Main Menu

Диалоги о религии и демократии

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В столице состоялся круглый стол, на котором прошла презентация аналитических докладов о национальных ценностях как факторе создания общегражданской идентичности и роли СМИ в освещении религиозных вопросов.

В диалоге приняли участие депутаты Жогорку Кенеша, эксперты Евросоюза, сотрудники Госкомиссии по делам религий, министерств культуры, информации и туризма, образования и науки, МВД, госагентств по делам молодёжи, физкультуры и спорта, местного самоуправления и межнациональных отношений, представители международных организаций и НПО, теологи и эксперты. Участники заседания также обсудили предложения и рекомендации, выработанные в результате проведённых исследований для лиц, принимающих решения.

О результатах исследования по теме «Национальные ценности как фактор создания общегражданской идентичности» рассказала исследователь проекта, проректор по науке и инновациям Академии труда и социальных отношений при Федерации профсоюзов КР Мээрим Субанбекова. Она сообщила, что исследование рассматривало формирование общегражданской идентичности в двух городах страны — Бишкеке и Оше — через призму пяти сфер, связанных с кыргызскими этническими ценностями: самоопределение, госязык, праздники, традиции и национальная одежда. Авторы исследования искали ответы на вопрос, а смогут ли эти ценности послужить как нечто объединяющее всех жителей КР, независимо от их этнической, религиозной и национальной принадлежности. Их выбор сфокусировался на названных городах, потому что именно в них происходят наиболее активные изменения в понимании и практиках идентичности. Было также важно сравнить города из двух исторических и культурно развивающихся регионов: севера и юга. Всего было опрошено 200 респондентов (по 100 в каждом из городов) и проведено 24 глубинных интервью.

Результаты показали, что во всех пяти сферах национальные ценности выходят на первый план: национальность важнее гражданства и религии при само-определении, кыргызским языком владеют лучше, чем русским, национальные традиции важны для 73% и соблюдаются (или частично соблюдаются) 90% респондентов, национальные/ религиозные праздники важнее государственных и советских, и 68% ответивших носят (или иногда носят) кыргызскую национальную одежду. Исследование также выявило существенную разницу между двумя городами: национальные ценности более важны для жителей Оша, нежели для бишкекчан. Южная столица в этом плане продолжает оставаться более традиционной.

В итоге авторы анализа приходят к выводу, что сохранение кыргызских национальных ценностей и распространение кыргызского языка могут послужить объединению населения республики. Однако при этом весьма важно следить за тем, чтобы такая традиция не привела к росту национализма.

Сегодня в Кыргызстане наблюдается значительное повышение роли этнического фактора в общественных процессах. Речь идёт об идеологии различных движений, связанных с отставанием культурной, языковой, этнической и религиозной идентичности. Согласно этнопсихологическому словарю, национальные ценности — это совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие. На вопрос «Кто вы?» большинство респондентов (42%) в первую очередь определили себя как кыргызы, узбеки, русские и т. д. Гражданство (кыргызстанец) было второй по важности идентичностью (27%), а религия — третьей (23%). Интересно, как отметила М. Субанбекова, что в Бишкеке больше людей определило себя по национальности, чем в Оше. Скорее всего, это связано с последствиями этнического конфликта 2010 года и чувствительностью данной темы. В южной столице гражданство, религия и социальный статус были более важными маркерами идентичности.

Что касается языка, то оба города в прошлом были локациями, где проживало большинство русскоязычного населения. На сегодня картина полностью поменялась. На кыргызском языке свободно говорят 62% респондентов, а на русском только 46%. Причём существует большая разница между городами. В Бишкеке лучше говорят на русском, а в Оше — на кыргызском. Почти три четверти респондентов считают национальные традиции, обычаи важными и 9 из 10 респондентов соблюдают их полностью или хотя бы частично. Больше их соблюдают ошане, в то время как Бишкек является как бы более «современным» мегаполисом. Самыми главными праздниками являются Курман айт и Орозо айт. С одной стороны, это традиционно исламские праздники, и многие отмечают их именно как религиозные. В то же время их можно считать и национальными, поскольку они празднуются почти всеми семьями, включая нерелигиозные. За ними по важности следуют национальные государственные даты, связанные с гражданской идентичностью: День независимости, День госязыка и День Конституции. Потом идут менее официальные праздники — Нооруз и День калпака, всё менее популярными становятся советские праздники: День защитника Отечества и Всемирный день женщин. В Оше более популярны национальные религиозные праздники, а в Бишкеке — все остальные.

