«Не стреляй, друг, в марала…»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Древний кыргызский календарь предлагается номинировать на включение в Список всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО

Профессор Жумакадыр КАРАМОЛДОЕВ, который долгие годы искал ответы на загадки этого календаря, сегодня делится своими открытиями.

Вот так вырастают новые рога у самца косули

Я убеждён, что изучение древнекыргызского календаря нужно вводить в школьную программу, поскольку это даст глубокие знания о природе нашей земли, истории и традициях народа, о мудрой философии, на которой он строил свои отношения с окружающей средой. Кроме того, появится великолепная возможность знакомиться с эпосами.

Как известно, у кыргызов пять месяцев в году носят названия диких копытных животных, обитающих в горах Кыргызстана. Эти животные объединяются одним названием — «кайберен». В эпосе «Манас» слово «кайберен» употребляется в нескольких смыслах: как общее название диких жвачных животных, как духов, охраняющих этих животных, и как незаметные человеческому глазу сверхъестественные силы, хранящие людей.

Бугу

Всех, кто пользовался древним календарём, всегда волновал вопрос: почему месяцы названы именами диких животных? Точнее, именами самцов диких животных. Разгадку нужно искать в прямой связи мест обитания диких животных с высотной поясностью в горах Ала-Тоо. Эти пояса хорошо представлены в Атласе Кыргызской Республики, который, по отзывам многих учёных-естествоиспытателей, является лучшим научным картографическим изданием СССР 1987 года. Каждый из четырёх высотных климатических поясов соответствуют определённому дикому животному.

Второй, не менее важный вопрос: почему пять месяцев названы только нечётными числами: девятый, седьмой, пятый, третий и первый? Предположений высказывалось много, в том числе, что это священные, уважаемые в народе цифры. Но истина в другом.

Начнём с того, что издревле кыргызы вели отсчёт нового года с Нооруза, точнее, со дня весеннего равноденствия, наступавшего в месяце жалган куран (март). Продолжительность года составляет 365 дней и подразделяется на четыре сезона (жаз — весна, жай — лето, кєз — осень, кыш — зима), каждый длительностью 91 день. Оставшийся один день звездочёты понимали как звезду Весы, он приходился на 20 марта и считался началом года. К кочёвке не приступали, пока солнце не заходило с правой стороны Весов. Начинали кочевать по мере продвижения нулевой изотермы (линии, соединяющей точки с одинаковой температурой) вверх по склону и начала вегетации растений. За весну-лето кочевники вслед за скотом преодолевали несколько высотных поясов: лугово-степной, лесной, луговой, иногда и гляциально-нивальный. На них соответственно обитали косули (куран — самец косули); олени (бугу — самец оленя) ); горные бараны (кулжа — самец горных баранов) и, наконец, на большой высоте в поясе скал, многолетних снегов и скудной растительности — горные козлы (теке — самцы горных коз). Отсюда и названия месяцев (к слову, иногда самку горного барана — архара по незнанию выдают за самца. Как, например, в фильме Э. Рязанова «Гараж»).

Горный козёл — теке

Территория Кыргызстана отличается очень сложным, изрезанным рельефом. Экспозиционные различия хорошо выражены в горах, и в обиходе часто используются термины «кунгей» (повёрнутый к солнцу) и «тескей» (отвёрнутый от солнца). К примеру, Иссык-Куль окружают хребты Кунгей Ала-Тоо и Тескей Ала-Тоо. В эпосе «Кожожаш» различия между кунгеем и тескеем показаны так: «С прогалинами южный склон, белоснежный северный склон». В эпосе «Семетей» места обитания животных на различных высотных поясах описываются следующим образом: «В лесу много живности, особенно много маралов. На высоких скалах много теке, на склонах много кулжа, там же много аркаров, на этой земле много добрых людей».

Интересно, что в названиях месяцев не встречается широко распространённое на равнине степное животное бокон (сайгак) — один из объектов охоты кыргызов, и это прямое подтверждение того, что привязка животных произведена согласно распределению высотных поясов гор. Ещё один любопытный факт: у монголов и калмыков, многие века проживавших по соседству, новый год приходился на время окота и увеличения объёма молока. В эпосе «Манас» они приурочивали празднование Нового года к весне и называли «чаган».

