Налоговая реформа

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Специалисты  Министерства экономического регулирования  подготовили свыше 20 изменений и дополнений в действующий Налоговый кодекс страны. Это исправление серьезных ошибок «финансовой конституции страны», мешающих  продвигаться вперед бизнесу. Работа предстоит масштабная,  все зависит от понимания ситуации и расторопности наших парламентариев.

Попытки превратить налоговые и таможенные органы из карающих в созидающие  предпринимались не раз. Те, кто по своему статусу обязан контролировать бизнесменов, должен повернуться к ним лицом, стать партнером, другом,  помогать избегать ошибок в отчетах, а не потирать от удовольствия руки, выписывая очередной штраф. Ведь в республике  достаточно много законопослушных честных  граждан, добросовестных  налогоплательщиков, а не только «подпольщиков», предпочитающих работать в неофициальной экономике. Довести начатую налоговую реформу  до логического завершения никак не удавалось прежним властям, за нее   взялось новое коалиционное правительство.
Активными инициаторами позитивных изменений в республике, как обычно, выступили  специалисты  Министерства экономического регулирования —  единственного ведомства, защищающего права предпринимателей на государственном уровне. Ведь подъем  отечественной экономики, которого с нетерпением ждут кыргызстанцы, всецело зависит от  благоприятного бизнес-климата и предсказуемой инвестиционной политики, конкурентоспособности  нашего государства по сравнению с соседними странами.
— Поправки планируется вносить блоками, их всего пять, — говорит  министр экономического ведомства   Учкунбек  Ташбаев. Предприниматели-инвалиды первой и второй групп, а также предприятия  Кыргызского общества слепых и глухих освобождаются от всех видов налогов. Ставим перед собой  цель: упростить расчет предварительной суммы налога на прибыль, а для лизинговых компаний  эти отчисления составят 50% от суммы, что подтолкнет  лизинговую службу к расширению.
Это  исключительно актуально,  так как  машинный парк  республики  изношен до предела, а приобрести современную технику самостоятельно крестьяне не могут, не хватает средств. Вот тут и приходит на выручку  финансовая аренда — лизинг, оправдавший себя  на всем мировом пространстве.
Но, прежде чем   включать зеленый свет  финансовой аренде,  необходимо в первую очередь подготовить концепцию развития лизинга, считает  У. Ташбаев.
Прорыв в этом сервисе обеспечат отмена лицензирования  и солидные налоговые преференции, которые и предлагается внести в существующие законы, регулирующие экономическую деятельность предпринимателей.
Так, на пять лет лизинговые компании (их у нас тринадцать)  предполагается  освободить  от налога на прибыль, следующие пять лет  они будут уплачивать только половину ставки налога на доход. Лизинговый бизнес не  должен облагаться  налогом на имущество и НДС. (Список предприятий, не уплачивающих налог на недвижимость, утверждается  правительством, а доходы нерезидентов  горного края предложено облагать у источника выплаты в Кыргызской Республике за символическую плату — 1% и всего на 5 лет).
Символично, что  нововведения  чиновников   всецело поддержала  представитель бизнеса,  председатель правления  палаты налоговых консультантов Татьяна Ким, которая давно стала привычной  и заметной фигурой при решении экономических и финансовых вопросов государственной важности. Отметив, что коалиционное правительство  предпринимает неимоверные усилия, чтобы помочь малому и среднему бизнесу,  идет на значительные уступки, налоговые  преференции для  стимулирования  развития предпринимательства, Т. Ким  перечислила несомненные преимущества  финансовой аренды.
Они очевидны как для  фермеров, так и для  финансовых учреждений: не требуется залога, сроки аренды  длиннее, чем   у коммерческого кредита, к тому же  крестьяне наряду с финансовыми и кредитными организациями  вкладывают свои кровные в покупку  оборудования.
Почему  у нас лизинговые операции так долго были невостребованы, тогда как в соседнем Узбекистане  подобные услуги финансистов били все рекорды в Центральной Азии? Сотрудники  Министерства финансов  Кыргызстана даже  ездили за опытом  в Ташкент, несмотря на совершенно разные экономические модели двух   суверенных государств.
Татьяна Ким отвечает, даже не задумавшись:  у нас лизинговые льготы были усеченными, что  не позволяло в полной мере воспользоваться их преимуществом.  В 2010 году все лизинговые компании выплатили в казну всего  850 тысяч сомов в виде налогов. По словам специалиста, финансовая аренда плохо развивается из-за узости внутреннего рынка, который не интересен  солидным инвесторам.