Если в прошлом надевать национальную одежду в городах считалось признаком отсталости, то нынче тренды весьма изменились. Появилось много новых брендов, производящих популярную национальную одежду, и теперь носить калпаки, чапаны, тюбетейки становится вполне нормальным: 40% респондентов носят национальную одежду и 28% делают это иногда. Опять же, на юге национальная одежда более популярна, чем на севере страны. В заключение М. Субанбекова сообщила основные рекомендации, которые авторы исследования предлагают по его результатам. Исследование показало, что государству необходимо предпринять усилия для укрепления и упрочения положительных трендов в популяризации национальных ценностей. В эпоху глобализации они являются гарантами сохранения уникальности национальной культуры, традиций, обычаев и языка. Государству следует также поощрять интерес молодёжи к национальным языкам, праздникам, одежде и т. д. Однако очень важно следить за тем, чтобы такая траектория не привела к росту консерватизма и национализма. Нужно вести работу по позиционированию национальных ценностей в контексте глобального культурного разнообразия и изменений, связанных с развитием науки, современных технологий и инноваций. Настоятельно необходимо, чтобы национальные ценности стали основой для положительного поступательного роста общества, а не силой, которая будет тянуть его назад в прошлое.

Затем результаты исследования о роли СМИ в освещении вопросов религии и построении конструктивных диалогов о религии и демократии участникам встречи за круглым столом презентовала доцент кафедры международных отношений и общественных дисциплин Восточного университета имени М. Кашгари Роза Дуйшеева. Она сообщила, что для изучения проблемы проведён всесторонний контент-анализ публикаций веб-сайтов отечественных СМИ, а также полевое исследование, включающее экспертно-глубинные интервью и массовое анкетирование населения в Бишкеке и Оше. Главный вывод, сделанный в итоге: налаживание конструктивного диалога о религии и демократии возможно при активном содействии государства и гражданского общества, а также при адаптации современных журналистских моделей с учётом исторических этапов становления отечественной прессы, национальных и традиционных ценностей народов Кыргызстана. Спикер отметила, что после обретения независимости в стране наблюдается рост интереса к религии, одним из показателей которого является резкое увеличение численности религиозных организаций. В этой связи возрастает роль СМИ в формировании общественного мнения по вопросам религии. Именно они могут выступать как фактор поддержания стабильности в общественных отношениях. Вместе с тем СМИ могут играть и потенциально негативную роль.

Проект включил в себя кабинетное и полевые исследования. Кабинетное состояло из контент-анализа трёх отобранных электронных (онлайн) СМИ: КТРК, «Азаттык» и 24.kg. Полевое включило в себя интервью с экспертами и массовый опрос более 400 респондентов в Бишкеке и Оше, К анкетированию привлечены активные пользователи интернет-ресурсов, прежде всего, студенты и представители академического сообщества. На сайте «Азаттык» есть специальная рубрика «Религия», где материалы выходят один-три раза в неделю. Агентство придерживается принципов светскости и демократии и чаще других СМИ привлекает экспертов по религиозным проблемам. При подготовке материалов соблюдаются нормы Этического кодекса журналиста КР. Авторы стараются не просто сообщать о проблемах, но и досконально их изучить. К недостаткам публикаций относится несоблюдение статей 10 и 17 Этического кодекса. Читателей сайта оказалось больше в Оше (около 20%), чем в Бишкеке (3%).

Что касается КТРК, то в целом на веб-сайте преобладают новостные публикации. доля аналитики — всего 29,7%, что, по мнению исследователей, свидетельствует о невысоком уровне компетентности журналистов в вопросах религии.

