Main Menu

Цвет и гордость нации

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В мае текущего года исполнилось бы 90 лет Алиаскару Токтоналиевичу Токтоналиеву, вошедшему в историю Кыргызстана как самый молодой министр. Публикация же сегодняшнего материала приурочена к открытию на этой неделе — 6 июня, памятника этому поистине легендарному главе Минфина в Бишкекском финансово-экономическом техникуме, носящем его имя.

Чуть более восьми лет понадобилось наделённому незаурядными способностями сыну кыргызской земли, чтобы пройти путь от выпускника Ташкентского финансово-экономического института до министра. Когда в феврале 1960 года Токтоналиева назначили на этот пост, было ему 30 лет от роду. И проработал он в этой должности бессменно без малого 26 лет.

Как отметил в своё время бывший руководитель Киргизской ССР Турдакун Усубалиев, с кем наш герой проработал в одной упряжке практически четверть века, такие люди, как Токтоналиев, должны навечно остаться в истории Кыргызстана. О них должны знать и помнить потомки, поскольку такие личности являются цветом и гордостью нации.

В этих словах нет ни малейшего преувеличения. Наиболее активный и продуктивный период жизни и деятельности Алиаскара Токтоналиевича пришёлся на начало 50-х до середины 80-х годов прошлого века. Именно на этот период приходятся наивысшие достижения и свершения республики в экономике, культуре, социальной и других сферах. И немалый вклад во многие из них внёс А. Токтоналиев.

Окончив институт с отличием, он начал служебное восхождение в республиканском управлении госстраха, но уже через полгода его пригласили на должность старшего экономиста в один из отделов Минфина. Это стало первой ступенькой в кабинет министра. Молодой специалист очень скоро обратил на себя внимание руководства.

По заданию правительства в министерстве подготовили служебную записку для ЦК партии. Была она многословной, сырой, невразумительной. К тому же объёмом в пять страниц вместо требуемых двух. Один из заместителей министра поручил Токтоналиеву привести документ в надлежащий вид. К концу рабочего дня на стол замминистра легли полторы странички. Посмотрев на исполнителя с плохо скрываемым сомнением, тот начал читать. А когда дочитал до конца, одобрительно хмыкнул, завизировал бумагу и тут же понёс её на подпись министру. С того момента ни один документ не выходил из стен министерства без доработки его Токтоналиевым.

Вскоре после этого его выдвинули начальником отдела Минфина, а ещё менее чем через два года 25-летнего Алиаскара назначили заведующим Фрунзенским горфинотделом. В этой должности он проработал чуть больше года. Остро встал вопрос о замене заве- дующего Джалал-Абадским облфинотделом, который явно не справлялся со своими обязанностями, завалил сбор доходов, исполнение госбюджета. На исправление положения решили направить Токтоналиева. В представлении на имя первого секретаря ЦК Исхака Раззакова министр финансов Ахматбек Суюмбаев писал: «А. Токтоналиев обладает хорошими организаторскими способностями, профессионально планирует и направляет работу как городского финансового отдела, так и райфинотделов столицы, уверенно ориентируется в финансовом законодательстве, грамотно и умело применяет его в решении практических вопросов, энергичный и способный финансист, добросовестный работник. Своими личными качествами и отношением к делу снискал уважение среди коллег и руководителей города. Финорганы г. Фрунзе систематически выполняют планы поступления доходов, своевременно и в полном объёме финансируют все статьи, предусмотренные расходной частью бюджета. Министерство финансов считает, что А. Токтоналиев обеспечит надлежащее руководство финорганами Джалал-Абадской области, сумеет навести должный порядок, что позволит области выйти из затруднительного положения с исполнением бюджета».

Так, в январе 1956 года 26-летний Токтоналиев стал заведующим Джалал-Абадским облфинотделом. В казну области поступало значительно меньше средств, чем требовалось для хотя бы сносного обеспечения школ, больниц, детских учреждений, органов госуправления. Бюджет трещал по всем швам, в нём зияли бесчисленные дыры.