Но это не значит, что нашей стране лизинг не нужен вообще, его расширение   приведет  к стимулированию региональной торговли и финансовой состоятельности большинства жителей Кыргызстана. В прошлом году  только  четыре из тринадцати лизинговых компаний  не представили финансовые отчеты. Поправки в Налоговый кодекс,  предусматривающие  льготную систему налогообложения, освобождение  лизинговых операций от самого коварного налога  — НДС,  отмена лицензирования,  а также отсутствие двойного налогообложения  сделают Кыргызскую Республику эффективной  лизинговой площадкой на всем   центральноазиатском  пространстве.
Депутатам Жогорку Кенеша  хорошо бы обратить на это особое внимание: дальнейшее развитие лизинга в стране будет иметь  мощный  мультипликативный эффект. С ним  двинется  вперед региональная торговля, кыргызстанские  фермеры обзаведутся  так необходимыми им  сегодня тракторами, сеялками, комбайнами новой модификации, республика успешно решит проблему   продовольственной безопасности.
К тому же  финансовая аренда  подстегнет  наш фондовый рынок, появятся инвесторы, заинтересованные  вложить капиталы  в развивающуюся страну, ведь прибыль в таких случаях гораздо выше, чем   на  успешных международных рынках ценных бумаг. Следует   взглянуть на лизинговые сделки по-другому, с иной позиции. Лизинговые компании просто    обязаны иметь  солидный  пакет налоговых льгот.
Во всяком случае, в сложившейся сегодняшней ситуации.
Хотя  предоставлять  «вечные» преференции  бизнесу  неправильно, предостерегает Татьяна Ким. Доказательство тому — свободные экономические зоны  Кыргызстана. У нас даже целая область — Нарынская — объявлена СЭЗ, то есть  предпринимателю здесь не надо уплачивать никаких налогов, что однако не привело к процветанию  высокогорной местности, она по-прежнему занимает лидирующее место среди самых бедных территорий республики.
Существует дилемма: либо продолжать  развивать лизинг в стране, либо  пополнять бюджет НДС и налогами  с продаж. Услуги финансовой аренды за последнее время  сократились в 10 раз.  А ведь у нашего государства есть реальная перспектива  не только превратиться в  региональную лизинговую площадку,  но и  расширить  маркетинг,  дать работу многочисленным  отечественным  консалтинговым  фирмам,  в услугах  которых   все больше будут нуждаться   крестьянские и фермерские хозяйства. Бюджет   может ежегодно пополняться  600-700 миллионами сомов только от лизинговых операций,  заключила Татьяна Ким.
У. Ташбаев напомнил, что с сентября 2009 года  в Министерстве экономического регулирования работает Методологический совет по координации фискальной политики правительства. Повестка дня формируется по предложению членов совета, заседания проходят ежемесячно. Задачи методсовета — налаживание партнерских отношений между государством и бизнесом, создание благоприятных условий для работы предпринимателей, выявление противоречивых и сложных для решения вопросов налогового и таможенного законодательств.
В текущем году проведено 20 заседаний совета с участием  местных и зарубежных экспертов, рассмотрено более 600 предложений, подготовлено два пакета законопроектов по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Среди них —  понятие процентного дохода по исламским принципам финансирования, механизмы проведения  государственных закупок, расчет минимального дохода, с которого  будет взиматься подоходный налог.
Поправки в Налоговый  кодекс  предусматривают единый  расчет  для всех категорий предпринимателей, специалисты  считают такой подход справедливым, чтобы не возникало проблем при взятии подоходного при обязательных страховых отчислениях. Их  сбор хотят передать налоговикам,  чтобы не возникало дополнительных проблем при проверках.
Восторжествовать должна презумпция невиновности добросовестного налогоплательщика, при конфликтах  перечислять  предстоит    только основную сумму  налога, которую признал сам налогоплательщик,  без начислений пени и штрафов.
Среди новинок (дополнений в Налоговый кодекс) — процедуры возврата  предприятиям переплаты по налогу на добавленную стоимость, отмена начислений пени,  проверки предпринимательской деятельности по заявкам деловых людей, расшифровка понятия  «… другие случаи»,  позволяющего инспекторам  безнаказанно применять коррупционные схемы, чинить беспредел.
