Main Menu

Встреча в Нарыне

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Согласно Конституции, Кыргызстан является социальным государством и в стране предусмотрены пенсии и пособия для незащищённых и малообеспеченных слоёв населения. Сейчас, следуя Закону «О государственных пособиях КР», выплачивается три их вида: «балага сүйүнчү» (единовременная выплата при рождении ребёнка), «үй-бүлөгө көмөк» (ежемесячное пособие для поддержки малообеспеченных семей с детьми до 16 лет) и социальное пособие для тех, кто не имеет права на пенсионное обеспечение. Первые два вида пособий можно получить только в том случае, если дети проживают совместно с получателями (родителями или опекунами). «Балага сүйүнчү» выдаётся без исключения всем, у кого появится ребёнок. Если в семье рождаются двое и более детей, то пособие выдаётся на каждого по отдельности. Для получения нужно обратиться в районное отделение Минсоцразвития не позднее шести месяцев со дня рождения ребёнка. Другое пособие — «үй-бүлөгө көмөк» выдаётся малообеспеченным семьям на каждого ребёнка, не достигшего 16-летнего возраста. Однако для получения этого пособия нужно доказать, что совокупный доход семьи не превышает 900 сомов, в ином случае пособие не выдаётся. Социальное пособие так же, как и «үй-бүлөгө көмөк», получают незащищённые слои населения. Размер пособия «балага сүйүнчү» — 4 000 сомов, «үй-бүлөгө көмөк» — 810 сомов.

К сожалению, в регионах сегодня высказывается много упрёков и жалоб о том, что процедура выдачи пособий малоэффективна, на местах есть факты коррупционных схем, граждане также недовольны и размером самих пособий. Словом, в обществе назрела необходимость усовершенствовать и само назначение пособий, и процедуру их выдачи. Учитывая все эти проблемные факторы, Комитет Жогорку Кенеша по социальному развитию, образованию и  здравоохранению инициировал создание рабочей группы для проведения мониторинга и контроля исполнения закона КР о государственных пособиях, чтобы на местах выяснить, что на практике мешает нуждающимся гражданам получать пособия.

Рабочая группа уже провела мониторинговые встречи в Иссык-Атинском и Московском районах Чуйской области, в столице Кыргызстана. По итогам эксперты составят конкретный отчёт, где выскажут свои рекомендации и предложения, на основе которых в парламенте намерены разработать проект закона. Мы побывали на одной из таких встреч в Нарыне, её участники собрались для обсуждения остро очерченной временем проблемы в городской мэрии. В мониторинговой встрече участвовали вице-спикер парламента Аида Касымалиева, заведующий отделом аппарата правительства по социальному развитию Улан Маматканов, вице-губернатор Нарынской области Жаркын Ибраева, начальник управления по поддержке семей, детей и государственных выплат Министерства труда и социального развития Самаган Асанов, эксперты и члены рабочей группы.

Нарынцы не были оригинальны, и их диалог с группой мониторинга мало чем отличался от встреч в других регионах. Жители самого высокогорного региона также высказали немало замечаний: о процедурных барьерах, о длинном перечне документов, необходимых для назначения пособий. Говорили о том, что нет никакого эффекта от принимаемых государством мер по трудоустройству. Все предложения непривлекательны.

Как рассказывает эксперт Нурлан Медетов, помимо встреч с жителями, рабочая группа провела анкетирование граждан в Узгенском и Кара-Сууйском районах в Ошской области, а также в Джалал-Абаде.

Целью анкетирования было, во-первых, выяснить, с какими проблемами сталкиваются граждане при назначении и выплате («үй- бүлөгө көмөк»), и второе, самое важное, наладить с ними обратную связь, то есть получить рекомендации по дальнейшему совершенствованию законодательства.

