатирует, что наше общество всегда было сильно своей социальной ответственностью. Наши предки никогда не оставляли без попечения сирот, вдов и стариков. Эти дети должны воспитываться не в интернатах, а в семье, в атмосфере заботы и внимания. Коррупция есть и в сфере усыновления детей, это нужно искоренить. Ненадлежаще обеспечено бесплатное лечение детей до шести лет и пожилых людей старше 70 лет, так как задача по полному финансированию этой статьи не всегда исполняется. Следует пересмотреть и систему предоставления пособий на детей, усилить его адресность и вывести из этой сферы благополучные семьи.

Деятельность Государственной ипотечной системы также находится под моим личным контролем. Как вам известно, мы снизили ставку госипотеки на жильё с 14 до 7%. В будущем мы намерены снизить её до 6%. Недавно принимал руководителя Госипотечной компании. Она готова к выполнению данной задачи. Ей поручено не полагаться только на бюджет, а привлекать внешние инвестиции. В будущем государственную ипотеку по низким процентным ставкам начнём предоставлять не только бюджетникам, врачам и учителям, но и всем гражданам, нуждающимся в жилье.

Из 653 населённых пунктов, охваченных Стратегией обеспечения населения чистой водой, она стала поступать в 31 село. Теперь, в предстоящие 5 лет, чистой водой обеспечим ещё 622 села. На это требуется 33,8 млрд. сомов. На сегодняшний день через финансирование международных финансовых институтов составлен список из 588 сёл и определены финансовые средства на сумму 27 млрд. сомов. С нынешнего года предстоит увеличить объём средств, выделяемых на эти цели из республиканского бюджета, до 500 млн. сомов.

Особое внимание уделим управлению земельными ресурсами, обновлению ирригационной инфраструктуры. Программа ирригации — весьма амбициозный проект, но мы прикладываем все возможные усилия для его реализации. Проекты программы разделены на три группы. Финансовые источники 17 ирригационных объектов, включённых в первую группу, уже определены. 17 проектов, включенных во вторую группу, осуществим с помощью инвесторов, переговоры по ним находятся уже на стадии завершения. Проекты первой и второй групп реализуем до 2023 года. В его рамках намечено сдать в эксплуатацию 32 водохозяйственных объекта на общую сумму 18 млрд. сомов. В результате появится 27 гектаров новых поливных земель. Остальные 12 проектов третьей группы реализуем до 2026 года.

Хотел бы остановиться и на задачах в сфере экономики.

Технологическая модернизация намечена в промышленности, агропромышленном комплексе, текстильном и швейном производстве, сфере туризма. Работаем над созданием равных условий для предпринимателей и обеспечением свободной конкуренции. До сих пор звучит немало нареканий от населения, бизнесменов в адрес госорганов. Пока не изменится отношение госорганов к бизнесу, народ не станет доверять власти. Поэтому я ещё раз хочу подчеркнуть — следует прекратить необоснованные проверки бизнеса и вмешательство в его деятельность. Я предъявляю жёсткие требования по данному вопросу. Вам известно, что для сокращения необоснованных проверок бизнеса введён двухлетний мораторий на проверки государственными контролирующими органами (в 2019-2020 годы). Создан новый институт по защите предпринимателей — институт бизнес-омбудсмена. Ждём, когда правительство определится с кандидатом. Создан комитет по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете по устойчивому развитию Кыргызской Республики. В критерии оценки деятельности местных органов власти — полномочных представителей правительства в областях, акимов и глав айыл окмоту включён индикатор дополнительной оценки по созданию комфортных условий для предпринимателей, по привлечению инвестиций и по экспорту произведённой продукции. Для стимулирования приоритетных секторов экономики внесён ряд изменений в налоговое законодательство. Для местных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции в качестве льготы налог на добавленную стоимость сокращён до 80%. Торгово-логистическим центрам, машинно-тракторным станциям и сельскохозяйственным кооперативам предоставлены льготы по налогу на прибыль, на добавленную стоимость и налогу на имущество. Промышленные предприятия, открытые в дотационных регионах, освобождены на срок от пяти до десяти лет от уплаты налогов на прибыль, налога с продаж, налога на землю и имущество. Предприятия-импортёры технологического оборудования освобождены от таможенных пошлин. В целях повышения экспортного потенциала экономики создана новая лабораторная база по сертификации и стандартизации продукции. Поддержка экспортно ориентированных предприятий продолжится. Для этого правительство разрабатывает инструменты по экспортному финансированию, предоставлению оборотных средств и гарантий. Мы устраним все препятствия на пути бизнеса. Особо следует обратить внимание на задачу подключения к электрическим сетям по принципу «единого окна», без элементов коррупции. Правительство за короткий срок сумело выполнить задачи по созданию условий для бизнеса и в других направлениях деятельности. Согласно моей информации, итоги 2018 года оказались неплохими. Уверен, что правительство успешно отчитается перед парламентом.