Требовалось в первую очередь привести в надлежащее состояние работу по сбору налогов и доходов, установить строгий контроль и упорядочить расходы. Динамичный, схватывающий буквально на лету суть вопроса, работоспособный и энергичный Токтоналиев в первый же год сумел вывести финансы области из прорыва. Именно на посту заведующего Джалал-Абадским облфинотделом он решительно выдвинулся в ряд наиболее значительных фигур в финансовом мире республики.

И когда в январе 1959 года в целях сокращения численности управленческого аппарата и расходов на его содержание произошло объединение Джалал-Абадской и Ошской областей, во главе укрупнённого Ошского облфинотдела встал А. Токтоналиев. Хотя в подавляющем большинстве случаев первыми руководителями областных организаций и учреждений автоматически становились ошане, а джалалабадцы — их заместителями.

Перед укрупнённой областью, составляющей территориально и по численности населения едва ли не 40 процентов республики, стояли и более масштабные задачи. Для их обсуждения созвали партийно-хозяйственный актив с участием первого секретаря ЦК. И. Раззаков хотел лично ознакомиться с руководителями областных структур, городских и районных подразделений.

Из многих выступлений ему особенно запомнилась речь молодого заведующего облфин-отделом. Было видно, что человек владеет ситуацией, хорошо знает предмет разговора, уверенно ориентируется во множестве статистических данных, обладает цепким аналитическим умом. На все вопросы из президиума и зала Токтоналиев отвечал уверенно, лаконично, доходчиво.

После этого Раззаков, сам крепкий экономист и хозяйственник, не упускал возможности пообщаться с Алиаскаром Токтоналиевичем, услышать мнение этого незаурядного финансиста и толкового руководителя по тому или иному вопросу в финансовой и экономической сферах не только юга, но и республики в целом.

И когда на исходе 1959 года министр финансов А. Суюмбаев был избран председателем Ошского облисполкома, в ЦК не видели иного кандидата на освободившийся пост министра, кроме А. Токтоналиева. Так начался качественно новый, наиболее насыщенный и самый продуктивный период финансовой деятельности Алиаскара Токтоналиева.

Это сегодня депутаты Жогорку Кенеша ломают копья за каждую статью бюджета страны, возвращают его проект на доработку, требуя увеличить бюджетные доходы и расходы. В советские времена главная трудность заключалась в том, чтобы убедить союзное правительство, министерства, в том числе и Минфин СССР, в необходимости и целесообразности строительства тех или иных каналов и водохранилищ, возведения или переоснащения заводов, фабрик, комбинатов, школ, больниц, жилья. Требовалось убедить, уговорить, а то и умаслить высоких сановников в Москве поддержать республику в намечаемых на предстоящий год расходах.

Большая заслуга Токтоналиева, как министра финансов, состояла в том, что он, обладая блестящей интуицией, глубоко разбираясь в экономике, зная насущные нужды и потребности как страны в целом, так и своей республики, не шёл на поводу у первых секретарей обкомов, горкомов и райкомов или руководителей отраслевых министерств, не поддавался на их настойчивые просьбы и уговоры. Внимательно изучив и проанализировав все проекты, предложения и просьбы из регионов и министерств, он включал в проект бюджета только те расходы, которые на данном этапе были действительно необходимы, наиболее эффективно способствовали бы развитию народного хозяйства республики и в то же время позволяли увеличивать её вклад в общесоюзную программу разделения труда.

— Бюджет, — подчёркивал Токтоналиев, — это план экономического развития, его стратегия и приоритеты. Хорошо составленный, сбалансированный бюджет способствует достижению макроэкономической стабилизации, формированию основ устойчивого экономического роста.

Хорошим бюджетом он считал не тот, в котором отданы приоритеты образованию, здравоохранению, науке, поддержке пенсионеров и инвалидов, безопасности граждан и т. д., а тот, который подчинён законам экономики, реальным условиям республики и здравому смыслу. «Можно, — утверждал министр, — очень любить детей и стариков, искренне переживать за спорт, науку или культуру, но нельзя расходовать на их поддержку и развитие то, чего нет в казне».