Большая часть проанализированных публикаций сайта касается государственной политики в религиозной сфере, что связано со статусом самого СМИ. У веб-сайта 24.kg нет отдельной рубрики на тему религии, она освещается через аналитические статьи в других разделах и материалах, основанных на результатах различных исследований. Большинство публикаций нейтральны, их авторы придерживаются принципа баланса мнений. Основная часть публикаций — новостные, но встречаются и сообщения аналитического рода, которые учитывают мнения экспертов. Информацию по теме религии на этом сайте получают лишь 4% опрошенных респондентов.

Большинство респондентов анкетирования (63%) получают информацию о религии из интернет-ресурсов. Оценка ими освещения исследуемой темы названными выше агентствами по пятибалльной шкале на предмет их открытости, нейтральности, грамотности и конструктивности показала, что больше всего респонденты ценят публикации сайта 24.kg (4,6 балла), затем следует «Азаттык» (4 балла) и только 3,7 балла выпадает на долю КТРК. Отношение респондентов к роли СМИ по взаимодействию религии и демократии весьма противоречивое. Только 4% опрошенных не считают СМИ причиной конфликта между светским и религиозным обществами, большинство же либо видят прямую (24,7%), либо возможную (48,5%) связь.

В глубинных интервью журналисты отметили, что процедура подготовки материалов основана на общих стандартах и принципах журналистики. Тем не менее агентства отличаются друг от друга в серьёзности подхода к своим выступлениям. К примеру, в «Азаттык» работает теолог, и материалы готовят в среднем один месяц. В то же время журналисты чаще пишут статьи просто на основе пресс-релизов различных институтов. Другие авторы гоняются за сенсационностью, дабы повысить рейтинг своего СМИ, и зачастую без серьёзных оснований используют такие термины, как «экстремизм». «фанатизм», «терроризм», которые будоражат настроения общества. Журналистов, освещающих тему религии и являющихся специалистами в этой области, мало (4,5% от общего числа). Дабы решить эту проблему, некоторые СМИ проводят обучающие тренинги и семинары. У каждого СМИ есть своя позиция в религиозной проблематике. «Азаттык» делает упор на сохранение светскости, а авторы КТРК ставят акцент на государственную политику в сфере религии. По вопросу зависимости СМИ от госорганов мнения опрошенных разделились. Одни журналисты считают, что журналистика должна быть над госполитикой и влиянием политических сил. Другие же полагают, что сегодня СМИ напрямую зависят от политики государства, особенно те, кто создаёт материалы на основе пресс-релизов госорганов.

Р. Дуйшеева подчеркнула, что результаты исследования показали ключевую роль интернета в распространении информации на религиозную тему. Поэтому то, как СМИ освещают её, играет важную роль. Журналисты это понимают, и всё же есть разница между тем, как они видят освещение проблемы, и как на самом деле большинство представителей масс-медиа делают это в своих публикациях. Авторы исследования полагают, что СМИ имеют большой потенциал положительного влияния на построение конструктивного диалога о религии и демократии, но необходимо много усилий, чтобы этот потенциал полноценно реализовать. Основной вывод, который делают исследователи, таков: СМИ должны подходить к освещению религиозных проблем непредвзято, объективно, честно и деликатно, особенно рассказывая о конфликтах.

Журналисты также должны уделять внимание достоверности информации, изучать и использовать международный опыт освещения вопросов религии. Оратор также предложила включить в законодательную базу положение об обязательном наличии отдела по освещению религиозных проблем в редакциях местных СМИ, которые освещают мероприятия, связанные с религией и убеждениями. А органам госвласти, международным и религиозным организациям, гражданскому и академическому сообществу авторы исследования предлагают оказывать активную поддержку и содействие СМИ в построении конструктивного диалога о религии и демократии, быть доступными и открытыми в процессе подготовки и публикации журналистами материалов по религиозным вопросам. Сами же СМИ должны налаживать сотрудничество не только с государством и гражданским обществом, но и с религиозными организациями.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Related News

Нужно ли возвращаться во времена пророка Мухаммеда?

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНа протяжении длительного времени тюркские империи терпели поражения и сдавали свои позиции. В то времяRead More

Ислам в Синьцзяне. «Спасибо партии за это!»

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Китае есть свобода вероисповедания, уйгуры-мусульмане и другие национальные меньшинства могут посещать мечети, учиться вRead More

Добавить комментарий