Main Menu

«Машина времени» в Кара-Балте

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Нет, наш рассказ не о гастролях популярной российской рок-группы Андрея Макаревича, удивительном долгожителе в музыкальной индустрии Союза. Речь пойдёт об одноимённом творческом проекте Союза художников Кыргызстана, который осуществлён на территории школы «Билимкана» в городе Кара-Балте. В его большую и интересную программу вошли фотовыставка, экспозиция советского плаката и персональная выставка известного художника Константина Шкурпелы «Назад в СССР». Впервые в республике в рамках проекта выставлено  более 400 работ одного цикла.

Поскольку мероприятие стартовало в Кара-Балте в День защиты детей, то художники, разумеется, приготовили подарки и для них. В здании школы открылась выставка независимых фотографов Натальи Андриановой, Павла Большакова и Алексея Скачкова. А ещё авторы организовали для детворы мастер-класс «Юный фотокор», по окончании которого лучшие работы ребят, выполненные фотоаппаратами либо сотовыми телефонами с камерой, отметили призами. Наталья Андрианова с коллегами провела для школьников мастер-класс «Юный дизайнер», который вылился в состязание юных дарований. Известные  мастера кисти Михаил Томилов и Константин Шкурпела собрали детей на мастер-класс «Юный художник», где  они  соревновались в создании плакатов, и победителям ристалища  вручили специальные призы.

А затем координатор творческих проектов Союза художников Гамал Боконбаев пригласил публику на выставку советского плаката. Этот жанр занимает важное место в изобразительном искусстве, поскольку остро реагирует на социальные настроения времени, испытывает подъём в эпоху переустройства жизни. Это искусство, доступное всем, призвано мобилизовывать людей на необходимые общественные акции. В Кыргызстане становление жанра плаката пришлось на 60-70-е годы минувшего века с появлением профессиональных художников-плакатистов Виктора Жукова и Фёдора Зубахина. Они представляли свои произведения на республиканских и всесоюзных выставках. Их работы и вошли в экспозицию «Машина времени».

Разумеется, центром проекта стала персональная концептуальная выставка Константина Шкурпелы «Назад в СССР». Его коллеги называют художника убеждённым нонконформистом в изоискусстве республики. Темы его работ — советские артефакты в постсоветский период: объекты, изображения, тексты, лозунги, ставшие брендами  и антибрендами, и просто навязчивыми словосочетаниями. Теперь, когда о конкретных условиях жизни в Союзе многие подзабыли, визуальный анализ художника напоминает: стоит ли возвращаться в СССР? Творческий стиль К. Шкурпелы как бы иронизирует над нашим советским прошлым. Фразеологизм «Назад в СССР» в названии выставки — это тоже ирония, как в песне знаменитого ансамбля «Битлз» Back in the USSR. Участники ансамбля пели о том, что когда ты молодой и здоровый, то можно радоваться всему на свете, а после просмотра выставки художника можно радоваться, что мы живём в современном демократическом Кыргызстане.

Художник Константин Шкурпела принадлежит к людям, которые любят сражаться с трудностями в стремлении их преодолеть. Благодаря углублённой работе над принципиальными основами своего изобразительного языка в последние годы отчётливо проявилось своеобразие его творческой индивидуальности, стал значимым его вклад в развитие современного искусства нашей республики. За 20 лет напряжённой работы Шкурпела создал уникальный масштабный экспрессивный цикл. Автор стремится придать форме максимальную выразительность, совместить пластическую и эмоциональную  задачи, используя собственные живописные приёмы в лепке форм.  «Художник тот, кто открывает множество пластических возможностей», — эти слова, сказанные Шкурпелой, можно считать эпиграфом к его творчеству. На первый взгляд кажется, что все композиции сделаны быстро, на одном дыхании, однако это ошибочное впечатление.  Иногда работа может длиться несколько месяцев. В дело идут не только традиционные материалы живописца — холст, краски, но и доживающие свой век вещи (лампы, дверные ручки, гайки, болты, радиодетали, рыболовные крючки, замки и прочие атрибуты окружающего быта), которые в авторской композиции приобретают иной символический смысл.

Серьёзно заинтересовавшись историей социализма, художник обратился к трудам его теоретиков и не поленился прочесть кулинарные книги и советы домохозяйкам советских лет, изобилующие цитатами из ленинских  сочинений. Он нашёл там во взглядах на различные аспекты человеческого бытия много любопытного, неожиданного. Художник органично включает в свои композиции цитаты, которые острее обнаруживают цинизм и лживость принципов, по которым наказывалось жить не одному поколению.

Гармонично соединяя изображение и текст, используя коллаж из различных бытовых предметов для сильного эмоционального воздействия, Шкурпела достоверно создаёт в своих композициях фрагменты самой атмосферы эпохи, которая представляется автору уже на временном удалении от настоящего.

Масштабные творческие замыслы требуют для их воплощения и больших пространств. Идея сделать выставку в пустующем помещении линолеумного завода в городе Кемине появилась у Константина ещё в 2014 году. Там предполагалось оставить нетронутой фактуру заброшенного советского, некогда прибыльного предприятия и по минимуму провести ремонт, чтобы соблюсти технику безопасности. Осенью 2017-го на заводе в формате проекта POSTTOTAL было выставлено  порядка 40 работ, однако до конца замысел осуществить не удалось. И всё же художник настойчив в реализации своей концептуальной художественной идеи. Её жизнестойкость доказывают состоявшиеся в прошлом в Национальном музее изоискусства имени Г. Айтиева выставки, вызвавшие большой зрительский интерес: «Лабиринт» (1998), «Рыботерапия — сеанс 1» (совместно с дочерью Дашей Шкурпела), «Nature Morte — живой объект»,  Торс. Habitat (совместно с Турдукан Борубаевой).  И вот теперь в 2019 году Константин Шкурпела в Кара-Балте  силой своего дара сотворил удивительную персональную экспозицию, где фоном для выставленных оригинальных работ послужили заброшенные цеха бывшего ликёро-водочного завода. Мы можем только гадать, какую следующую из своих новых идей Шкурпела воплотит в творческих устремлениях. Всё это зависит только от меры его  художественного таланта и  неиссякаемого творческого подвижничества и, пожалуй, здоровья автора. А пока мы внимательно вглядываемся в его картины и композиции, где талантливо и самобытно отображено пространство наших забот и свершений, тревог и надежд, которые и вдохновляют подлинного художника на будущие достижения.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Related News

Художник, что рисует жизнь…

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintКаждый город имеет свой неповторимый облик, и большая удача, если появляется живописец, который сохранит наRead More

Мечты должны сбываться

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Кыргызстане состоялся гала-концерт, приуроченный к 30-летию принятия Конвенции ООН о правах ребёнка и 25-летиюRead More

Добавить комментарий