У кыргызов, как и у многих кочевых народов, некоторые продукты питания, в частности мясо, обеспечивалось за счёт не только домашних, но и диких животных. Особенности охоты на диких животных и связанные с нею ритуалы широко освещены в трилогии «Манас», «Кожожаш» и др. народных сказаниях. К примеру, в эпосе «Манас» читаем: » Приехав на Уч-Арал, пробыли там одиннадцать дней. Медведя, шесть волков и лисицу добыли друзья, застрелили двух бугу и трёх кулжа». Как видно из этих строк, методы охоты на животных в зависимости от их употребления были разными. Медведя, волков и лисицу для сохранения меха добывали, а бугу и кулжа, используемых для пищи, убивали. И сегодня в домах часто можно увидеть шкуры животных. Для сохранения поголовья животных охотились преимущественно на самцов и, по-видимому, в благодарность (возможно, и в оправдание) назвали в их честь отдельные месяцы года. В эпосе «Манас» подчёркивается, что «Манас во время кочевья добывал оленя (бугу) в лесу, козерога (кулжа) на склонах гор, теке (козла) высоко среди скал, а самок козерога (аркара) отпугивал», т. е. охотились так, чтобы максимально обеспечить продолжение рода. Бережное отношение к сохранению поголовья диких животных объяснялось и частыми набегами соседей. Домашних животных во время набегов всегда могли угнать, поэтому была жизненная необходимость перестраховки для обеспечения населения мясом. В эпосе «Манас» об этом сказано: «Аркар, кулжа — живность гор, а скот во дворе, о котором печёшься, может стать в мгновенье чужим».

А теперь более подробно о названиях месяцев. Начнём с жалган куран (март). Куран (самец косули), обитающий в лугово-степном поясе гор, в эту пору сильно похож на самку косули («жалган» означает «ложный», буквально не похожий на самца косули). Погода в предгорьях (адырах), где обитают косули, неустойчива, часто идёт дождь, переходящий в снег, называемый в народе «шыбыргак», который вместе с тающим льдом формирует интенсивный ледоход — «уйор». В эпосе » Манас» это время называется «баар» и описывается так: «Затянулись горы тучами, туман покрыл низовья, в предгорьях выпал град, на равнинах — пелена дождя, арыки, полные воды, земля покрылась слякотью…» Народ готовится к длительному кочевью, в низовьях местами начинаются полевые работы. О трудностях на охоте в связи с погодой напоминают строки из «Манаса»: «За шиворот дождь заливает, снег за пазуху попадает, внутри кементая (верхняя одежда) полно снега, лицо Манаса покрыто льдом, всё вокруг глаза застилает».

Лето в поясе предгорий (500-600 — 900-1200 м над уровнем моря) бывает жарким (до 28о), зима — прохладная и малоснежная. Климат, особенно в Ферганской долине, напоминает субтропический.

В месяц чын куран (апрель) у косули вырастают рога, и животное уже точно похоже на самца. «Чын куран» означает «действительно куран». Названия первых двух месяцев года, посвящённых самцу косули, говорят о сезонной эволюции вида, а также о длительном нахождении кочевников в лугово-степном поясе в связи с изменчивой погодой при переходе от зимы к лету. В низовьях полностью стаивает снег, устанавливается более-менее устойчивая погода, и создаются благоприятные условия для охоты.

«Травы буйно растут вокруг, животные наедаются зелёной травой, языки у лошадей от свежей травы тёмно-зелёные, народ готовится к кочевью на джайлоо, в предгорьях скотоводы ставят походные палатки», — читаем в эпосе «Манас».

В начале 70-х годов прошлого столетия, будучи студентами географического факультета Кыргызского государственного университета, мы проходили на первом, втором курсах учебно-полевую практику в среднем течении правого притока реки Ысык-Ата речки Карагайлуу-Булак. Иногда нас посылали на сенокос в помощь колхозу. Здесь я впервые увидел несколько косуль в нижней части склона горы среди зарослей кустарника и разнотравья. Естественно, это было незабываемое зрелище. С тех пор прошло более 40 лет, и, к сожалению, среда обитания косуль в результате хозяйственного освоения сильно сократилась. Из-за благоприятных природно-климатических условий увеличились площади пашен, остальные территории используются как весенние и осенние пастбища.