Уважаемые депутаты!

Наша цель — добиться того, чтобы в предстоящие пять лет Кыргызстан смог встать в рейтинге Doing business в ряды 50 передовых стран, где в настоящее время занимает 70-е место. Чтобы привлечь инвестиции, надо обратить особое внимание на состояние инвестиционного климата в стране.

В особенности улучшения требует ситуация в сфере горной промышленности. Принимая во внимание актуальность этого вопроса, мы его обсудили на заседании Совета безопасности. Требую неукоснительного исполнения решений Совбеза. Наша цель — создание благоприятных условий для разработки недр для честных, порядочных, некоррумпированных инвесторов, а также защита наших национальных интересов в сфере использования недр. Более 18 тысяч граждан страны заняты в сфере горнорудной отрасли. Она даёт в республиканский и местные бюджеты около 12 миллиардов сомов, что составляет около 8% ВВП и 44% объёма промышленной продукции. Развитию горнорудной промышленности и привлечению дополнительных инвестиций препятствовала практика предоставления лицензии путём коррупции. В этой отрасли допускались самые настоящие спекуляции. Поэтому в 2018 году я поручал тщательно проанализировать ситуацию в этой сфере и провести инвентаризацию. В результате чего нам удастся добиться прозрачности и открытости в этой сфере. Средства от разработки месторождений максимально следует направлять на развитие этих регионов, открытие производственных предприятий. Если создадим дополнительные рабочие места, обеспечим рост экономики, поступят средства в республиканский и местные бюджеты, тогда и местное население не будет против инвесторов.

Скажу пару слов о ситуации в сфере экономики и ремонта дорог. Продолжается строительство альтернативной дороги стратегического значения север — юг. Практически завершается 3-я фаза строительства автодороги Суусамыр — Талас — Тараз. В рамках следующей 4-й фазы её построим до границы с Казахстаном. В скором времени завершим дорогу Исфана — Карагач. Продолжается строительство дорог Кара-Балта — Бишкек и Маданият — Джалал-Абад. Идёт согласование с донорами процедур по проекту строительства дороги Тюп — Кеген в рамках коридоров ЦАРЭС. Начались переговоры по строительству дороги Арал — Суусамыр, направленному на улучшение сообщения между Таласской и Нарынской областями. Идёт подготовка ТЭО по строительству южной части кольцевой автодороги Иссык-Куль. Вопрос ремонта внутренних дорог также актуален. Впредь ежегодно станем ремонтировать по 3 км дорог в районных центрах страны. В 2017 году пытались выполнить данную задачу, а в 2018-м работа не проводилась. Правительство должно работать в данном направлении. На ближайшие годы намечена модернизация международных аэропортов «Манас», Ош и Иссык-Куль.

На Токтогульской ГЭС идёт реконструкция, подобного не делали последние 40 лет. До 2023 года завершим обновление гидроагрегатов. В результате их мощность увеличится на 240 мегаватт. Намечена реабилитация Уч-Коргонской ГЭС. Проводятся работы по введению в эксплуатацию второго агрегата Камбар-Атинской ГЭС в 2023 году. Завершение реконструкции Ат-Башинской ГЭС планируется на 2021 год. Работаем над привлечением инвесторов в строительство Верхне-Нарынского и Казарманского каскадов ГЭС. Идут переговоры с инвесторами по строительству Камбар-Атинской ГЭС-1. В рамках проекта CASA-1000 началось строительство электрических линий.

