О молочных реках и кефирных берегах

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В апреле премьер-министр М. Абылгазиев встретился с фермерами, которые среди прочих вопросов обсудили с ним и ценовую политику закупок продукции у сельчан, в частности молока. Пресс-служба правительства организовала поездку в Иссык-Атинский район на хладокомбинат «Умут и Ко» — одно из ведущих предприятий молочной продукции, чтобы узнать, как обстоят там дела с закупками молочного сырья.

ОсОО образовано в 1992 году, когда мини-цех мороженого превратился в крупный хладокомбинат по производству не только мороженого, но и безалкогольных напитков, самым популярным среди которых был лимонад «Дюшес». Выпускались также натуральные соки, мясная, молочная продукция в виде цельного молока, кефира, сметаны, творога.

За годы существования хладокомбината, как нам рассказал его генеральный директор Кайрат Абдуллаев, построены новые цеха, предприятие модернизировано — приобретено новейшее современное оборудование, что позволило во много раз увеличить объём производства, наладить поставку продукции в самой республике и в страны ближнего зарубежья. Сегодня экспорт составляет более 30%. Оптовые закупки делают торговые фирмы Беларуси и России. Предприятие покупает молоко у заготовителей трёх районов Чуйской области. Молоко привозят на завод в посёлок Гидростроитель без определения физико-химических показателей, но предприятие имеет собственную производственную лабораторию для определения жирности молока, от которой, собственно, и зависит стоимость продукции.

В ходе проверки привезённого молока проводится отбор проб завозимой продукции и другие измерения. Случалось, что сельчане обвиняли компанию в том, что она якобы занижает цены на закупаемое молоко и не позволяет фермерам иметь дело с другими закупщиками. Обещали, мол, цену в 25 сомов за литр на весь год, но из-за нештатной ситуации на кыргызско-казахской границе у компании возникли проблемы, и закупочная цена осталась на уровне 16-17 сомов, а сейчас — 24 сома за литр. В каждом крупном селе от предприятия действует товарный пункт по первичному приёму молочной продукции.

Трудовой коллектив компании — простые люди, которые работают, чтобы кормить свои семьи, учить детей. Руководители предприятия также из простой крестьянской семьи, создавали и строили его своими руками, и сами не понаслышке знают, как нелегка нынче жизнь. Коллектив компании дружный, сплочённый, многонациональный, в нём трудятся целыми семьями. Руководство проявляет активную заботу о своих сотрудниках. На комбинате работает бесплатная столовая, сотрудников доставляют на работу и обратно на служебных автобусах. Руководство оказывает рабочим материальную и моральную помощь в разных сложных бытовых ситуациях, активно поддерживает социальные структуры — больницы, детдома, нуждающиеся слои населения. Каждый сотрудник, работающий на предприятии, считает его своим домом.

Основным видом деятельности ОсОО «Умут и Ко» является выпуск высококачественной молочной продукции. Ведётся очень жёсткий санитарный контроль, на высоком уровне дисциплина и уважение сотрудников к своему труду, ведь на предприятии, которое выпускает в том числе и детское питание, иначе быть не может, поскольку здоровье детей напрямую зависит от качества продуктов. Важно и то, что предприятие активно скупает у населения сырьё для производства продукции и детского питания, предоставляя возможность простым фермерам прокормить семьи. Качественный анализ закупаемого молока исключает любую возможность попадания на рынок вредных для здоровья продуктов.

Разумеется, журналисты горели желанием узнать, как изготавливают известные и привычные для стола кыргызстанцев кефир, айран, молоко, сметану, йогурты, увидеть весь производственный процесс практически невозможно. Зато мы наблюдали процесс розлива продукции в тару. Честно говоря, самого молока в открытом виде так и не увидели — основные производственные процессы скрыты от сторонних глаз. Так что мы могли любоваться красотой и блеском труб да оценить новизну оборудования. По своей оснащённости «Умут и Ко» — предприятие весьма современное. Кругом чистота, красивая форма у сотрудниц. Сразу чувствуется, что душа у руководства за завод болит. При приёмке молока его сливают в специальные резервуары (танки), где оно проходит первичную переработку, а уже потом по трубам направляется по назначению для производства кефира, масла, сметаны, йогуртов, сыра и т. д.

Молоко завозят сюда из Кеминского, Чуйского и Иссык-Атинского районов Чуйской области и из Казахстана, в день поступает до 180-200 тонн. Каждая партия проходит обязательное экспресс-тестирование. Как рассказала заведующая лабораторией Наталья Кияненко, специалисты определяют наличие в молоке антибиотиков. При их обнаружении всю партию возвращают. Если же на тесте появляется пять полосок, то молоко отправляют на дальнейший анализ. Универсальный экспресс-анализатор «Милкоскан» определяет кислотность, жирность, содержание белка и сухих веществ. И только после этих исследований молоко из машин закачивают в танки (резервуары объёмом 50 тонн), где его охлаждают до 4-5 градусов.

Так оно хранится не более шести часов, здесь же, в приёмном отделении продукт подвергают первичной тепловой обработке при температуре 57о, сепарируют — разделяют молоко на сливки и обрат, очищают от бактерий и помещают в деаэратор (устраняют запахи). На вторичном этапе пастеризации начинается изготовление продуктов по рецептурам. Например, если это йогурт, в молоко вносят сухие компоненты, сахар, закваску, сухое молоко. Процесс приготовления йогурта, кефира или ряженки проходит в огромных резервуарах, поэтому его ещё называют резервуарным.

Отсюда готовый продукт поступает на линию розлива. Тара для молочной продукции производится на заводе. Нужный процент жирности молока образуется за счёт нормализации, обрат смешивается со сливками. Почти весь процесс на заводе автоматизирован, за исключением некоторых форм фасовки. Сейчас молоко на заводе выпускается как большая часть ассортимента — до 30 видов наименований продукции: творог, сметана, молоко, кефир, биокефир, йогурт, мороженое, сливки, сыры. Многие из них уже стали национальными брендами. Выпускаемая продукция отправляется практически во все регионы страны, а также в соседние республики Центральной Азии (Казахстан и Узбекистан). Руководство завода планирует начать экспорт молочной продукции и в Китай.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Добавить комментарий