Месяц бугу приходится на май. Самцы горных оленей — бугу — в основном занимают лесо-луговой пояс. Высотные границы этого пояса, как и виды лесов, в зависимости от региона разные: на Иссык-Куле он простирается на высоте 1800-3000 м над уровнем моря, и растут преимущественно ели; в Чуйской долине — 1600-3000 м, и тоже в основном ели; в Ферганской долине — 1000-2000 м, орехо-плодовые, выше — еловые и арчовые леса. Эпос «Кожожаш» даёт яркое представление о природе этих высот в эпизоде погони охотника Кожожаша за дикой козой Сур эчки: «На залесённых горах, среди бурных потоков, где камнепады грохочут, среди густых зарослей северных склонов, в ущелье тысячи оленей устроил погоню за Сур эчки «.

А из известного эпоса «Эр Табылды» можно узнать о взаимоотношении человека и оленя в те времена: «Едут на лошадях два друга (Табылды и Элдияр), прокладывая путь в дремучем лесу. Увидели марала (самку оленя) с оленёнком, потянулся Элдияр за луком и приготовился к выстрелу. Но здесь Табылды говорит: «Не стреляй, друг, в марала, она не причинит зла, видишь, она с оленёнком. Если ты застрелишь её, не миновать тебе божьей кары, если останется оленёнок сиротой, хищники загрызут его».

Месяц бугу отличается увеличением массы кумыса. Кыргызы издревле классифицировали свой традиционный напиток, изготовленный из кобыльего молока, в зависимости от сезона. «Уз кымыз — поздней весной, күл кымыз — летом, шылдыраў — осенью», — читаем в эпосе «Семетей». Это говорит о том, что кумыс в зависимости от сезона отличается своими вкусовыми, возможно, и лечебными качествами, поскольку на него влияют и природа, и климат, и состав травостоя.

Для месяца кулжа (июнь) очень важным является то, что 22 числа наступают самый длинный день (день летнего солнцестояния) и самая короткая ночь в году. Начинает сокращаться продолжительность светлого времени и увеличиваться продолжительность ночи. Кочевники к этому времени уже достигают высокогорных лугов (2000-3300 м, иногда 3500-3600 м). Среднегодовая температура в этом поясе — плюс 10°, осадки выпадают в основном в виде снега. Лето прохладное, зима многоснежная и холодная. Помимо обильного разнотравья, произрастает арча туркестанская, изредка сибирский можжевельник, 5-10% площади занимают скалы и осыпи. Это царство архаров. В эпосе «Кожожаш» оно описывается так: «Высоко в горах среди снежных гор расположились аркары и кульжа, где не тает снег и вокруг только скалы, где не ступала нога человека…»

Месяц теке приходится на июль. Горные козлы — теке, обитают в самой верхней части гор — в поясе горной тундры (3800-4300 м), где средняя месячная температура около плюс 5°, более половины осадков выпадает в виде снега, влажность невысокая и растительность низкорослая. Примерно 15% территории Кыргызстана приходится на такие ландшафты. Они в основном используются как летние пастбища. Надо сказать, что любая человеческая деятельность в этой среде должна происходить с большой осторожностью, так как все природные процессы связаны с криогенными (мерзлотными) явлениями, и разрушенный баланс очень медленно восстанавливается. В эпосе «Кожожаш» высокогорья характеризуются как очень труднодоступные территории, с нагромождениями скал и осыпей.

Баш оона (август) переводится буквально как головокружение. К этому времени кочевники вместе со своим скотом достигают верхнего предела произрастания растительности, выше — только вечные снега и ледники, скалы и осыпи. Люди обосновываются там на ближайший месяц. Ходят друг к другу в гости, молодёжь и дети играют в различные игры. В эпосе «Манас» об этом времени повествуется следующим образом: «В шабиет (детская игра) играют дети, смех разносится до поздней ночи, игры длятся до утра, резвясь бегают за маленькими оленями… «От разряжённого, чистого воздуха и выпитого кумыса слегка кружится голова. И, по-видимому, это послужило причиной назвать месяц баш оона. «Касаясь облаков, стоят суровые пики, упираясь в небо, стоят голубые вершины», — красноречиво описывает природу высот эпос «Манас» . Роса на траве превращается в иней, который препятствует выпасу скота, поэтому животные начинают миграцию вниз по склону в более тёплые места, а люди, сдерживая их, располагаются ниже, образуя так называемые куз ордо — временные поселения, чтобы сберечь посевы предгорно-равнинной зоны от вытаптывания.