В ближайшем будущем проведём административно-территориальную реформу. Её цели — формирование сильного местного самоуправления и создание мобильного и компактного государственного аппарата. Создана рабочая группа для уточнения задач в данном направлении и для учёта всех предложений. Её результаты представим на ваше рассмотрение. Мы вместе с вами тщательно обсудим все обстоятельства и примем решение.

В следующем году состоятся парламентские выборы. Для всех участников выборного процесса обеспечим одинаковые права. Правила выборов определим за год до их даты и не поменяем. Все необходимые законы примем заблаговременно и обнародуем. Все партии заблаговременно информируем о правилах игры, и на основе конкуренции они примут участие в выборах. Хотел бы особо подчеркнуть, что без развития партийной системы и настоящей политической конкуренции мы не сможем развивать парламентскую демократию. У нас, к сожалению, пока превалирует борьба политиков, стремящихся к лидерству, а не борьба программ и идей. Обстоятельство, требующее особого внимания. Только тогда, когда внутри партии станут неукоснительно соблюдаться демократические принципы, мы сможем говорить о парламентской демократии. В нашем обществе созрела необходимость формирования новой политической культуры. Все мы должны прилагать усилия для её формирования. Уверен, что наше государство станет государством не личных обид, а истинной демократии, где происходит борьба идей по развитию, и которая вызовет восхищение у других стран.

Уважаемые соотечественники!

Для нас самое ценное — это поддержка нашего мудрого, великодушного народа. Самое ценное — мир на нашей земле. Нет сомнений, что честный труд обязательно вознаградится. Поэтому мы продолжим работать, несмотря ни на какие препятствия. Знаю, непросто будет нам достичь цели. Знаю, немало преград возникнет на пути. Имеет место саботаж коррумпированных лиц, противодействие некоторых политических сил. Коррупционные деяния организованного мафиозного преступного клана нанесли огромный вред нашей стране, и это уже хорошо известно общественности. Они уже переходят к оправданиям, чтобы любыми путями прикрыть своё воровство, приведшее к огромному государственному долгу, распространяют разные домыслы и ложь с целью ввести народ в заблуждение. Никакой язык ультиматумов мы не примем. Все равны перед законом. Допускают ошибку те, кто думает, что сумеет решить вопрос путём вывода людей на площадь и оказания давления на власть. Все вопросы станем решать в правовом поле. Дорогие соотечественники, государство должно жить не по понятиям, а по законам. Государственные ветви власти должны принимать решения не под давлением той или иной группы, а только в рамках закона. Как Президент, которому народ оказал доверие, я всё своё время, возможности, опыт и знания направлю на то, чтобы улучшить жизнь народа, исправить в лучшую сторону ситуацию в государстве. У меня нет другой цели, долга, смысла жизни. Я обещал, что стану народным Президентом. Я вышел из народа, и моя цель — быть своим среди народа как человек с незапятнанной репутацией и достигнувший успехов. Я не давал обещания, что буду служить узкому кругу лиц и защищать их интересы, прикрывать их воровство. Все мои действия на политическом поле за последние 25 лет не были запятнаны никакими нечистыми помыслами или делами. Никакая клевета ко мне не пристанет. Пережил и апрельские события, и июньскую трагедию. Прекрасно знаю цену мира в государстве, согласия в народе. Поэтому, как Президент, не позволю нарушить стабильность в обществе и не допущу попыток разделить народ.

Уважаемые депутаты!

Надо, чтобы все ветви власти работали слаженно на благо развития страны, улучшения жизни народа и мы заняли достойное место на мировой арене. Главная задача судебной власти — реализация судебно-правовой реформы. правительство, правоохранительные органы, прокуратура должны активно поддерживать данную реформу. Необходимо непрестанное стремление и действие правительства для выполнения задач по улучшению жизни народа. Достигнуть успеха на этом пути невозможно без поддержки Жогорку Кенеша. Реформы также нуждаются в поддержке всего общества, политических партий, гражданского общества. Для преодоления трудностей и препятствий на пути достижения целей развития нам нужны общественная стабильность и согласие в народе. Нам надо укреплять страну, где высоко ценят независимость и будущее поколение с гордостью станет жить и работать. Пусть окажутся успешными начинания во имя народа, во благо страны!

Пусть будет мир и согласие на нашей благодатной земле! Пусть Всевышний оберегает наш Кыргызстан!»

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.

Добавить комментарий