Кыргызстан — Китай: есть к чему стремиться

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

В Бишкеке завершил работу форум «Экспертно-аналитический диалог Кыргызстан — Китай». Его организаторами выступили отечественный Национальный институт стратегических исследований и Китайский институт международных проблем при МИДе КНР.

Мероприятие имеет важное значение, так как проходит в преддверии государственного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Кыргызстан, а также предстоящего саммита ШОС. Поэтому форум собрал за общим столом экспертов, аналитиков, экономистов и политологов, которые обсуждали как наиболее важные вопросы кыргызско-китайских отношений, так и сотрудничество наших стран в ШОС.

— Кыргызстан, как одно из государств — основателей Шанхайской организации сотрудничества, заинтересован в том, чтобы в новых условиях она «укрепилась как прочный фактор стабильности и безопасности не только в регионе, но и в мире», — сказал в своём приветственном слове директор Национального института стратегических исследований Куванычбек Шадыбеков. — Мы поддерживаем выдвинутую инициативу совместного строительства «Одного пояса — одного пути», в рамках которого проекты охватывают разные направления, такие как транспорт, логистика, строительство коммуникаций, инфраструктуры и т. д., имеющие большое значение для развития двусторонних отношений и укрепления регионального сотрудничества. К сожалению, Кыргызстан незначительно задействован в них, и одной из целей форума является обсуждение идей для развития сотрудничества Кыргызстана и Китая. Сегодня нам важно обменяться мнениями, услышать имеющиеся позиции о перспективах, вызовах и приоритетных направлениях современных кыргызско-китайских отношений для выработки в дальнейшем практических рекомендаций, которые послужат основой для обсуждения и последующего принятия решений на более высоком уровне.

Заместитель министра иностранных дел Кыргызстана Нурлан Абдрахманов отметил высокий уровень отношений между нашими странами. Так, в 2013 году государства установили отношения стратегического партнёрства, в 2014-м договорились о дальнейшем их укреплении.

— В 2018 году наши взаимоотношения обуславливались высокой динамикой по всем аспектам двустороннего сотрудничества. Важным событием явился государственный визит Президента Сооронбая Жээнбекова в КНР. Основным итогом визита стало подписание Совместной декларации об установлении всестороннего стратегического партнёрства и ряда соглашений в области экономики, культуры, здравоохранения, экспорта сельхозпродукции и реализации совместных проектов, — сказал Н. Абдрахманов. — Прошедший в апреле этого года визит Президента С. Жээнбекова в Китай для участия во II форуме международного сотрудничества «Один пояс — один путь» и состоявшаяся двусторонняя встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином подтвердили заинтересованность сторон в дальнейшем углублении всестороннего стратегического партнёрства.

В сфере внешнеэкономических отношений мы рассматриваем Китай в качестве главного партнёра и заинтересованы развивать взаимную торговлю, диверсифицировать её, продвигая совместные инвестиционные проекты, представляющие взаимный интерес. Торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами развивается на фоне активного осуществления КНР практических мер по реализации концепции «Один пояс — один путь», которая предусматривает широкое взаимодействие Китая со странами Центральной Азии. Вступление Кыргызстана в ЕАЭС, активная фаза строительства Экономического пояса Шёлкового пути и другие региональные и глобальные экономические процессы выдвигают на первый план задачи сопряжения национальных стратегий развития, выработки новых подходов, «дорожных карт» совместных действий. Наиболее важными и перспективными направлениями двустороннего торгово-экономического взаимодействия являются в области развития инфраструктуры и транспорта, энергетики, перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, туризма. При этом стоит подчеркнуть, что в настоящее время сторонами успешно реализуется ряд совместных проектов в Кыргызстане, которые имеют важное социально-экономическое значение для нашей страны. Вопросы обеспечения региональной безопасности и стабильности традиционно остаются одним из основных приоритетов внешней политики Кыргызстана и Китая. Наши государства имеют единые позиции в борьбе с «тремя силами зла» — терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, а также по вопросам сотрудничества в кибербезопасности, противодействии транснациональной организованной преступности и угрозе наркотрафика. Имеет динамичный и целенаправленный характер сотрудничество между оборонными ведомствами двух стран, в рамках которого китайской стороной оказывается значительная военная и военно-техническая помощь отечественным Вооружённым силам. Осуществляется соответствующая поддержка силовым министерствам и ведомствам Кыргызстана. Касаясь культурно-гуманитарного аспекта, следует отметить, что Кыргызстан и Китай связывают многовековая история и культура, которая простирается со времён Великого Шёлкового пути, и длительная история нашего культурного взаимодействия свидетельствует о глубоких связях между народами наших стран, которые с каждым годом ещё больше укрепляются.

Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Кыргызстане Ду Дэвень, выступая на форуме, частично коснулась темы экономического взаимодействия:

— В 2018 году товарооборот между нашими странами впервые превысил $2 миллиарда и составил 30% от общего товарооборота Кыргызстана с зарубежными странами. Прямые инвестиции Китая в кыргызскую экономику составляют примерно 43% от общих иностранных инвестиций в вашу республику. Китай остаётся самым крупным инвестором Кыргызстана. Благодаря этой поддержке активно осуществляются такие инфраструктурные проекты, как строительство новой автодороги север — юг, ЛЭП  “Датка — Кемин”, реконструкция дорожной сети Бишкека, восстановление ирригационных систем. Эти проекты окажут позитивное влияние на повышение жизненного уровня кыргызстанцев. В настоящее время   в республике работает более 500 китайских и кыргызско-китайских предприятий, они создают рабочие места, способствуют социально-экономическому развитию. В последние годы КНР предоставляет около тысячи квот на стажировку или профессиональную подготовку по грантам и стипендиям, благодаря этому на сегодня в Китае учится свыше 4 000 студентов-кыргызстанцев. В четырёх вузах Кыргызстана созданы институты Конфуция, свыше 10 тысяч школьников и студентов постоянно обучаются китайскому языку.

И всё же эксперты в своих выступлениях указывали, что наша республика пока не задействует всех возможностей тех экономических преференций, которые могла бы получить от сотрудничества с Китаем. Экс-премьер-министр Темир Сариев напомнил:

— Мы должны понимать, что рядом с нами страна с огромным потенциалом, это вторая экономика мира. Пора уже не просто голословно обсуждать, а конкретно создавать большие проекты. Сегодня директор института китайской академии по проблемам Восточной Европы, России и ЦА господин Ли сказал, что потребности Китая в продукции сельского хозяйства практически не ограничены. Мы должны это использовать.

В ближайшие годы пойдут товарные потоки между рынками Китая, Индии, Пакистана и Юго-Восточной Азии. Через эти пути будут двигаться огромные ресурсы — финансовые, человеческие, технологии, инновации. Кыргызстану необходимо занять нишу в этой складывающейся системе. Прежде всего это продвижение строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Это даст нам мощный толчок для развития. Мы сейчас имеем две автомобильные ветки международного движения.

Если появится железная дорога, то товаропотоки в разы увеличатся, и мы займём центральное место в транзите товаров из Китая через ЦА в Иран, Персидский залив и дальше, в Европу. Очень актуально, если в рамках предстоящего госвизита лидера КНР подпишут документ о начале строительства. Также у Китая есть программа вывода лишних производств в страны ЦА. Мы могли бы использовать этот шанс для развития собственной промышленности.

Валентин Богатырёв также отметил недостаточность инициатив, идущих от нашей страны:

— Китай в инициативе «Один пояс — один путь» позволяет странам-партнёрам развить свой потенциал, применяя ресурсы КНР. Но, к сожалению, у нас нет проектов, работающих по этой программе. А те, что реализуются, связаны с привлечением китайских кредитов либо грантов, либо в рамках безвозмездной помощи Китая. Между тем в Казахстане благодаря инициативе привлечено более $20 миллиардов инвестиций в разные секторы экономики. Важно осознавать, что «Один пояс — один путь» — это путь для нового устройства мира. Всё это время система международных отношений основывалась на политических блоках, которые конфликтуют, сотрудничают, контролируют друг друга. А Китай предложил совершенно другую схему, когда страны, принадлежащие к разным системам, могут найти возможности для экономического, культурного сотрудничества, выстраивать сообща систему безопасности.

По мнению аналитиков, причина в том, что наша республика не в полной мере использует возможности сотрудничества с Китаем — в отсутствии инициатив со стороны отечественного бизнеса и организационных проблем на уровне госуправления.

— Во время визита Президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова в мае 2018 года в Циндао, а между нашими странами заключено соглашение об установлении всестороннего стратегического партнёрства, — сказал эксперт по государственному управлению Шерадил Бактыгулов. — Это подразумевает создание при правительстве постоянных комитетов сотрудничества. Эта модель у нас уже апробирована во взаимодействиях с Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном. Нам нужно действовать в этом направлении и с КНР. У нас пока действуют комитет сотрудничества между Министерством экономики Кыргызстана и Министерством коммерции КНР, комитет сотрудничества между Кыргызстаном и СУАР. Но этого мало и не соответствует уровню всестороннего стратегического партнёрства.

Как видим, форум «Экспертно-аналитический диалог Кыргызстан — Китай» смог собрать разные мнения, взгляды, определить наиболее болевые точки обсуждаемых тем. Результаты этих размышлений лягут в основу новых решений уже на уровне правительств и лидеров наших стран, чтобы устранить те недочёты и перекосы, которые существуют сегодня.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Добавить комментарий