Семь шагов к изобилию

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Сегодня мы начинаем цикл публикаций,  посвященный будущему  нашей матушки-земли плодородящей.
Для желтых изданий они не представляли бы никакого интереса: нет в них жареных фактов, скандальных сообщений, да и размер явно негазетного формата. Но мы решили разбить огромный материал академика  Джамина Акималиева, генерального директора НИИ земледелия,  и публиковать его частями. Потому что так же хорошо, как и вся страна, знаем этого человека. Обручившись навсегда с землей,  ученый-агроном Акималиев  многажды доказал, что любовь к ней может творить чудеса. Достаточно сказать, что в 70-е годы под его руководством Сокулукский  район выращивал самый большой в Советском Союзе урожай — по 509 центнеров (!) на каждом гектаре огромной пашни в 10 тысяч гектаров.
Для нас самым ценным в размышлениях академика является то, что он не просто  критикует сложившееся положение дел в сельском хозяйстве, а четко, ясно показывает, как его  вытаскивать из глубокой трясины. Свое письмо Джамин  Акималиевич направил Президенту, премьер-министру и в парламент. «Не могу  молчать» — так можно было бы назвать его обращение к власти. Накипело. А с другой стороны — это шанс, что его  наконец услышат.

Держава держится на  земле
Начну с цифр. 80 процентов земельных ресурсов нашей страны составляет высокогорье, а земледельческая зона расположена в основном по речным долинам и межгорным впадинам на высоте 500-1800 м над уровнем моря, выше — сенокосы и пастбища. В расчете на душу населения обеспеченность пашней составляет 0,27 га, а орошаемой — 0,17. Для сравнения скажу, что в Российской Федерации на душу населения приходится 1 га пашни, а в соседнем Казахстане — 2.
Сельскохозяйственный сектор является основной отраслью всего народного хозяйства Кыргызстана. Агропромышленный комплекс обеспечивает порядка 40% ВВП страны, а на селе проживают 65% всего населения. Недаром говорится: держава держится на деревне. Село — это не только производство, но и инфраструктура. Не случайно словосочетание «сельское хозяйство» звучит по-английски «агрикалчэ», что буквально переводится на русский язык как «сельская культура». Стратегической целью аграрной политики государства является формирование эффективного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны.
За годы акаевского правления сельское хозяйство пережило невероятные трудности. Это связано с тем, что бесконечные реформы в АПК осуществлялись без предварительного анализа и планирования, без творческого изучения положительного зарубежного опыта и в условиях отсутствия законодательной базы и необходимых нормативных актов, а самое главное — без учета мнений самих товаропроизводителей, специалистов сельского хозяйства и ученых-аграриев. В целом земельно-аграрная реформа, проведенная дилетантами, не имела никакого научного обоснования.
При реформировании, вернее, разрушении крупных коллективных хозяйств была допущена неоправданная поспешность, произошла самая что ни на есть сплошная «фермеризация» всей страны. За годы реформ вместо 519 колхозов, совхозов, экспериментальных хозяйств, опытных станций, семеноводческих и племенных хозяйств было создано 320 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, в результате чего судьба сельскохозяйственного производства оказалась в руках мелкотоварного частного хозяйства, где имеют место ручной труд, примитивные приемы агротехники и как результат — крайне низкие производительность и доходность.
Как показывает мировая практика, мелкие хозяйства никогда не дают должного эффекта, т.к. производительность труда в них в 5 раз ниже, чем в крупных хозяйствах, а затраты труда на единицу выращенной продукции увеличиваются в разы, что в конечном счете приводит к  банкротству.
В нашей республике до акаевско-талгарбековских аграрных реформ средняя урожайность зерновых культур составляла 32 центнера с гектара, а теперь — 17-19; кукурузы — 70 ц сухого зерна, теперь — 47; сахарной свеклы около — 400 ц, а нынче — 190.  Тяжелая ситуация сложилась и в животноводстве, которое раньше считалось главной отраслью сельского хозяйства. Если до проведения реформ  производилось 38 тыс. тонн высококачественной тонкорунной и полутонкорунной шерсти, то теперь этот показатель упал до 10 тыс. тонн. В 1986-1990 гг. производство яиц достигло у нас рекордной цифры — 654 миллиона штук, а после реформ — только 180 миллионов.  Если на начало 90-х годов насчитывалось более 10 миллионов овец и коз, то после «успешного» проведения аграрной реформы их осталось только 4 миллиона, птиц (кур и уток) было 14 миллионов голов, а в процессе реформ их поголовье уменьшилось в 5 раз.
В результате раздробления земель на мелкие участки размером от 1 до 5 га  и разрушения существующей цельной системы земледелия сильно пострадало наше главное богатство — земля. 6 млн. га подвержены водной и ветровой эрозии, 500 тысяч га переуплотнены, 100 тысяч га заболочены,     1 миллион га — засоленные и солонцеватые. А ведь при слабой степени засоления урожай снижается на 10-20%, при средней — на 20-50%, а при сильной — на 50-80%. На солончаках и солонцах получить урожай практически невозможно. Если в начале  90-х содержание гумуса — главного показателя плодородия почв — достигало 1,5-2%, то ныне оно уменьшилось до 1%. Согласно научным наблюдениям, каждый процент гумуса формируется тысячелетиями.
Абсолютно ясно, что аграрно-земельная  реформа, проведенная в 90-х годах, зашла в тупик и не оправдала надежд народа. Следовательно, необходимо извлечь уроки из ошибок прошлого и проводить совершенно новую аграрную политику.
Мне бы хотелось остановиться на главных направлениях дальнейшего развития агропромышленного комплекса в республике.

