Мы все в ответе за детей…

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

С большой надеждой мы называем детей будущим страны. Так оно, безусловно, и есть, да вот только одного понимания этой истины недостаточно. Новые вызовы времени требуют особого отношения к вопросам безопасности для подрастающего поколения. Детсады, школы — вторые объекты после дома, где ребятня проводит больше всего времени. А значит, государство обязано не только осуществлять право на образование, но и нести ответственность за физическое, психологическое здоровье каждого ребёнка.

Необходимость создания в общеобразовательных организациях безопасной, толерантной и поликультурной образовательной среды определена в Национальной стратегии устойчивого развития.  Для достижения данных целей Фондом Конрада Аденауэра и экологическим движением «БИОМ» совместно с Министерством образования реализуется проект «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды». На первом этапе проекта в столице и в регионах выбраны 11 пилотных школ. Организована информационная кампания, охватившая около 100 муниципалитетов, проведено свыше 300 семинаров, в ходе которых общественности рассказано о стандартах безопасной школьной среды.

Об опыте пилотных школ зашёл разговор на недавней пресс-конференции. Как отметила руководитель ОО «Центр гражданских инициатив «Лидер» Банур Абдиева, создание безопасной школьной среды зависит от межсекторального  взаимодействия Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения, органов местного самоуправления, от попечительских советов школ, родительских  комитетов и т. д.

Банур Абдиева также подчеркнула, что самым большим вызовом в обсуждаемом вопросе является проведение тендеров.

Главный и единственный критерий при закупках — самая низкая цена. Члены комиссии боятся судебных разбирательств при выборе более дорогой, но при этом качественной продукции. Оно и понятно, иначе в расточительстве госбюджета обвинят. «Мы считаем очень важным достижением в нашей работе выпуск инструктивного письма для того, чтобы им могли пользоваться при закупке необходимых для школы предметов, предъявляя определённые требования, опираясь на критерии безопасности. На практике законодательство предусматривает наличие технического задания для поставщиков. Их составляют органы местного самоуправления. Если они правильно подойдут к этой проблеме, выдвигая требования к качеству и характеристикам товара, то заявки, которые не соответствуют этим характеристикам, сразу же исключаются. В итоге нужно выбирать среди тех, кто предлагает самую приемлемую цену и качество», — пояснила Абдиева.

Она напомнила, что составители технического задания не разбирались в качестве товаров, которые необходимы для общеобразовательных учреждений, и основным требованием выдвигали только низкую цену на них. Теперь же подход стал иным.

В школах, подпавших под пилотную фазу проекта, как отмечают участники программы, произошли большие изменения. Для преобразований в средней школе №1 им. Г. Кудряшова в городе Орловке выделено 3 589 500 сомов и 10 тыс. евро Евросоюзом. «Мы заинтересованы в том, чтобы наши дети учились в безопасной школе. Мы теперь знаем, как отбирать при закупках  качественные линолеум, окна, краску и строительные материалы», — рассказала депутат Орловского городского кенеша Рыскуль Ашимбекова.

В свою очередь вице-мэр Таласа Асель Куручбекова  подчеркнула, что органы местного самоуправления готовы оказывать всяческое содействие в вопросах организации безопасной школьной среды. К примеру, в Таласе проект  реализован в гимназии №3, и по его окончании школа оборудована камерами, тепловой завесой, новыми партами, интерактивными досками, пластиковыми окнами. Всё это преобразило учреждение, и мэрия заинтересована изменить и другие школы города под такой современный формат.

Взявший следом слово профессор Эмиль Шукуров рассказал о важности озеленения школьного пространства. По его мнению,  нужно менять отношение к природе как у детей, так и у взрослых.

«Если мы живём в бедной среде, то у нас бедное мышление. Привитие любви к природе у детей есть путёвка в достойную жизнь. Мы сейчас находимся на начальной стадии экологической катастрофы, в  которую вступил весь мир. И только при знаниях об окружающей среде, понимании можно спасти общество», — заключил Эмиль Шукуров.

После пресс-конференции журналисты посетили одну из пилотных школ проекта — эколого-экономический лицей №65  Бишкека, где им наглядно показали результаты и достижения учебного заведения в рамках проекта. Профессор, проректор московского Института бизнеса и права Андрей Зыбкин  в ходе этой экскурсии подробно остановился на информационной безопасности школьников.

Большой поток неконтролируемой информации вредит психологическому состоянию детей. Ребёнок сам необдуманно может  разместить неудачное видео, дав повод для издевательств. «К сожалению,  несовершеннолетние с таким неприятным явлением сталкиваются очень часто. Эта проблема является одной из самых актуальных во всём мире», — пояснил Зыбкин. А порой во  Всемирной паутине ребят поджидают ещё большие опасности. К примеру, печальную известность получили группы  смерти, где детей учат, как быстро и безболезненно уйти из жизни. А мы знаем, как неустойчива психика ребёнка и как легко он может пойти на непоправимый шаг. И этот риск — одна из составляющих информационной безопасности. Я уже не говорю о наркотиках, непроверенной рекламе и всём, что связано с  информацией, вредящей мировоззрению детей. Я рад, что вопросы безопасности школьной среды рассматриваются комплексно с учётом всех аспектов, в том числе информационного. Кыргызстан является одной из первых стран в мире, обративших на них внимание», — подытожил Андрей Зыбкин.

Аида ШИРИНОВА.

Добавить комментарий