Казалось бы, всё просто, говорит Н. Медетов, есть бедные семьи, которым нужно выплачивать пособия. Но для того чтобы получать назначенное пособие, им приходится, наоборот, тратить свои деньги. Часто бывает, что люди меняют место жительства, а, согласно закону, они имеют право получить пособие только по месту фактического проживания, поскольку никакой привязки к так называемой старой прописке сейчас нет. Случается также, что для того, чтобы назначили пособие, надо получить ещё справку из органов занятости о том, что гражданин там состоит на учёте, подтверждающую, что он не работает и дохода нет.

Часто бывает, что в семье кто-то из родителей ребёнка (супруга или супруг) прописан в другом районе, и тогда им приходится колесить по стране. Кроме этого, нужно также предоставлять справки из айыл окмоту, если имеется земельный надел или крупно- и мелко-рогатый скот, а ещё справки из налоговых органов, из Соцфонда. В общем, список требований так велик, что порой доходит до абсурда: в определённых случаях требуется справка из МВД о розыске одного из родителей ребёнка.

Как подчеркнул Н. Медетов, это только первая категория проблем. Вторая заключается в критериях. Малообеспеченными семьями у нас считаются те, у которых совокупный доход на каждого члена в месяц не превышает 900 сомов. В Нарыне высокогорье, к размеру пособий положена добавка, и люди получают 1 200 сомов. В других регионах размер пособия — 810 сомов. Люди говорят, что это крайне несправедливый критерий, потому что, например, если у них совокупный доход составляет 1 000 сомов, то они уже не подпадают в систему назначения пособий.

Другой пример. Одним из критериев для определения малообеспеченности считается наличие скота. В Нарыне говорили о том, что чиновники считают мелкий рогатый скот. Если на одного члена семьи приходится четыре и более голов мелкого рогатого скота, то семья уже пособия не получает. Народ считает, что это несправедливый подход. Надо либо увеличивать размер ГМД (гарантированный минимальный доход), либо пособие выплачивать всем до определённого возраста ребёнка.

«В тех регионах, где мы уже были, во многих случаях люди говорили о необходимости упрощения процедуры назначения пособий и предлагали ввести ещё отдельный вид пособия, при котором до достижения ребёнком полутора лет пособия выплачивались всем детям без каких-либо требований. Просто сам факт рождения и существования ребёнка до полутора лет уже есть повод, чтобы выплачивать пособие. Для чего это нужно сделать? Смотрите, с момента рождения и до трёх лет ребёнок находится в том самом возрасте, когда он должен получать полноценное питание, от чего во многом зависит дальнейшее развитие физиологических и умственных способностей. И недоедание до трёх лет как раз сильно влияет на будущую судьбу», — разъяснил эксперт.

А вот мнение ещё одного участника мониторинга — Самагана Асанова: «Многие граждане на встречах с нами говорили о том, что когда определяют ГМД, а он устанавливается государством в зависимости от бюджета страны, то в оценку семейного дохода включают машину, сельхозтехнику, домашний скот, а если хозяин предприниматель, то его заработок. Люди предлагают исключить из оценочного списка автомашины, поскольку считают, что легковая машина несёт с собой только расходы на запчасти, бензин, ремонт».

По словам С. Асанова, параллельно с мониторингом идёт анкетирование в Баткенской области, Алайском районе Ошской области. До конца июня рабочей группе нужно промониторить Талас и Иссык-Куль, и тогда её члены обсудят все вопросы, предложения, жалобы граждан и составят единый отчёт по республике. Потом вынесут его на обсуждение комитета ЖК, а дальше уже в самом парламенте будут принимать окончательное решение.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Related News

Архивы — история будущего!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintАрхивные документы — важнейшая часть культурного наследия всего человечества. Архивы — бесценное хранилище информации оRead More

Почтили память

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Бишкеке на аллее государственных деятелей Кыргызстана состоялся митинг-реквием, посвящённый 100-летию выдающегося государственного деятеля КиргизскойRead More

Добавить комментарий