И уж если проект бюджета был свёрстан и одобрен во всех эшелонах власти, то тут Токтоналиев отстаивал в союзных органах его до конца, бился за каждый объект, за каждый рубль.

В 1968 году председатель Совмина Болот Мамбетов ушёл на заслуженный отдых. Тогда в эшелонах власти мало кто сомневался, что по деловым качествам, глубине знаний, владению ситуацией в рес-публике, авторитету в союзных министерствах Алиаскар Токтоналиев был наиболее подходящей фигурой на пост главы правительства. Но всякий раз Усубалиев отдавал предпочтение другим кандидатурам. Причину этого однажды пояснил он сам. Как-то в доверительном разговоре у него спросили, почему он так долго держит Токтоналиева на посту министра, а не выдвигает его на более высокую, достойную опыта и знаний должность. На это Усубалиев ответил: «Когда у мужчины карман пустой, его не любят женщины. Когда у хана казна пустая, его не ценит народ, его не любит никто. Пока я в Киргизии хан, никуда Алиаскара не отпущу. Ведь пока он министр финансов, казна у нас пустой не будет. Республика процветает, успешно развивается во многом благодаря Токтоналиеву. Зачем же мне его куда-то выдвигать. На своём посту он незаменим».

В ту пору никто не предполагал, что в апреле 1985 года к власти в стране придёт М. Горбачёв и объявит курс на «перестройку». С первых её шагов под предлогом усиления требовательности к кадрам, революционного обновления стиля и методов партийного руководства, повышения ответственности за порученное дело как в центре, так и на местах, прокатилась волна беспрецедентных кадровых чисток и перестановок. Во всех союзных республиках без исключения произошла смена высшего руководства. В Киргизии же на пленуме ЦК 2 ноября 1985 года одним махом были освобождены от занимаемых постов все пять секретарей ЦК. При этом даже поставили вопрос об исключении из КПСС Т. Усубалиева, второго секретаря ЦК В. Макаренко и секретаря по идеологии А. Карыпкулова.

Очень скоро стало совершенно очевидно, что столь поспешная и непродуманная расправа над секретариатом ЦК и чистка низовых партийных комитетов, шельмование старых опытных работников под треск речей о возрождении ленинских принципов социализма, очищения его от наслоений и деформаций, мешающих реализации потенциала социалистического общества, нанесла серьёзный вред республике и обществу.

Что касается Токтоналиева, то он, хорошо понимая, чем может закончиться затянувшаяся в республике проверка бригады из ЦК КПСС, за десять дней до злополучного пленума подал заявление об уходе на пенсию по состоянию здоровья.

Близко знавшие Токтоналиева сравнивали его новое состояние с положением коня, привыкшего мчаться во весь опор к победе и внезапно остановленного на всём скаку. Вынужденная бездеятельность его сильно угнетала. Жизнь стала терять смысл…

1 мая 1990 года за праздничным столом Алиаскар Токтоналиевич почувствовал острую головную боль. Извинившись перед гостями, он попросил продолжить застолье без него и перешёл в спальню. Супруга вызвала скорую помощь. Срочно собрались отечественные светила медицины. Но помочь больному они были бессильны. Он скончался от обширного инсульта. Ему едва исполнился 61 год. В те горькие минуты некоторым утешением могло служить разве что наблюдение древних мудрецов: только любимцы богов умирают легко и быстро.

Вячеслав ТИМИРБАЕВ.






Related News

Кыргызская мечта о «Кодокане»

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ святая святых мирового дзюдо — японском центре «Кодокан» в Токио теперь хранится фотография легендарногоRead More

Народ не забудет

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Кыргызстане готовятся к проведению 100-летия видного государственного и политического деятеля Турдакуна Усубалиева. Соответствующий указRead More

Добавить комментарий