Шаг первый:
кооперация

В первую очередь мы должны преодолеть мелкотоварное хозяйство и иметь все необходимые правовые, финансовые и материальные условия для развития кооперации в аграрном секторе. Для этого следует начать широкую разъяснительную работу среди руководителей мелких, разрозненных крестьянских хозяйств с тем, чтобы кооперирование осуществлялось на добровольных началах и при полном сохранении единства интересов.
Укрупнение мелких крестьянских хозяйств и на этой основе образование сельскохозяйственных кооперативов с большими земельными наделами создадут прочную основу для освоения научно обоснованных севооборотов, что будет напрямую способствовать повышению культуры земледелия и плодородия почв, значительному увеличению урожайности всех сельскохозяйственных культур, широкому применению на полях новых прогрессивных технологий, мощной сельскохозяйственной техники и крупных оросительных систем. А это в свою очередь позволит заметно повысить производительность труда и уменьшить себестоимость продукции, поднять рентабельность всего сельскохозяйственного производства.
Создание современных крупных кооперативов должно стать одной из главных и конкретных задач Министерства сельского хозяйства. Именно данное ведомство обязано возглавить кооперативное движение в стране и совместно с облрайгосадминистрациями и айыльными округами на практике решать все вопросы, связанные с кооперацией на селе. В этих целях следует разработать и утвердить комплекс мер по развитию кооперативного аграрного производства. И прежде всего необходимо принять новый закон «О сельскохозяйственной кооперации в Кыргызской Республике», предусмотрев в нем четкие  механизмы стимулирования деятельности крупных кооперативных хозяйств.
Укрупнение мелкотоварных хозяйств в кооперативы — это основа современной аграрной политики, это будущее всего сельскохозяйственного сектора нашей экономики.
Вместе с созданием производственных кооперативов следует организовывать в каждом сельском районе сервисные центры, а точнее, машинно-тракторные станции, и там концентрировать всю сельскохозяйственную технику. Это позволит более рационально использовать имеющуюся и вновь поступающую технику, значительно поднять производительность труда, обеспечить своевременное и качественное выполнение всех полевых работ, включая пахоту, посев, обработку почв и уборку, что в конечном счете создаст прочный фундамент для полного использования всей пашни (в настоящее время в республике ежегодно остаются неиспользованными до 130 тысяч гектаров пахотных земель),  увеличения урожайности и валового сбора основных сельскохозяйственных культур.
(Продолжение следует)

Когда верстался номер. Сегодня профильный комитет парламента рассмотрел обращение академика и  поручил Минсельхозу разработать Комплексную программу дальнейшего развития  агропромышленного комплекса.
Дано также задание внести предложения о механизме укрупнения мелкотоварных хозяйств. Более подробно о решении парламентариев — в следующих номерах.

Добавить комментарий