Привели в порядок и  положения  НК, касающиеся  взимания налогов с обанкротившихся предприятий.  В существующем кодексе компания, объявившая через судебные органы о своей  финансовой несостоятельности, тут же перестает  платить все налоги, но  инспекторы начисляют  пени на всю недоимку, по новому варианту  банкроту  придется  уплачивать гораздо меньше:  пени наложат только на недостающую сумму.  Упорядочены внеплановые проверки.
Если в действующем Налоговом кодексе хозяева фирм обязаны были обзаводиться депозитом  только в  налоговой инспекции, то теперь предлагается  дать им свободу открывать депозит в любом коммерческом банке.
Эксперты  предлагают  перевести предприятия  общепита   на общий налоговый режим, его  называют  налоговым контрактом. Налогом на прибыль  станут облагать юридических лиц в зависимости  от реализации доли их участия в бизнесе. Отчисления  должны производиться  и в регионах, о которых  часто забывают, то есть  там, где реально работает предприниматель,  а не по месту  регистрации его компании.
Это,  считают независимые эксперты, справедливо. К тому же в спорных случаях, которых на практике хоть отбавляй,  следует ограничить права  налоговых инспекторов требовать немедленно перечислись  задолженность предприятия по уплате того или иного налога до окончательного решения суда. Существующую  отчетность для малых и средних производств необходимо упростить, это признают и сами налоговые инспекторы. Незначительные  финансовые корректировки налоговых обязательств — до         1 000 сомов — можно не   вносить в  отчет.
По законопроектам  коммерческим банкам предоставят  возможность  работать  без применения  контрольно-кассовых аппаратов (ККМ), не оправдавших себя на практике в прежние годы.
Для удобства налоговиков создадут  единый  реестр предприятий,  освобожденных от уплаты в Соцфонд, с перечнем их доходов,  с которых не надо взимать подоходный налог. Предприятиям  малого и  среднего бизнеса будет предоставлено  право уплачивать налоги  в упрощенном режиме. Эксперты учли и сезонный характер  деятельности малых производств,  где не каждый месяц бывает прибыль.  Порядок расчета суммы налога на прибыль в таких случаях  будет ежеквартальным в размере 1% от выручки за предыдущий  квартал.
Одним словом, то, что раньше  рождало неразрешимые проблемы, мешало развиваться  людской инициативе, загоняло бизнес в подполье,  постарались максимально  учесть и устранить  при  подготовке новых законопроектов. Если  раньше  земельный налог платили только  юридические лица, то теперь предлагается  обкладывать им и индивидуальных предпринимателей.  Их отчисления пополнят местную казну, что очень важно для подъема регионов,   выравнивания  их  благосостояния с  городами, расположенными  ближе к центру деловой активности, Бишкеком и Ошем, а также Джалал-Абадом, Токмоком, Кантом.
Изменения коснутся и налога на недвижимость, когда закончится мораторий на его применение. Владельцы старых зданий, построенных в 50-х годах прошлого века, обязаны будут выплачивать не  более 20% от стоимости дома или квартиры.
Поправки внесены в налогообложение   казино.  В действующем НК  за один игровой стол в Бишкеке владельцу казино положено отчислить  300 тысяч сомов в виде  обязательного патента, а  если его игровой бизнес находится  в   50 км  от столицы, то он  платит не более  30 тысяч  в национальной валюте. Поправки призваны  уравнять всех, делающих деньги на пристрастиях людей: то есть за каждый стол  платишь 300 тысяч сомов и живешь спокойно.
— Нашим сотрудникам пришлось нелегко, работа проделана огромная, — признался министр экономрегулирования. Первый пакет  прогрессивных законопроектов  уже рассмотрен и одобрен правительством. На согласовании находится другой. После  летних  каникул  депутаты Жогорку Кенеша начнут работу с рассмотрения  поправок  в Налоговый кодекс. Народным избранникам  предстоит внести   ряд изменений  в Закон «О нормативно-правовых актах», а также в Кодекс об административной ответственности. Налоговая реформа  привлечет в республику потенциальных  инвесторов, наше законодательство о лизинге  станет   лучшим в   СНГ, а лизинговые  сделки позволят  ежегодно перечислять в бюджет   600-700 млн. сомов.

Галина ЛУНЕВА.

Добавить комментарий