«Кто-то забивает лошадей, а кто-то верблюдов, выставляют сахар и масло в больших количествах, варят в очагах молодых барашков и неспешно, с удовольствием отдыхают», — описывает жизнь в куз ордо эпос «Манас». Или вот ещё: «Чтобы не скучал народ и не бездельничал, наполнили мешок золотом (жамбы), чтобы выиграть жамбы, съехались со всех кочевий охотники, а вместе с ними и весь народ. Выпив обильно кумыс, ходили навеселе, кости свои согрев, с испариной на лбу. Неспешно вели беседу, а молодёжь играла и веселилась». В эпосе «Сейтек» этой поре посвящены следующие строки: «Ели мясо молодой (нетельной) кобылы, катались на лошадях и охотились с ловчими птицами».

Аяк оона (сентябрь). В этом месяце 22 числа отмечается день осеннего равноденствия, и потом день становится короче ночи. Люди начинают спускаться с джайлоо в низины. Обустраивают свои жилища, подправляют покосившиеся за лето заборы, ремонтируют загоны, подсчитывают поголовье скота. Словом, вовсю готовятся к зиме. Нет времени пообщаться даже с близкими друзьями и соседями, сделать лишний шаг, отсюда и название «аяк оона», что буквально означает «топтаться на месте».

Примечательно, что осень у кыргызов называется «киреше», что означает «прибыль». В эпосе «Манас» связывают эту пору с полётом на ветру белых паутин — так называемых мыйзам гүл. Подобное описание встречается и в эпосе «Семетей».

Последующие месяцы именуются тогуздун (октябрь), жетинин (ноябрь), бештин (декабрь), үчтүн (январь) и бирдин (февраль). То есть используются нечётные цифры — девять, семь, пять, три и один. В народе говорится, что цифры показывают величину назначенного налога в конце сбора урожая, наибольшее число девять приходится на октябрь и в последующем вычитаются по две единицы в каждый месяц, в феврале остаётся одна, уплатив её, налогоплательщик с чувством выполненного долга готовится к новому году — Ноорузу. Основной валютой выступал скот, который мог воспроизводиться ежегодно. Налог назначался и собирался с октября. Содержать большое количество скотины государство не могло и поэтому ежемесячно забирало у владельцев по две части. Налог, как и сейчас, требовался для содержания чиновников, армии и т. д. Большой проблемой был от май — плата за использование чужих пастбищ. В «Манасе» упоминается, что Жусуп (отец Манаса) отдал калмыкам в качестве от мая за использование их пастбищ на Алтае тридцать кобылиц и пять лошадей.

Жетинин айы (ноябрь). Налог сокращается до семи единиц. «Наступила осень, люди начинают готовиться к поминкам и праздненствам», — повествуется в «Семетее». Тои и поминки (аш) кыргызы издревле проводили в основном в октябре и ноябре. Позднюю осень и зиму они называли «чыгаша», что переводится «убыток». Это вполне соответствует наименованиям месяцев, которым присвоены цифры в убывающем порядке в соответствии с принятой системой налогообложения.

Среди зимних месяцев особое место занимает бештин айы (декабрь). Во многих эпосах можно найти подробные сведения о жизни кочевников в эту позднеосенне-зимнее время. Температура опускается ниже нуля, уход за овцами и лошадьми поручается специальным людям — отор башы, которые выпасают их в относительно тёплых местах, где ещё растёт трава. Этот тип содержания скота, особенно лошадей, именовался оторлотуу. Иногда стадо овец и табун лошадей называли отор.

үчтүн айы (январь) — три, считается наиболее холодным месяцем.

В отдельных местах, например в Суусамырской долине, на высоте 2060 м температура опускается ниже 21,50. Кстати, самая низкая температура в Кыргызстане зарегистрирована на метеостанции Ак-Сай на высоте 3135 м -минус 53,60 . В свободное от житейских дел время кочевники проводят в различных состязаниях и играх, самой популярной среди которых была игра в кости — ордо. На мёрзлом грунте вычищалась площадь для круга, и несколько команд состязались, кто больше выбьет альчиков. Ордо часто упоминается в трилогии » Манас».

Бирдин айы (февраль) — один. Очень тяжёлое для кочевников время, когда зима ещё не ушла, а весна не наступила. В горах накопилось много снега, постоянная опасность схода снежных лавин затрудняет охоту, которая в эту пору является одним из основных источников пропитания. Наконец, выплачивается последняя единица налога. В конце месяца чувствуется приближение весны и начинается подготовка к ней. Ожидается новый год, приходят новые надежды…

Фото с сайта webmandry.com/raznoe/priroda.

Добавить комментарий